• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

30
Январь

«Не бойтесь потратить на работу или учебу то время, которое вам так хотелось провести за просмотром сериала»

Анастасия Склярова – студентка четвертого курса ОП «Журналистика», которая смогла перевестись с коммерческого места на бюджет, смогла получить стажировку в Tatler с помощью съемки студенческого ток-шоу, а сейчас работает SMM-редактором в The Blueprint. Мы спросили Анастасию про старт медиакарьеры, work-life баланс и навыки, необходимые каждому работающему в digital-сфере.

«Не бойтесь потратить на работу или учебу то время, которое вам так хотелось провести за просмотром сериала»

© Из личного архива Анастасии Скляровой

Настя, ты поступила в Вышку со скидкой, а потом перешла на бюджет. Как тебе это удалось?

Я поступала в 2017 году — подавала на программы «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» в Вышке, на журфак МГУ и еще в несколько университетов. Мне не хватило двух баллов до бюджета на рекламе и около десяти баллов на журналистике — и там, и там попала на скидку в 70%. В МГУ я попала на бюджет – и тогда совершенно не понимала, как лучше поступить в этой ситуации. Сейчас, с практически четырехлетним опытом учебы здесь, я бы даже не раздумывала и сразу пошла бы в Вышку. На тот момент никакого четкого понимания не было. Знаешь паблик «хайер скул оф мемс»? Так вот, там большинство мемов про то, что скидка во ВШЭ — это чистый маркетинг, и удержать ее практически невозможно. Еще меня пугало то, что в коллективе из-за рейтинга и борьбы за скидку будет токсичная (вот именно это слово) обстановка, без тепла и дружбы. В итоге после раздумий я все же решилась пойти на скидку и проучилась на ней полтора года. Летом после первого курса я была вторая в рейтинге, и у меня появилась мысль, что я могу перейти на бюджет. Осенью на втором курсе я пришла к менеджеру образовательной программы, спросила, может, освободились еще места... Она сказала, что из всех четырех курсов журналистики и медиакоммуникаций есть одно бюджетное место. Где-то через месяц после этого диалога, я узнала, что оно мое.

На каком курсе ты начала работать? 

Работать я начала на втором курсе. Решила, что хочу понять, что такое внеучебные обязательства, и просто пошла работать в Massimo Dutti продавцом-консультантом. Тогда мне казалось, что без опыта меня не возьмут ни в какое издание даже на стажировку. И очень сильно ошибалась. Но мне повезло. Так получилось, что в ноябре на втором курсе на съемки студенческого ток-шоу «В точку! Персона» пришла Ксения Соловьева, главный редактор Tatler (одного из журналов издательского дома Conde Nast). После шоу я подошла к ней, спросила, возможно ли прийти на стажировку – подумала, была не была. Она поделилась со мной своим контактом, на следующий день я ей написала, меня позвали на собеседование, дали тестовое задание – классическая история. В январе вышла на стажировку в отдел культуры, и время от времени помогала самой Ксении [Соловьевой] и шеф-редактору Альберту Галееву, работала над материалами для приложения Tatler Teen и простажировалась там где-то до мая.

Потом был The Blueprint. Ну как был... Я увидела вакансию стажера и наивно подумала: раз уж я стажировалась в Conde Nast, в The Blueprint меня с большой вероятностью тоже возьмут. Меня пригласили на собеседование в новостной отдел и не взяли, конечно. Но тут включилась одна моя черта, не знаю, плохая или хорошая – но если мне что-то надо, я буду долго упираться. Даже если не берут, отказывают и дают понять, что мне туда не надо, я приду еще раз и попробую. Так, я уехала домой на лето, вернулась и откликнулась на другую вакансию в The Blueprint – вакансию стажера в SMM-отделе. Меня взяли.

Я стажировалась около трех месяцев, а потом узнала, что моя наставница, на тот момент SMM-редактор, уходит в другое издание. Мне предложили заменить ее на праздниках за небольшой гонорар, и я согласилась. После новогодних каникул мне предложили остаться на работу.

Как ты совмещаешь учебу и работу?

Думала, что с выходом на работу буду уделять меньше времени учебе. Но оказалось, что я не могу это сделать по своим внутренним убеждениям. Я стараюсь брать от учебы все, я бескрайне люблю Высшую школу экономики и горжусь тем, что учусь именно здесь (поставь, пожалуйста, дисклеймер, что это не реклама!).

В 80% случаев мне очень нравится, что мне здесь дают с точки зрения знаний, и мне каждый раз по-человечески обидно что-то упускать, не сделать, прослушать. Поэтому я трачу достаточно много времени на учебу, просто потому что хочу, хотя могла бы этого не делать.

Сложно бывает в периоды интенсивов. Когда летом на третьем курсе нужно было сдать курсовую, или сейчас, в декабре, когда сезон дедлайнов. Ты просыпаешься утром, и начинаешь учиться. В одиннадцать начинается рабочий день, длится в лучшем случае до восьми. И сразу после него приходиться браться за учебу. И в воскресенье тоже — я не помню, когда во втором модуле у меня было свободное воскресенье. Наверное, их не было.

У тебя руководящий пост в The Blueprint?

В The Blueprint я просто SMM-редактор. Я не воспринимаю свой пост как руководящий. Да, я была стажером, прошло месяца-полтора с начала моей официальной работы, и стажеры появились уже у меня. Одна из них недавно стала младшим редактором, чему я несказанно рада. Так, сейчас у меня есть младший SMM-редактор и еще несколько стажеров. Я стараюсь грамотно менеджерить количество задач, чтобы никто из них не ощущал перегруза. Получается, у меня есть задачи по делегированию и контролированию процессов, но я не считаю их руководством.

Что входит в твои обязанности?

Дистрибуция материалов по соцсетям. Нужно придумать, как переупаковать или анонсировать статью, видео, любой другой материал, который выпускает The Blueprint, чтобы пользователи Instagram или подписчики телеграм-канала захотели перейти по ссылке. Также в мои обязанности входит немного механических задач: минимальное ведение отчетности, выбор материалов на промо.

Я веду весь пакет соцсетей, которые есть у The Blueprint. Это ВКонтакте, Facebook, Яндекс.Дзен, Telegram, Instagram. Большинство постов в Telegram-канале — дело моих рук или рук нашего новостного редактора. Там часто выходят новостные публикации, и логично, что в мои обязанности входит мониторинг новостей. Ввиду специфики площадки нам необходимо молниеносно реагировать на какие-то поводы. Это очень стрессово, потому что нужно постоянно быть на телефоне. Ты не успел опубликовать важную новость первым (о закрытии музеев на карантин или, простите, смерти), успел другой Telegram-канал – ты не развиваешься сегодня в плане количества подписчиков.

Что тебе нравится, и что не нравится в работе?

Мне нравится, что я понимаю, что происходит в индустрии, в культуре, в мире в целом. Мне нравится коллектив, направленность издания, как по мне, The Blueprint гораздо умнее обычного глянца, точнее, он ломает стереотипы традиционного глянца.

Ну и характер работы мне нравится, в частности то, что нужно постоянно придумывать новые форматы, думать, как ты можешь адаптировать контент по-другому. Полгода назад читателям нужно было одно, сейчас нужно уже немножко другое, поэтому ты должен постоянно следить и быть в курсе.

Не нравится, что я должна быть на телефоне 24/7, что не могу отключиться. Но это специфика работы в диджитал, да и в медиа в целом. Кто-то уйдет с поста креативного директора крупного модного дома в десять вечера по Москве, по-хорошему об этом нужно сразу рассказать, потому что утром это уже никому не будет нужно. И неважно, пишешь ли ты план диплома или сидишь в баре с подругой. Ты не можешь не быть на связи примерно никогда, только если предупреждаешь и ищешь себе замену (даже после формального окончания рабочего дня). Я скучаю по временам, когда в метро я читала книгу, а не скроллила ленту новостей. Такой режим влияет на уровень стресса, банально на состояние здоровья. Из-за большого объема работы летом у меня было выгорание (классическая история вплоть до слез по утрам). Раньше мне всегда казалось, что это случается через несколько лет, а не месяцев с момента старта работы в каком-то месте, и я довольно долго винила себя в слабости.

Что нужно знать профессиональному SMM-редактору?

В идеале, помимо русского языка, оперативности, умения считывать тренды, неплохо разбираться в InDesign, в чат-ботах каких-нибудь, следить за новвоведениями соцсетей. Стараться делать вирусный контент, переупаковывать контент замысловато. Уметь критически смотреть на свою работу и очень быстро меняться, но это ко всем людям и профессиям относится.

Какие советы ты можешь дать студентам, которые хотят начать карьеру? 

Даже если у вас нет опыта, просто пишите в места, где хотели бы попробовать свои силы. Ищите хорошую мотивацию, чтобы человек на том конце провода понял, что вам действительно интересна эта работа. Если не получилось с первого раза, пробуйте еще — это не стыдно. Если вам действительно хочется, и вы знаете, что вам работа по плечу, отказ – это не знак, что вам не надо туда идти. Просто нужно еще немного поучиться.

Кроме того, обязательно научитесь грамотно составлять письма, это очень важно. Сейчас в интернете так много туториалов… Это не только условный Ильяхов [книгу Максима Ильяхова «Новые правила деловой переписки» вы можете найти в библиотеке Вышки], вон даже на сайте The Blueprint есть свежий материал про правила деловой переписки. Это знание точно поможет вам в учебе и работе. А еще не бойтесь потратить на работу или учебу то время, которое вам так хотелось провести за просмотром сериала. Потом удивитесь, как много и как быстро вы достигли, и что потенциальные работодатели вдруг сами вас находят и хотят с вами сотрудничать.

Интервью подготовил Александр Козлов