• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

Учеба без границ: как поехать за рубеж по программе международной академической мобильности ВШЭ?

26 октября открылся дополнительный прием заявок на участие в программах долгосрочной международной академической мобильности на весенний период 2019 года. Студенты ФКМД, которые уже приняли участие в программе мобильности, рассказывают о своем опыте.

Каждый год осенью и зимой отдел международной академической мобильности НИУ ВШЭ проводит отбор студентов на участие в программах академической мобильности в рамках соглашений Вышки с зарубежными вузами. Любой студент, успешно сдавший минимум 4 сессии, может подать заявку и получить возможность бесплатно обучаться за границей в вузе-партнере в течение 3-6 месяцев.

Расходы на обучение компенсирует ВШЭ, проживание и прочие расходы оплачивает студент. Некоторые зарубежные университеты, с которыми сотрудничает Вышка, проводят розыгрыш стипендий «Erasmus+» и «First+». Если выиграть финансирование зарубежного вуза не удалось, студент может получить денежную помощь от своего университета. Для этого надо написать небольшое эссе и обосновать необходимость получения стипендии.

Студенты ФКМД, побывавшие за границей по программам академической мобильности, рассказывают о своих впечатлениях.

– Я училась в университете Кёльна, в Германии, – рассказывает Камилла Гареева, студентка третьего курса. – Не сказала бы, что приспосабливалась к учебе в другой стране, потому что вышкинский формат похож на европейский. Но было сложно осознавать, например, что семинарские занятия проводятся не еженедельно, как в Вышке, а буквально три раза за семестр. То есть студенты встречаются с преподавателем в начале курса, потом вас делят на мини-группы. Каждая из них делает проект, который сдает примерно через три месяца. Несмотря на пользу обучения в зарубежном вузе, я не буду участвовать в конкурсе в этом и в следующем году. Учеба по обмену – скорее длительный отпуск, чем напряженная учеба. При этом за 6 месяцев пребывания в другой стране ты теряешь связь с одногруппниками и потенциальными работодателями.

Мария Сухорукова, однокурсница Камиллы, шесть месяцев училась в Высшей политической школе Франции SciencesPo Lyon.

– Приспособиться к учебе было достаточно легко, – утверждает Мария . – Мы сами могли составлять себе расписание, сами выбирали предметы, изучали политику с точки зрения разных стран. У нас была создана специальная платформа, на которую студенты-французы выгружали лекции, чтобы иностранные студенты могли их скачать.

Ожидания Сухоруковой оправдались, и в этом учебном году она вновь покинет Россию: девушка во второй раз выиграла место в программе международной мобильности и поедет на полгода в Испанию.

Ольга Стальгорова ездила по обмену на полгода, училась в университете Осло, в Норвегии. В рамках конкурса « Erasmus+» она выиграла стипендию, которая полностью покрывала расходы студентки.

– Приспособиться к учебе за границей было не очень сложно, потому что нам максимально помогали на ориентационной неделе, – уверяет Ольга. – Особенность Норвегии: там все очень хорошо говорят по-английски.

Стальгорова поделилась своими впечатлениями о системе обучения. Она рассказала, что в университете Осло было мало пар и много времени отводилось на самостоятельную подготовку:

– Если ты хочешь пройти все темы, ты должен сидеть весь день в библиотеке, – говорит Ольга. – Все понимают, что если ты студент по обмену, то ты хочешь больше поездить по соседним странам. Было организовано очень много специальных мероприятий для иностранных студентов. В плане обучения мне очень нравились преподаватели. Там гораздо меньше личного подхода, никто даже не пытается запомнить имена студентов в семинарской группе. Но все преподаватели, которые у меня вели, были настоящими профессионалами и вызывали уважение.

Кому-то первое турне в зарубежный вуз только предстоит.

– Еду по обмену на пять месяцев в Университет Джорджа Мэйсона в США, – делится Дарья Мережицкая . – Первый раз участвую в этой программе. Решила поехать по многим причинам. Основной является желание – «добить» английский. Я уже давно занимаюсь и знаю его на приличном уровне, но, говорят, лучшей практики, чем в англоязычной стране, нет. Я думаю, что мои знания приумножатся. Плюс, конечно, обучение за границей – это опыт новых знакомств, другой культуры.

Третьекурсница Карина Гюльбасарова отправляется на одно полугодие в Нидерланды и будет учиться в университете Гронингена.

– Решила поехать за границу, потому что очень давно хотела попробовать поучиться за рубежом, – говорит Карина. – Сама идея очень интересная: ты в новой культуре, в новом месте. Честно, я ожидаю в первую очередь культурный обмен, потому что мне очень интересно впервые в жизни пожить в общежитии, долгое время находиться в другой стране и увидеть, в чем разница между студенческой жизнью в России и Голландии. Я очень много всего узнала у своей однокурсницы, которая уже ездила в прошлом году именно в это место. Она рассказывала о жесткой учебе, сложных и настоящих экзаменах.

Алина Сурнина тоже уедет на полгода в университет Гронингена.

– Воспринимаю это как подготовку к возможной магистратуре за границей, также прельщает изучение предметов, которых нет в Вышке на нашем факультете, например, анализ кино, и потенциальная дружба со студентами из других стран, – предвкушает Алина.

Анна Соколова