• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

«Возможность не забираться под одеяло и не записываться в шкафу». Сергей Корзун о проекте «Креативный подкастинг» и работе со студентами в этом году

«Возможность не забираться под одеяло и не записываться в шкафу». Сергей Корзун о проекте «Креативный подкастинг» и работе со студентами в этом году

© Из личного архива Сергея Корзуна

В прошлых материалах мы рассказывали о студентах и выпускниках Вышки, которые запустили подкасты, вышедшие в топы стриминговых платформ. Мы спросили Сергея Корзуна, профессора Департамента медиа, о том, как студенты учатся разрабатывать и выпускать собственные аудиопродукты, а также о современной индустрии российских подкастов и креативном подходе к их производству.

В этом году вы запустили проект «Креативный подкастинг». Что послужило мотивацией?

В прошлом году мы попробовали формат «Лаборатории аудиоподкастинга». Запустили несколько подкастов, попробовали их продвинуть, сели на все возможные платформы, включая Яндекс.Музыку, ВК и Apple Podcasts. 

Почти во всех странах подкасты естественным образом выросли из радио, и в топах производителей подкастов – радиостанции. У нас происходит наоборот: это живой молодой процесс, который отрицает радио. Попытавшись зайти на рынок подкастов с бэкграундом радийщика, я понял, что все не так просто.

В журналистике ценятся экспертиза и обобщение, в то время как в подкастах – мнение и личный опыт.

Мои любимые подкастеры, в том числе, Кристина Вазовски, говорят о том, что радио – занудная штука, в которой обращаются официально к огромному количеству людей. А в подкастах мы обращаемся конкретно к каждому слушателю своими словами – так, будто мы беседуем с ним один на один. 

Опыт показал, что среди подкастов в России слишком много разговорных. Моя идея в этом году – сделать креативные подкасты, то есть найти свежие идеи и способы их реализации. Выпускать не просто разговорные подкасты, а нарративные, которые рассказывают историю сложным образом. Современные российские подкастеры очень мало используют богатство звука. Поэтому в своем проекте я также приветствую любые документальные звуковые записи, которые можно найти.

Самый известный и популярный из новостных ежедневных подкастов – The Daily от The New York Times. Это сложносочиненная и долгоиграющая история со своим сценарием: события, которые важны сегодня и рассматриваются с разных сторон. А эксперт, который находится в стране, где событие происходит, комментатор и репортер составляют документальную основу подкаста. 

Где найти материал для истории, как ее построить, какие придумать приемы для ее лучшего восприятия – цель этого курса. Не придумать самому за студентов, а инициировать этот процесс творчества и поддержать его, насколько хватит моих знаний, умений и опыта.

На какие этапы можно разделить работу в проекте?

Все, в чем могу считать себя специалистом и экспертом, дам студентам сам. Все, в чем не могу – позову компетентных людей. 

В рамках «Креативного подкастинга» точно будем делать лекции. Я уже знаю, кого позову с BBC – это будет Сева Бойко, он замечательно рассказывает истории. И с Кристиной Вазовски уже договорился – она будет гостем на мастер-классах. 

А этапы следующие:

  1. Придумывание идеи на этапе брейнсторминга.
  2. Питчинг, то есть отбор самых ярких идей с их обоснованием.
  3. Производство пилота подкаста. Обсудить можно все, что угодно, но что получается в результате с записью, подачей у микрофона – это уже другое дело. 
  4. После того, как пилот выпущен и одобрен, все остальное время – это производство подкаста на регулярной основе. Раз в неделю – лучше, но возможно и раз в две недели, это зависит от занятости студентов, состава команды и количества участников. Например, подкаст «НОРМ» выходит раз в две недели, и ничего плохого в этом нет, слушатель может и подождать. 
  5. Продвижение подкаста. Площадка для продвижения подкастов у нас есть – это Laudicast. Если студенты готовы продвигать свои подкасты, помогу, чем только могу. Если не готовы, мне достаточно того, что они делают качественный контент в яркой и привлекательной форме. В подкастинге такая ситуация: работа по продвижению и по заработку на подкасте занимает 90% времени. Сделать простой подкаст – дело трех часов: записать, смонтировать и выложить. Остальное – его продвижение. Подкастинг в России – пока не индустрия, это дело отдельных успешных подкастеров либо ателье, где вручную эти подкасты создают. Не могу сказать, что по опыту прошлого года нам очень сильно помогли социальные сети. Мы заводили информационные каналы в Телеграме и Вконтакте, но мотивированность студентов на продвижение была не слишком высокой. 

Насколько сложно запускать подкаст в условиях пандемии? 

Медиацентр не прекратил работу. Все, что нужно подкастингу от него – студия для записи, которая дает возможность не забираться под одеяло и не записываться в шкафу. С другой стороны, есть Zoom. 

К вопросу о том, что поменяла пандемия – она сделала более актуальным мессенджеры, позволяющие записывать звук. Искать и договариваться с экспертами стало гораздо проще.

Нет необходимости ножками приходить к эксперту, брать хороший диктофон и записывать героя на месте – можно сделать это через мессенджер и в монтаже создать из этого хороший аудиоклип. Я не вижу особых ограничений, возможно, пандемия даже дала толчок к тому, чтобы больше звука записывать дистанционно.

Подкаст «Сразу после»

Тема пандемии сильно исхожена и, наверное, ни один подкастер не прошел мимо нее. В прошлом году мы со студентами опробовали дистанционный формат в подкасте «Сразу после». Идея заключалась в следующем: что вы будете делать, когда откроются двери и вы выйдете на улицу? Запись подкаста осуществлялась в Zoom, при этом каждый записывался на свой диктофон. Слышно, что записывалось из разных мест, но никаких проблем с восприятием не возникло. Приходится придумывать в том числе и такие приемы, и ничего плохого в этом нет. Чем больше придумываешь, тем больше останется. 

Можете рассказать о проектах, которые будут выпускаться в этом году?

Мне кажется перспективным проект про цвета. Он всеобъемлющий, из каждой серии можно делать подкаст-лонгрид. Я очень люблю лонгриды, так как на все вопросы, которые вы хотели задать, вы получаете ответы. Это называется «эффект выжженной земли», когда у человека, который прослушал подкаст, больше не осталось вопросов – на этом этапе он узнал всё. Не социальный, но очень любопытный проект «Кто сказал» (рабочее название). Это история пословиц, поговорок, крылатых выражений с комментариями специалистов. Привлекателен проект про женщин в религии. Это мощная тема для исследования, и интересно, как ребята ее повернут. Симпатичный проект про влюблённых: Орфея и Эвридику, Бонни и Клайда и т.д. Пар много, и за каждой будет стоять история. Есть несколько любопытных проектов в области бизнеса, инноваций и стартапов. Очень сложно реализовать, но, если удастся – «Москва звучащая», в котором будет минимум текста и максимум звуков. Это не разговорный подкаст и не исследование, а звуковая зарисовка. Как раз то, что аудио и должно делать. 

Какие проекты профессиональных подкастеров вы слушаете сами?

С большим удовольствием осилил серию русской службы BBC «8 историй из 90-х» – нарративный подкаст в чистом виде, с журналистским подходом. С удовольствием слушаю подкасты Арзамаса и Постнауки, даже скачиваю и беру их с собой в машину. Очень любопытно работает Глаголев FM, со сложными историями в том числе. Не упускаю возможности послушать то, что делает Лика Кремер в «Либо-либо» и в последнее время «Нужен толк» Кристины Вазовски. Для меня как радийщика простовато, но очень любопытно. 

Какие подкасты имеют перспективу на успех в будущем?

Есть отличный нарративный подкаст, один из первых российских true crime подкастов – «Трасса 161» студии «Холод». Отдаю должное профессионализму его создателей. Но я все-таки не мог его дослушать, он меня не увлек. 

Право на существование и светлое будущее имеют и просто разговорные подкасты. Самый популярный в мире подкаст – Joe Rogan Experience, это практически просто интервью. Поэтому будущее имеют разные подкасты. К счастью, они не ограничены платформами распространения и совершенно не обязательно иметь лицензию на радиовещание, чтобы делать подкаст. И это очень хорошо. Есть подкаст, который стильно и классно сделан, но который послушают 1500 человек, я в их числе. И есть подкаст, у которого миллион слушателей, правда пока в России таких нет, но скоро появятся. И тот, и другой должны существовать. 

Интервью подготовила Камилла Цыганкова