• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ научных школ в рамках направления исследования

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс охватывает проблематику структурной лингвистики, этно-, психо- и социолингвистики, когнитивной и дискурсивной лингвистики, а также прикладного языкознания (переводоведения и лингводидактики). Изучается ряд частных («нано») лингвистических направлений, в число которых входят корпореальная лингвистика, лингвосенсорика и др. Рассматриваются основные закономерности в развитии лингвистической мысли, прослеживается преемственность между различными направлениями и возможность междисциплинарного взаимодействия при решении исследовательских задач, обсуждаются используемые в рамках того или иного направления методы и подходы и определяется степень их перспективности для проведения собственных научных исследований при написании выпускных квалификационных работ. В рамках курса предполагается развитие и совершенствование навыков профессиональной коммуникации посредством обсуждения публикаций научных школ, составления рефератов и сводных обзоров статей, овладения метаязыком современных лингвистических исследований, усвоения оборотов и клише, свойственных научным текстам лингвистической проблематики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является ознакомление студентов с основными направлениями современных научных исследований в области теоретического и прикладного языкознания и наиболее значимыми и авторитетными российскими и зарубежными лингвистическими школами, деятельность которых датируется ХХ-XXI в., а также основными направлении современных научных исследований в теории и методике преподавания иностранных языков, переводе и переводоведении и межкультурной коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать характеристики научной школы, типы школ и их функции в развитии научного знания.
  • Знать особенности организации современного научного знания и принципами создания меж- и трансдисциплинарных научных областей.
  • владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения информации, представленной в научной литературе по проблематике исследований научных школ;
  • знать истоки социолингвистического направления в лингвистике.
  • уметь пользоваться метаязыком социолингвистического описания.
  • владеть навыками отбора и критического анализа научной литературы по проблематике исследований научных школ
  • знать основы когнитивистики и основные принципы и методы лингвокогнитивных исследований.
  • уметь соотносить тематику исследований научных школ с собственным научным исследованием в рамках ВКР
  • знать актуальные направления исследований и наиболее востребованные исследовательские подходы в сфере межкультурной коммуникации.
  • знать спектр и степень разработанности проблем в рамках направлений исследований, реализуемых научными школами и способы решения исследовательских задач, предлагаемые различными научными школами
  • уметь анализировать и синтезировать информацию, полученную из источников, соотносить ее с деятельностью научных школ, и оценивать ее исследовательскую значимость;
  • знать имена исследователей, внесший существенный вклад в разработку этих направлений исследований и формирующих соответствующие научные школы
  • уметь соотносит тематику исследований научных школ с собственным научным исследованием в рамках ВКР.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину.
    Студенты знакомятся с понятием «научная школа», изучают характеристики научной школы, типы школ и их функции в развитии научного знания.
  • Меж- и трансдисциплинарный подходы в современном научном исследовании
    Студенты знакомятся с особенностями организации современного научного знания и принципами создания меж- и трансдисциплинарных научных областей
  • Этно- и психолингвистика как направления научных исследований.
    Студенты знакомятся с истоками направлений и деятельностью отечественных и зарубежных этно- и психолингвистических школ. Изучается базовый понятийный аппарат дисциплин, рассматривается круг изучаемых в их рамках вопросов и основные модели их решения.
  • Социолингвистика как направление научных исследований.
    Студенты знакомятся с истоками социолингвистического направления в лингвистике, изучают метаязык социолингвистического описания, анализируют деятельность отечественных и зарубежных школ, работающих в рамках направления.
  • Когнитивная парадигма в современных лингвистических исследованиях.
    Студенты знакомятся с основами когнитивистики и с основными принципами и методами лингвокогнитивных исследований. Особое внимание уделяется исследованиям в области метафорологии: анализируется современное понимание природы метафоры, изучается механизм метафорической проекции, вводится понятие «концептуальная метафора» и обсуждаются наиболее проблемные аспекты ее изучения, рассматривается понятие «преднамеренная метафора», изучаются механизмы метафорической креативности и др.
  • Основные направления исследований в сфере межкультурной коммуникации.
    Рассматриваются наиболее актуальные направления исследований и наиболее востребованные исследовательские подходы в сфере межкультурной коммуникации (межкультурные аспекты здравоохранения, потребления товаров и услуг, производства медиа продукции и т.д.)
  • «Нанолингвистические» направления.
    Студенты знакомятся с наиболее интересными и перспективными областями современных исследований, в фокусе которых находятся частные научные проблемы (корпореальная лингвистика, лингвосенсорика, языковая игра и т.д.).
  • Научные школы в лингводидактике.
    Студенты знакомятся с основными методами и подходами к обучению иностранному языку (грамматико-переводной, прямой, аудиолингвальный методы, метод TPR, метод Silent Way, суггестопедия, метод общины, коммуникативный подход, лексический подход, подход Principled Eclecticism и т.д.). Обсуждаются возможности применения методов для решения конкретных лингводидактических задач, анализируются их преимущества и недостатки.
  • Научные школы в переводоведении.
    Студенты знакомятся с принципами «реалистичного» перевода И.А. Кашкина, концепцией полноценного перевода А.В. Федорова и Я.И. Рецкера, концепцией динамической эквивалентности Ю. Найды, концепцией функциональной эквивалентности А.Д. Швейцера, болгарской школой перевода С. Влахова и С. Флорина, советской школой устного перевода и др. Рассматриваются современные подходы к доместикации и форенизации переводного текста, а также феномены старения и модернизации переводного текста.
  • Научные школы в контексте выполнения ВКР.
    Студенты определяют исследования научных школ, релевантные для их собственных работ, и «вписывают» исследования научных школ в ВКР.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Для конверсии в десятибалльную систему используется формула: балл студента / 5 * 10
  • неблокирующий Обзор
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Портфолио
    Портфолио – собрание письменных работ, выполняемых в течение курса, за исключением реферата, обзора и экзамена. В зависимости от динамики реализации курса в конкретной группы в портфолио могут входить конспекты статей, письменные вопросы к статьям, письменный перевод микро- и макроконтекстов, заметки к видеолекциям, письменное оценивание презентации одногруппников. Преподаватель конкретизирует на занятии, какие работы входят в портфолио. Количество работ, входящих в портфолио, варьируется, но не может быть менее 10. Также в раздел «Портфолио» входят мини-тесты, которые проводятся в аудитории с использованием ИКТ (например, заполнение Гугл-формы) и состоят из вопросов закрытого (множественный выбор, верно/неверно, соотнесение вопросов и ответов) и/или полузакрытого типов (внесение краткого ответа). Количество мини-тестов может варьироваться в зависимости от динамики работы в каждой конкретной группе.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Обзор + 0.2 * Портфолио + 0.2 * Проект + 0.2 * Реферат + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гарбовский Н. К.-ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДА 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-387-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-07251-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-perevoda-432812
  • Джуринский А. Н.-ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. XX - XXI ВЕКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-282-Профессиональное образование-978-5-534-10247-5, 978-5-534-10246-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-v-2-ch-chast-2-xx-xxi-veka-442460
  • Таратухина Ю. В., Цыганова Л. А.-МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-199-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-08259-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/mezhkulturnaya-kommunikaciya-semioticheskiy-podhod-424712
  • Ушаков Е. В.-ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-392-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-02637-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-nauki-433113

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Pourcel, S., & Evans, V. (2009). New Directions in Cognitive Linguistics. Amsterdam: John Benjamins Publishing Co. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=283987