• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История и теория зарубежной литературы

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен изучению основных вех в истории зарубежной литературы, а также нескольких избранных теоретических рамок. Основная цель - ознакомление студентов с основными периодами, направлениями и концепциями в теории и истории зарубежной литературы нового времени.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными периодами, направлениями и концепциями в теории и истории зарубежной литературы нового времени
  • раскрытие специфики теории литературы и истории зарубежной литературы как гуманитарных наук, необходимых для успешной межкультурной коммуникации
  • рассмотрение актуальных теоретических проблем современного литературоведения
  • ознакомление с различными типами интерпретаций рассматриваемых литературных произведений
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы и периоды в истории зарубежной литературы.
  • Знать ведущие теоретические концепции классического и современного литературоведения.
  • Знать основы теоретического и историко-культурного анализа произведения искусства.
  • Уметь излагать учебный материал в области теории и истории зарубежной литературы.
  • Уметь работать с оригинальными литературными текстами на иностранных языках.
  • Уметь корректноинтерпретировать иноязычные литературные произведения на их национальном фоне.
  • Уметь ориентироваться в современных теориях и подходах к изучению литературы.
  • Уметь понимать художественную и гуманистическую ценностьклассической и современной литературы.
  • Уметь использовать научную литературу, интернет-ресурсы и приобретенные знания для всестороннего анализа и комментирования текстовна иностранных языках, предлагаемых к прочтению на практических занятиях курса.
  • Иметь навыки применения современного знания о зарубежной литературе в сфере межкультурной коммуникации.
  • Иметь навыки оформления и презентации научного проекта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет и задачи курса.
    Этапы научного исследования. Литература и литературность. Исторический характер понятия литературы: от Средневековья к Новому времени. Внешние границы литературы.
  • Литература как социальный институт.
    Место, роль и формы литературы в культуре Нового времени. Понятие литературного поля (П.Бурдье). Автор, персонаж и читатель. Личная и социальная биография писателя. Литература как (авто)биографический миф. Понятие «творческой лаборатории». Феномен библиотеки писателя.
  • Интеллектуалы и власть.
    Интеллектуалы и рынок. Книгопечатание и рождение массовой литературы. Литературная политика. Писательские организации и писательские премии. Нобелевская премия как литературный и политический факт.
  • Литература как история чтения.
    Эпос и миф. Мифологизм в литературе. От сказительских практик к бумажной книге. Чтение как переписывание и толкование. От рукописной книги к печатной. Чтение вслух и чтение «про себя». «Читательская» революция XVIII века и рождение массового читателя. Сентиментализм и романтизм.
  • Роман как «буржуазная эпопея Нового времени».
    Эпос и роман. Романный герой и романный сюжет. Время и пространство в романе. «Эффект реальности» (Р.Барт). Реалистический модус. Натурализм и реализм. Культурная функция реалистического романа XIX века.
  • Понятие о литературном модернизме.
    История термина в зарубежной и русской научной традициях, философский и социокультурный контекст, проблематика. Принципы повествовательной прозы реализма, модернизма и постмодернизма. Специфика модернистского художественного языка. «Многосубъектное повествование». «Поток сознания» и мифологизм в литературе ХХ в. (М.Пруст, Дж.Джойс, Кафка). Автоматическое письмо и «новый роман». Нестилевое слово Э.Хемингуэя. «Скандальный нарратив» Г.Миллера и Ч.Буковски.
  • Страшное и ужасное в литературном тексте.
    Аристотель о страхе и катарсисе. Готический роман. Двойничество. Страх и ужас в литературных мирах Эдгара Аллана По и Амброза Бирса. «Кошмары визионеров» (Шарль Бодлер). Г. Ф. Лавкрафт как родоначальник жанра хоррора. Страх неизведанного, «космические ужасы». Хоррор-панк. Survival-horror. Эффект саспенса в литературе и кино. Триллер и фильм ужасов.
  • Массовая литература как новая область жанрового сознания.
    Формульные повествования. Теория Дж. Кавелти. Жанры/формулы и поэтика литературы рубежа ХХ- ХХI вв. Мелодрама, детектив, вестерн. Фантастика и утопия.
  • Эстетические категории современной западной литературы.
    Формы гротеска. Трагическое и мелодраматическое. Ирония и абсурд. Смерть и смех в литературе. Разрушение классической системы жанров. Вымысел и документальность в современных формах письма. Исповедь. Нон-фикшен. Эссеистика. Травелог. Проблема авторства. Литература и кино.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Обсуждение тем и вопросов в рамках программы курса
  • неблокирующий Коллоквиум
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Доклады/презентации
    Устные сообщения на темы, предусмотренные программой
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.3 * Доклады/презентации + 0.3 * Коллоквиум
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Толмачева В.М. - ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА В 2 Т. Т.1. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 430с. - ISBN: 978-5-534-08391-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zarubezhnaya-literatura-xx-veka-v-2-t-t-1-pervaya-polovina-xx-veka-432062

Рекомендуемая дополнительная литература

  • составитель Н. П. Хрящева - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 456с. - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84591