• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемы исследования античной литературы

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина предназначена для первичного введения студентов в проблематику филологической методологии и ознакомления с основами научно-исследовательской деятельности. Студенты знакомятся с общей информацией о классической филологии, ее проблематике и материале; для формирования навыков анализа текста служат переводы античных авторов с латинского и древнегреческого языка. На конкретных примерах показывается, сколь сложны проблемы, стоящие перед современными науками о художественном тексте. Ознакомление с методами, которые лежат за пределами привычного студентам аналитического инструментария, особенно полезно на 1 курсе, так как позволяет заново переосмыслить и переопределить свои академические интересы. Даже для тех студентов, которые впоследствии будут далеки от антиковедения, этот опыт поможет существенно расширить академический кругозор.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомиться с основной проблематикой филологического исследования античных литературных памятников
  • уяснить ход и итоги межкультурной коммуникации Древней Греции и Древнего Рима на примере литературных памятников с привлечением дополнительного материала из области античной истории
  • ознакомиться с переводоведческой проблематикой на античном материале
  • частично сформировать общекультурный и филологический базис лингвистического образования
  • установить межпредметные связи с курсом «Латинский язык»
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает обсуждаемый текст (фрагмент или произведение), знаком с фрагментами специальной литературы, владеет основными терминами, может применять элементы филологического и лингвистического анализа.
  • Овладение навыками реферирования научного текста; овладение первичными навыками филологического исследования и его устной презентации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Основные понятия и термины. Общие: полис, агональность, колонизация. Периодизация: архаика, классика, эллинизм. Античная текстология: разночтение, стемма, архетип, аппарат, конъектура. Информационные ресурсы в антиковедении.
  • Гомер.
    Устный импровизационный эпос, формульная теория. Осознанное-неосознанное авторство. Kustsprache. Проблемы перевода Гомера на русский язык. Филологический комментарий.
  • Греческая лирика.
    Основы стиховедения. Метрика античной поэзии в сравнении с русской метрикой. Три подсистемы античного квантитативного стиха. Размеры эолийской поэзии.Текстология Сапфо; исследование ее поэзии в гендерном аспекте. Рецепция греческой лирики в Риме.
  • Античный театр.
    Происхождение трагедии и комедии. Античная трагедия и ее философское осмысление. Проблема катарсиса. Рецепция греческой драмы в Риме.
  • Эллинистический и римский эпос.
    Эпос в контексте культуры эллинизма. Александрийская филология и ее влияние на литературный процесс. Эволюция гомеровского гекзаметра в римской и позднеантичной литературе.
  • Проза.
    Определение стиха и прозы. Появление прозы в греческой литературе. Проблема перевода произведений разного времени как корпуса текстов. Античный роман.
  • Заключение
    Подготовка доклада-реферата по англоязычной статье. Подготовка фрагмента филологического исследования. Презентация исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устная работа на семинаре
    Экзамен проводится в устной форме (учебная конференция: защита проекта). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). Студенты разделяются на две подгруппы. Обязательно присутствие студентов на экзаменах своей подгруппы, но приветствуется слушание и докладов другой подгруппы. Списки групп и порядок выступлений в них высылаются студентам 11 июня. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие микрофона, поддержка Zoom. Желательно наличие камеры. В исключительном случае (при возникновении технических проблем) допустимо делать доклад по телефону, но необходимо, чтобы была прислана презентация, которую будет в этом случае показывать преподаватель или другой студент. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен во время, отведенное для данной подгруппы, при ответе включить микрофон (желательно также включение камеры). В ходе учебной конференции студентам следует за примерно 12 (не более 14) мин рассказать участникам учебной конференции о своем проекте, сопровождая рассказ презентацией (PPTX, PPT, PDF). В случае нарушения связи, если ее не удается восстановить за 1 мин, доклад может быть продолжен в конце секции. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается такое, которое помешало студенту сделать доклад в течение конференции (до 17.00 дня экзамена). При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи проводится в устной форме и подразумевает использование дополнительных вопросов по проекту (историко-литературный комментарий о конкретном античном авторе).
  • неблокирующий Доклад-реферат научной статьи
  • неблокирующий Презентация фрагмента филологического исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Доклад-реферат научной статьи + 0.4 * Презентация фрагмента филологического исследования + 0.4 * Устная работа на семинаре