• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российско-британские отношения: история и современность

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Российско-британские отношения: история и современность» для образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» направления подготовки 45.03.02 Лингвистика уровень бакалавр Разработчик программы: Колыхалова О.А. Научно-исследовательский семинар предполагает знакомство участников семинара с актуальной проблематикой, связанной с российско-британскими отношениями, которые имеют давнюю историю, где были подъемы и спады, сотрудничество и союзничество, но также соперничество и противостояние. При всех различиях двух стран, они переживали и переживают сейчас сходные процессы, имея ввиду распад империй, снижение роли и веса в мировой политике, поиски своего достойного места в современном мире. Стоит отметить также, что история отношений между двумя странами никогда не ограничивалась только политическими, экономическими связями, имперскими конфликтами, существовала некая мистическая нить, связующая два столь разных и не всегда политически дружелюбно настроенных по отношению друг к другу народа. Корни этих симпатий очень глубоки и разветвлены, что приводило в определенные периоды истории не только к распространению англомании, но и англофильству. В основе курса – изучение богатой и непростой истории взаимоотношений России и Британии. Предлагаемые темы семинаров: 1. Русско-английские связи XVI-XVIII века. 2. Политические отношения России и Британии, политические стереотипы. 3. Взаимовыгодное сотрудничество России и Британии. 4. Русские писатели об Англии. 1646-1945. 5. Советские писатели об Англии. 6. Английские писатели о Стране Советов. 7. Восприятие русскими Запада. 8. Английские предрассудки. 9. Отношения России и Англии в 21 веке: состояние и перспективы. 10. У Московских берегов. Русско-английские отношения в XVI веке. 11. У Темзких берегов. Россияне в Британия в XVII-XIX веках. 12. У Невских берегов. Британцы в Петербурге в XVII-XIX веках. 13. У Невских берегов. Британцы в Петербурге в XVII-XIX веках. 14. Русская эмиграция в Англии. 15. Русские и советские писатели об Англии. 1646-1945. 16. Отношения России и Англии: состояние и перспективы, политические стереотипы. Целью семинара является: расширение кругозора студента, развитие мышления и воображения, эвристических навыков научного поиска и исследовательской работы; овладение методикой выбора методологии междисциплинарного исследования; развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований. Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общепрофессиональную и гуманитарную подготовку.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов системного представления об эволюции российско-британских отношений и о том, какой глубокий след россияне оставили в культуре Британии, а британцы в становлении и развитии России; развитие у студентов эвристических навыков научного поиска и исследовательской работы; формирование у студентов теоретического базиса для проведения историографического обзора литературы, отечественной и зарубежной в XVIII - начале XXI вв., связанной с развитием отношений между Россией и Великобританией; развитие и совершенствование навыков поиска и анализа текстового и языкового материала; развитие и совершенствование профессионально-дискурсивных умений и навыков в рамках тематики курса; развитие навыков оформления научного исследования и презентации его результатов; развитие навыков академического письма, подготовки текста курсовой работы; формирование навыков самостоятельной работы; развитие и совершенствование речевых навыков студентов, расширение репертуара языковых средств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает: исторические предпосылки российско-британских отношений, с учетом геополитического аспекта; основные этапы развития российско-британских отношений, факторы, способствовавшие их формированию, их современное состояние и основные тенденции в их развитии; Российско-британские внешнеполитические отношения и династические связи; истоки российской ксенофобия и британской русофобии, англомании и англофильства.
  • Умеет: реферировать и анализировать научную литературу по тематике курса; планировать научное исследование в рамках курса с адекватной постановкой цели и задач, структурированием материала и использованием соответствующих методов анализа; проводить анализ материалов с использованием современных подходов и методов.
  • Имеет навыки: сбора, систематизации и анализа языкового материала; оформления и презентации научного проекта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования.
    Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования. Критерии оценки и правила сдачи самостоятельной работы. Параметры выбора эмпирического материала. Общие цели исследования. Правила оформления научного проекта.
  • Русско-английские связи в XVI-XIX веках.
    Вторая половина XVI века: начало русско-британских дипломатических отношений. Ричард Ченслор и Осип Григорьевич Непея. Елизавета I и Иван IV. Торговые интересы Англии в Московии. Русско-британские отношения в конце XVI – начале XVII века. Британское влияние в России в XVIII веке. Петр I и Вильгельм Оранский. Начало обучение россиян в Британии (1698 г.). Реформы Петра I. Правления Екатерины II. Обучение российской молодежи в Британии. Путешествие княгини Е.Р. Дашковой по английским провинциям. Первая английская школа в Петербурге (1793 г.). «Европеизация» россиян в XVIII веке. Александр I, его визит в Англию (1814 г.) и Георг-регент.
  • Политические отношения России и Британии, политические стереотипы.
    Политические интересы Московии в Англии во второй половине XVI века. Русско-британские отношения в конце XVI – начале XVII века. Борис Годунов и политические вопросы. Посещения англичанами России в период Смуты. Политические, экономические, культурные связи двух стран в XVIII веке. Российская ксенофобия – протест против чужеземного влияния, Британская русофобия – стремление устранить своего экономического и политического конкурента в Европе. Англомания и англофильство в период правления Екатерины II.
  • Русская эмиграция в Англии.
    Корни русской эмиграции в Британии: И.С. Тургенев, А.И. Герцен, П.А. Кропоткин, А.И. Эртель, Ф.В. Волховский, С.М. Степняк-Кравчинский и др. Политическая эмиграции из России. 1907 год – съезд социал-демократической партии в Лондоне. Русская культура и литература – эволюция интереса англичан к русским писателям: Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому, А.П. Чехову. «Белая эмиграция». Англо-русские периодические издания: «The New Russia», «Russian Life», «The Russian Outlook», «The Russian Commonwealth», «Русский в Англии» и др. Русские в Блумсбери и Русские в Гарсингтоне. День сегодняшний: британские русские или русские британцы?
  • Русские писатели об Англии. 1646-1945.
    Е.Р. Дашкова «Записки». М.И. Плещеев «Письмо Англомана к одному из членов Вольного Российского Собрания». Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника. Англия». А.И. Тургенев «Дневник в Англии». П.А. Вяземский «Об Англии». И.И. Гончаров «Фрегат «Паллада». В.П. Боткин «Две недели в Лондоне 1859 года». А.И. Герцен «Трагедия за стаканом грока». О.А. Новикова «Английские предрассудки». Ф.М. Достоевский «Ваал». П.А. Бобрыкин «Лондон».
  • Советские писатели об Англии.
    А. Ванинская «Корней Чуковский в Британии: три визита – три эпохи». А.Н. Толстой «В гостях у англичан. Прогулка с Конан-Дойлем». И.А. Бунин «Джером Джером». М.И. Цветаева «Письмо к Ходасевичу». К. Г. Паустовский «Огни Ла-Манша». М. А. Струве «Время по Гринвичу и по существу». Ю.М. Нагибин «Два старика». Т.Н. Тэсс «Англичане у себя дома». В.В. Овчинников «Корни дуба». Б.Г. Стрельников «Вид с моста». В.В. Набоков «Другие берега».Н.М. Зернов «Оксфордский университет».
  • Английские писатели о Стране Советов.
    Герберт Уэллс «Россия во мгле». Дж. Б. Шоу «Ответ простакам». Дж. Олдридж «Шла великая война…..» Дж. Б. Пристли «Поездка в Россию». Р. Паркер «Город открытых сердец. Разговор с Гербертом Уэллсом». А. Силлитоу «Дорога на Волгоград». А. Джейкоб «Снова в Россию». Ч.П. Сноу «Ответ на анкету журнала «Иностранная литература».
  • Отношения России и Англии в 21 веке: состояние и перспективы.
    Русские в Оксфорде: краткий обзор истории. Русские ученые в Кембридже. Встречи с русской музыкой и композиторами. Влияние русской общины в Великобритании на состояние двусторонних отношений. Сотрудничество России и Великобритании в борьбе с глобальными угрозами и международным терроризмом.
  • Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования.
    Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования. Критерии оценки и правила сдачи самостоятельной работы. Параметры выбора эмпирического материала. Общие цели исследования. Правила оформления научного проекта.
  • У Московских берегов. Русско-английские отношения в XVI веке.
    Начало русско-британских дипломатических отношений. Ричард Ченслор и Осип Григорьевич Непея. Елизавета I и Иван IV. Торговые интересы Англии в Московии.
  • У Темзких берегов. Россияне в Британия в XVII-XIX веках.
    Русское посольство в Лондоне. Русская церковь и ее служители. Русские студенты в Оксфорде, Кембридже и Шотландии. На британских судах и верфях. Учиться у британцев. Россияне в Grand tour. Английское влияние на развитие художественных искусств в России.
  • У Невских берегов. Британцы в Петербурге в XVII-XIX веках.
    Посещения англичанами России. Английская колония на Невских берегах. Дела фактории и первые британские мануфактуры в России. «Докторов мало, и это в основном шотландцы». Кораблестроение и офицеры в российском Военно-Морском флоте. «Необходимые иноземцы»: инженеры, ремесленники, мастеровые и другие специалисты на русской службе.
  • Русская эмиграция в Англии.
    Корни русской эмиграции в Британии: И.С. Тургенев, А.И. Герцен, П.А. Кропоткин, А.И. Эртель, Ф.В. Волховский, С.М. Степняк-Кравчинский и др. Политическая эмиграции из России. «Белая эмиграция». Русская культура и литература – эволюция интереса англичан к русским писателям: переводы русской классики профессиональными, талантливыми переводчиками Констанс Гарнетт, Эйлмер Моод, С.С. Котельянский, Джон Родкер и другие. Русские в Блумсбери и русские в Гарсингтоне. День сегодняшний: британские русские или русские британцы?
  • Русские и советские писатели об Англии. 1646-1945.
    Е.Р. Дашкова «Записки». Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника. Англия». П.А. Вяземский «Об Англии». И.И. Гончаров «Фрегат «Паллада». И.С. Тургенев «Обед в Обществе английского литературного фонда». А.И. Герцен «Лондонские туманы». М. Горький «Лондон». К. Чуковский «Борьба с роскошью в Англии». В.В. Набоков «Кембридж». • А.Н. Толстой «В гостях у англичан. Прогулка с Конан-Дойлем». Е.И. Замятин «Герберт Уэллс». И.Г. Эренбург» Город-притча». С.Я. Маршак «Роберту Бернсу 200 лет». Д.А. Гранин «Примечание к путеводителю» В.В. Овчинников «Корни дуба».
  • Отношения России и Англии: состояние и перспективы, политические стереотипы.
    Русские в Оксфорде: краткий обзор истории. Русские ученые в Кембридже. Встречи с русской музыкой и композиторами. Влияние русской общины в Великобритании на состояние двусторонних отношений. Российская ксенофобия и Британская русофобия. Англомания и англофильство. Сотрудничество России и Великобритании в борьбе с глобальными угрозами и международным терроризмом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Предоставление текущих заданий.
  • неблокирующий Презентация творческих заданий.
  • неблокирующий Подготовка и представление финального проекта.
  • неблокирующий Письменный экзамен.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Письменный экзамен. + 0.2 * Подготовка и представление финального проекта. + 0.2 * Предоставление текущих заданий. + 0.2 * Презентация творческих заданий.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Карамзин Н.М. - Письма русского путешественника - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-26002-7 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=26431

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гончаров И.А. - Фрегат Паллада - Издательство "Лань" - 2014 - ISBN: 978-5-507-37789-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=45850