• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российско-британские отношения: история и современность

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар предполагает знакомство участников семинара с актуальной проблематикой, связанной с российско-британскими отношениями, которые имеют давнюю историю, где были подъемы и спады, сотрудничество и союзничество, но также соперничество и противостояние. При всех различиях двух стран, они переживали и переживают сейчас сходные процессы, имея ввиду распад империй, снижение роли и веса в мировой политике, поиски своего достойного места в современном мире. Стоит отметить также, что история отношений между двумя странами никогда не ограничивалась только политическими, экономическими связями, имперскими конфликтами, существовала некая мистическая нить, связующая два столь разных и не всегда политически дружелюбно настроенных по отношению друг к другу народа. Корни этих симпатий очень глубоки и разветвлены, что приводило в определенные периоды истории не только к распространению англомании, но и англофильству. В основе курса – изучение богатой и непростой истории взаимоотношений России и Британии. Предлагаемые темы семинаров: 1. Русско-английские связи XVI-XVIII века. 2. Политические отношения России и Британии, политические стереотипы. 3. Взаимовыгодное сотрудничество России и Британии. 4. Русские писатели об Англии. 1646-1945. 5. Советские писатели об Англии. 6. Английские писатели о Стране Советов. 7. Восприятие русскими Запада. 8. Английские предрассудки. 9. Отношения России и Англии в 21 веке: состояние и перспективы. 10. У Московских берегов. Русско-английские отношения в XVI веке. 11. У Темзких берегов. Россияне в Британия в XVII-XIX веках. 12. У Невских берегов. Британцы в Петербурге в XVII-XIX веках. 13. У Невских берегов. Британцы в Петербурге в XVII-XIX веках. 14. Русская эмиграция в Англии. 15. Русские и советские писатели об Англии. 1646-1945. 16. Отношения России и Англии: состояние и перспективы, политические стереотипы. Целью семинара является: расширение кругозора студента, развитие мышления и воображения, эвристических навыков научного поиска и исследовательской работы; овладение методикой выбора методологии междисциплинарного исследования; развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований. Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общепрофессиональную и гуманитарную подготовку.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» являются: формирование у студентов системного представления об эволюции российско-британских отношений и о том, какой глубокий след россияне оставили в культуре Британии, а британцы в становлении и развитии России; развитие у студентов эвристических навыков научного поиска и исследовательской работы; формирование у студентов теоретического базиса для проведения историографического обзора литературы, отечественной и зарубежной в XVIII - начале XXI вв., связанной с развитием отношений между Россией и Великобританией; развитие и совершенствование навыков поиска и анализа текстового и языкового материала; развитие и совершенствование профессионально-дискурсивных умений и навыков в рамках тематики курса; развитие навыков оформления научного исследования и презентации его результатов; развитие навыков академического письма, подготовки текста курсовой работы; формирование навыков самостоятельной работы; развитие и совершенствование речевых навыков студентов, расширение репертуара языковых средств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает: исторические предпосылки российско-британских отношений, с учетом геополитического аспекта; основные этапы развития российско-британских отношений, факторы, способствовавшие их формированию, их современное состояние и основные тенденции в их развитии; Российско-британские внешнеполитические отношения и династические связи; истоки российской ксенофобия и британской русофобии, англомании и англофильства.
  • Умеет: реферировать и анализировать научную литературу по тематике курса; планировать научное исследование в рамках курса с адекватной постановкой цели и задач, структурированием материала и использованием соответствующих методов анализа; проводить анализ материалов с использованием современных подходов и методов.
  • Имеет навыки: сбора, систематизации и анализа языкового материала; оформления и презентации научного проекта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 8. Россия глазами англичан.
    Льюис Кэрролл. Сомерсет Моэм. Редьярд Киплинг. Джон Голсуорси. Бернард Шоу.
  • Тема 9. Английские места в Москве.
    Старый английский двор. Башни Кремля. Кремль. Сухарева башня. Большой Петровский театр. Англиканская церковь Святого Андрея. «Метрополь». ЦУМ.
  • НИС 2. Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования.
    Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования. Критерии оценки и правила сдачи самостоятельной работы. Параметры выбора эмпирического материала. Общие цели исследования. Правила оформления научного проекта.
  • НИС 2. Тема 2. Русско-английские связи: войны и союзничество.
    Крымская война. Причины конфликта. Изображение Крымской войны в английской и русской литературе, искусстве. Лингвистическое наследие Крымской войны. Отношения России и Великобритании на начальном этапе первой мировой войны (1914 г.) Изображение Первой мировой войны британскими художниками. Солдаты культуры: русские писатели и художники на Первой мировой войне. Особый Жаргон Войны. Словарь войны. Политика Антанты и Великобритании по отношению к Советской власти. Интервенция Антанты в Россию и поддержка белого движения (1917- начало 1919 гг.)
  • НИС 2. Тема 3. Русская эмиграция в Англии в первой трети ХХ века.
    Тургенев, Герцен, Кропоткин, Эртель, Степняк-Кравчинский. Толстовская колония. Хомяков, Бердяев. Набоков, Тыркова-Вильямс, Котелянский. Периодические издания: “The New Russia”, “Russian Life”, “The Russian Gazette”.
  • НИС 2. Тема 4. Политика Великобритании в отношении СССР (30-е гг. ХХ века): главные факторы.
  • НИС 2. Тема 5. Вторая Мировая Война. Три великие союзные державы. «Большая тройка».
    Тегеран. Ялта. Потсдам. Цецилиенхоф.
  • Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования.
    Введение. Предмет и задачи курса. Этапы научного исследования. Критерии оценки и правила сдачи самостоятельной работы. Параметры выбора эмпирического материала. Общие цели исследования. Правила оформления научного проекта.
  • Тема 2. Русско-английские связи в XVI-XX веках: почти пять веков захватывающей истории.
    Вторая половина XVI века: начало русско-британских дипломатических отношений. Торговые интересы Англии в Московии. Планы колонизации Русского Севера в XVII веке. Британцы и первые Романовы. Британское влияние в России в XVIII веке. Реформы Петра I. Правление Екатерины II. Обучение российской молодежи в Британии. «Европеизация» россиян в XVIII веке. Александр I, его визит в Англию (1814 г.) и Георг-регент. Визит императора Николая I в Великобританию (1844), сближение двух стран в международных вопросах. Невозможный союз: почему Александр II не женился на британской королеве. Александр III - Царь-Миротворец. «Когда Русский Царь удит рыбу, Европа может подождать». Предательство или политическая мудрость? Почему британский король не спас семью Романовых. Николай II и Георг V.
  • Тема 3. Судьбы русских после революции в Британии.
    Поместье Кенвуд. Романовы в эмиграции. Дом вышивки «Китмир». Дом моды «Итеб».
  • Тема 4. Российско-британское экономическое сотрудничество.
    Савва Морозов и хлопчатобумажная промышленность в России. Джон Джеймс Юз (или Хьюз) и металлургия. Современные тенденции в экономических отношениях двух стран.
  • Тема 5. Дягилевские сезоны.
    Лондонский сезон балета Дягилева. Королевский балет Великобритании и Ballets Russes Сергея Дягилева.
  • Тема 6. Англия глазами русских.
    Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника. Англия». А.И. Тургенев «Дневник в Англии». И.И. Гончаров «Фрегат «Паллада». А.И. Герцен. Славянофилы англофилы? Констанс Гарнетт.
  • Тема 7. Первые переводы русской художественной литературы в Британии.
    Самые читаемые русские писатели в Британии: Ф.М. Достоевский; Л.Н. Толстой; А.П. Чехов.
  • НИС 2. Тема 6. Россия глазами англичан.
    Льюис Кэрролл. Сомерсет Моэм. Редьярд Киплинг. Джон Голсуорси. Бернард Шоу.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Предоставление текущих заданий по прочитанной литературе и выступления по заданной тематике 3-4 м
  • неблокирующий Презентация творческих заданий (2 задания в двух модулях).
  • неблокирующий Подготовка и представление финального проекта (4 модуль)
  • неблокирующий Устный экзамен (состоит из двух вопросов, на каждый из которых надо дать развернутый устный ответ.
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе MS Teams https://teams.microsoft.com/l/channel/19%3ab2ce0d58b2ec4afe8f9c5396a1cadd84%40thread.tacv2/%25D0%259E%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B8%25D0%25B9?groupId=171793e8-153c-4780-994b-c846a2be1fa2&tenantId=21f26c24-0793-4b07-a73d-563cd2ec235f К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Подготовка и представление финального проекта (4 модуль) + 0.2 * Предоставление текущих заданий по прочитанной литературе и выступления по заданной тематике 3-4 м + 0.2 * Презентация творческих заданий (2 задания в двух модулях). + 0.4 * Устный экзамен (состоит из двух вопросов, на каждый из которых надо дать развернутый устный ответ.