• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практический курс второго иностранного языка (китайский язык)

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
11
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели


Кочинян Карине Артуровна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Практический курс второго иностранного языка (китайский язык)» относится к базовой части профессионального блока дисциплин (Major). Изучение настоящей дисциплины производится на протяжении всего периода обучения на образовательной программе бакалавриата: студенты приступают к изучению дисциплины на первом курсе без начальных знаний (“с нуля”) и далее продолжают и углубляют её освоение на втором, третьем и четвёртом курсах бакалавриата.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Практический курс второго иностранного языка (китайский язык)» к моменту окончания её изучения, т.е. к концу 4-го курса бакалавриата является подготовка специалиста, владеющего китайским языком в объёме, позволяющем в дальнейшем использовать его для решения профессиональных задач педагогической, научно-методической и научно-исследовательской, переводческой, консультативно-коммуникативной и организационно-управленческой деятельности на уровне, соответствующем 4 уровню стандартизированного квалификационного экзамена по китайскому языку КНР — HSK 4 или B2 уровню знания языка в Общеевропейской системе CEFR.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет базовое представление о структуре китайского языка.
  • Знает фонетическую структуру языка, а также основные принципы написания иероглифов.
  • Умеет произносить тоны путунхуа, писать основные иероглифические черты, осваивает некоторые графемы (структурные элементы иероглифов), умеет говорить, читать и писать в рамках пройденной лексики на тему приветствия.
  • Освоены все инициали и финали, а также все правила записи слогов в пиньинь;
  • Знает особенности комбинации тонов путунхуа в потоке речи; типы графической структуры иероглифа и порядок написания черт иероглифов охватывающей структуры;
  • Знает весь объём лексики и грамматики в рамках изученного материала
  • Умеет произносить и записывать любые сочетания инициалей, финалей, тонов; умеет писать и читать, воспринимать и понимать на слух, а также поддержать базовую беседу на темы семьи, возраста, профессии и род занятий.
  • Знает некоторые случаи модуляции тонов, а также некоторые особенности произнесения многосложных слов; знает некоторые принципы модификации написания графем в составе сложных иероглифов;
  • Знает названия ряда стран на китайском языке; знает весь объём лексики и грамматики в рамках изученного материала
  • Умеет знакомиться, рассказать о себе; умеет писать и читать, воспринимать и понимать на слух, а также поддержать базовую беседу на темы учёбы, жизни в университетском кампусе, оформления документов, а также ориентации в пространстве.
  • Знает весь объём лексики и грамматики в рамках изученного материала.
  • Умеет писать и читать, воспринимать и понимать на слух, а также поддержать базовую беседу на темы жизни в университетском кампусе и оформления документов, китайской кухни, а также покупок в магазине и на рынке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводно-фонетический курс. Приветствие. Знакомство.
    Фонетика: - Китайский язык: Путунхуа; Китайский фонетический алфавит пиньинь; Структура китайского слога: Инициали b-, p-, d-, t-, g-, k-, h-; Финали -a, -o, -e; Тоны; Характеристика тонов путунхуа; Постепенный ввод инициалей, финалей и их сочетаний на примерах изучаемой лексики; - Инициали m-, f-, n-, l-; Финали -i, -u, -ü; Правила записи слогов в пиньинь; “Постановка” тонов и формирование произношения; - Структура китайского слога (Инициаль, Медиаль, Слогообразующий гласный, Терминаль); Простые и сложные финали; Финали -ai, -ei, -ao, -ou, -uo, -an, -en, -in; Место постановки знака тона; Запись слогов с нулевой инициалью; Модуляция 3-го тона; Нейтральный (лёгкий/нулевой тон); “Постановка” тонов и формирование произношения; - Инициали z-, c-, s-, zh-, ch-, sh-, r-; Финали -i, -ang, -eng, -ing, -ong, -er; Знак слогоделения; Акцентное выделение и тонирование слогов в предложении; Полутретий (низкий третий) тон; Модуляция тона отрицания “不”. Иероглифика: - Иероглифические черты и их типы; Простые/основные черты; Основные принципы написания иероглифических черт; Порядок написания черт; - Сложные иероглифические черты (лигатуры); Основные принципы и порядок написания иероглифических черт: количество 5 черт; Порядок написания черт (продолжение); Структура иероглифа: Графемы => Простые и сложные иероглифы; - Сложные иероглифические черты (продолжение); Способы комбинации черт в иероглифе (отстояние, примыкание, пересечение); Длина черт; Типы графической структуры иероглифа (вертикальная и горизонтальная структуры); Графемы и варианты их написания; - Сложные иероглифические черты (продолжение); Направление и правильность написания каждой черты; Порядок написания черт (продолжение); Структура иероглифа: Графема, фонетик и ключ; Названия графем в составе сложного знака; Графемы, не употребляющиеся самостоятельно; Упрощённые и полные иероглифы. Типы предложений в китайском языке (повествовательные, вопросительные, повелительные и восклицательные): Предложение с глаголом-связкой “是” (“быть/являться”) и его отрицательная форма; Базовая структура китайскго простого предложения и порядок слов; Общий вопрос с помощью частицы “吗”.
  • Вводно-фонетический курс. Обсуждение предметов быта; Рассказ о семье: члены семьи, возраст, профессии и род занятий.
    Фонетика: - Инициали j-, q-, x-; Финали -ia, -ie, -iao, -i(o)u, -ian, -iang, -iong, -üe, -üan, -ün; Правила записи в пиньинь слогов с инициалями j-, q-, x-, а также для слогов с нулевой инициалью и начинающихся с гласных “i” и “ü”; Лёгкий или нейтральный тон (продолжение); - Завершающий этап ввода инициалей, финалей и их сочетаний на примерах изучаемой лексики: Финали -ua, -uai, -u(e)i, -uan, -u(e)n, -uang, -ueng и правила их записи в пиньинь; Особенности комбинации тонов путунхуа в потоке речи; “Постановка” тонов и формирование произношения. Иероглифика: - Типы графической структуры иероглифа: Охватывающая структура иероглифа и её подтипы; Порядок написания черт иероглифов охватывающей структуры; - Принципы модификации, а также варианты написания графем в составе сложного иероглифа; Графемы, не употребляющиеся самостоятельно. Грамматика: -Особенности построения специального вопроса; - Образование общего вопрос через утвердительно-отрицательную форму сказуемого; - Определение и особенности употребления частицы 的 в атрибутивной конструкции; -Предложения с качественным сказуемым: прилагательное в роли сказуемого; - Числительные и счёт; Счётные слова (начальные сведения); ● Предложения с глагольным сказуемым: Предложения со значением наличия и обладания (принадлежности) - “有” 字句; ● Вопрос о возрасте при помощи вопросительного слова “多大” (предложения с именным сказуемым).
  • Базовый курс. Знакомство: представление себя; Учёба; Названия стран; Виды транспорта; общественные места и ориентация в пространстве.
    Фонетика: - Изменение тона числительного “один”; Разговорный вариант произнесения указательных местоимений “这”, “那”, “哪”; Эризация финалей; - Словесное ударение и особенности произнесения многосложных слов. Иероглифика: - Принципы модификации написания графем в составе сложного знака; Грамматика: -Типы обстоятельств и их позиция в предложении; - Наречия: их место в предложении; - Наречия “也” и “都”; - Счётные слова (классификаторы) и счётные классы; - Особенности употребления вопросительных местоимений “哪” (“который/какой”) и “什么” (“что/какой”); - Числительные “二” и “两” (“два”); - Употребление вопросительных местоимений “几” и “多少” - “сколько”; - Сравнительный анализ наречий “也” и “还”;
  • Базовый курс. Жизнь в университетском кампусе; оформление документов и удостоверений; Китайская кухня и поход в ресторан с друзьями; Покупки в магазине и на рынке.
    Фонетика: - Фразовое ударение. Иероглифика: - Место графемы в сложном иероглифе. Грамматика: - Предложное и глагольное употребление “在”; - Глаголы движения “去”, “来”, “回”; - Сокращённый вопрос с частицей “呢”; - Многоглагольные предложения; - Модальные и знаменательные глаголы; - Редупликация глагола; наречия степени “很”, “真”; - Союзные слова “可是”, “但是”, “不过”.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Устный ответ
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию начала экзамена: студенты заранее могут распределить между собой очерёдность своих ответов и подключаться в этой очерёдности по окончании предыдущего ответа. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: подключение к Интернету, наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру или микрофон, пользоваться какими-либо материалами и подсказками, а также куда-либо отлучаться. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Письменная работа + 0.25 * Устный ответ + 0.25 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Письменная работа + 0.25 * Устный ответ + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ли, С. Курс китайского языка «Boya Chinese». Средний уровень. Ступень I : учебник / С. Ли, Ч. Яньфэн ; [издание на русском языке под общ. ред. А. Г. Сторожука] ; [перевод и комментарии Е. И. Митькиной, Е. Н. Колпачковой, Н. Н. Власовой]. — Пекин : Издательство Пекинского университета ; Санкт-Петербург : КАРО, 2019. — 304 с. — (Воуа Chinese). - ISBN 978-5-9925-1381-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048136

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ли, С. Курс китайского языка «Boya Chinese». Начальный уровень. Ступень I : лексико-грамматический справочник / С. Ли. [и др.]. ; [под общ.ред. А. Г. Сторожука] — Пекин : Издательство Пекинского университета ; Санкт-Петербург : КАРО, 2016. - 112 с. - (Boya Chinese). - ISBN 978-5-9925-1136-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048120