• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
06
Апрель

Языки среднеевропейского стандарта в перспективе языкового разнообразия

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Современные представления о языке во многом основаны на языках среднеевропейского стандарта (Standard Average European) – в первую очередь романских и германских, которые для их носителей выступают в качестве своего рода нормы. Между тем, данные о языковом разнообразии, которые были введены в научный обиход в последние десятилетия, позволяют предположить, что многие явления, представляющиеся в этой перспективе нормальными, в действительности являются уникальными характеристиками европейского ареала. В ходе работы семинара мы обсудим ряд морфологических и синтаксических особенностей европейских языков с точки зрения лингвистической типологии и попытаемся ответить на вопросы об уникальности или распространенности соответствующих явлений в языках мира.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Появление представления о месте грамматических и лексических явлений, характерных для европейских языков, в общем пространстве типологических возможностей
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • иллюстрирует уникальность основных морфологических категорий, представленных в языках Европы
  • описывает в общих чертах пространство типологических возможностей для основных грамматических категорий
  • сравнивает семантику переводных эквивалентов, видит расхождения в их употреблении
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная часть
  • Основные грамматические категории языков среднеевропейского стандарта и их типологическое варьирование
  • Устройство некоторых лексических полей в языках среднеевропейского стандарта в типологической перспективе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий домашние задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.6 * контрольная работа + 0.2 * активность на семинарах + 0.2 * домашние задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dahl, O., & Typology of Languages in Europe (Project). (2000). Tense and Aspect in the Languages of Europe. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281573
  • The languages and linguistics of Europe : a comprehensive guide / ed. by Bernd Kortmann . (2011). Berlin [u.a.]: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.313154872

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Wierzbicka, A. (2015). Semantic Primes and Linguistic Typology. Australia, Australia/Oceania: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.44EC524F
  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011