• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

Интервью выпускника факультета права НИУ ВШЭ - Виктории Дергуновой (Пашковой)

Виктория Пашкова. Фото из личного архива выпускника

Виктория Пашкова. Фото из личного архива выпускника

НИУ “Высшая школа экономики” славится своими успешными выпускниками. Виктория Дергунова (Пашкова) – одна из них. Адвокат и признанный эксперт в области семейного права, она готова поделиться секретами своих достижений с нынешними студентами Вышки. Как она стала абитуриентом ВШЭ? Что ей нравилось больше всего изучать на факультете права? Как она начинала свою блистательную карьеру? Кто ей в этом помогал? Каковы ее планы на будущее? Обо всем этом читайте в интервью, которое Виктория Пашкова любезно согласилась нам дать.

″Как только я увидела это розовое здание на Малой Ордынке – сразу влюбилась″

″Мне кажется, слово «адвокат» я произнесла раньше, чем какое-либо другое″


Виктория, как Вы выбирали вуз на этапе поступления?

 

Изначально я поступала на юридический факультет в Санкт-Петербурге. Родители были против моего выбора, но я все-таки поступила на факультет права, правда в непрофильный вуз, находившийся поближе к дому – в Академию гражданской авиации. Отучившись там два года, я влюбилась в право и поняла, что сделала все правильно! Уже на первом курсе я победила в одной из номинаций в городском конкурсе среди молодежи на лучшую работу по вопросам совершенствования законодательства «Моя законодательная инициатива». Конкурс проводился совместно Законодательным собранием и Правительством Санкт-Петербурга. Так что не важно, где ты учишься, важно, как ты учишься. В то же время я всегда мечтала получить высшее образование именно в Москве, поэтому после второго курса поехала в столицу искать университет, в который могла бы перевестись. Возможностей перевода в МГЮА и МГУ не представилось. И тогда я поехала в Высшую школу экономики, о которой много слышала. Как только я увидела это розовое здание на Малой Ордынке – сразу влюбилась. Как только вошла во двор – сразу поняла, что хочу здесь учиться. 3 сентября – мой День Рождения и именно в этот день по итогам собеседования мне сказали, что с потерей курса меня могут взять на факультет. Это был лучший подарок в моей жизни.

 

Почему все-таки юриспруденция?

 

С детства я никем себя не видела, кроме как юристом. Почему? Точно не могу сказать. Мне кажется, слово «адвокат» я произнесла раньше, чем какое-либо другое. Я относилась к той категории счастливых школьников, которые точно знают, кем они будут. Родители желали мне хорошего будущего на факультете международных отношений в СПБГУ. Я действительно туда поступала, но в итоге отказалась от этой идеи, поняв, что регионовед – это не моя история. Право дает мне возможность сделать свой собственный вклад в окружающую действительность. Я влюблена в свою работу за действительный результат, за реальную возможность помочь людям и что-то исправить, за идейность, за возможность реализовать себя. Сейчас я, конечно, претерпеваю профессиональную деформацию, когда сталкиваюсь с такими случаями, где право бессильно. Мне это очень сложно принимать. Но я все равно верю, что правда и справедливость всегда должны побеждать. Фемида беспристрастна, она все оценивает на весах!

 

До поступления Вам приходилось пользоваться какими-либо университетскими ресурсами, посещать подготовительные курсы при вузах?

 

Нет, я переводилась. Все происходило спонтанно.

 

Получается, что ВШЭ была для вас открытием?

 

Да, во всех смыслах этого слова.

″Вышка создает для студентов все условия для реализации их желаний″


Какие отрасли права для Вас были наиболее интересными?

 

Семейное право. Больше всего меня интересовала тема защиты прав детей. Увлекательным для меня также было международное частное право. Филимонов Константин Владимирович вел у нас семинары по этой дисциплине и просто не мог не заинтересовать предметом. Мы рассматривали настолько запутанные кейсы, что не могли даже понять, откуда начинать их решать. В дальнейшем опыт решения таких задач очень пригодился. Интересно было совмещать семейное право с иностранным элементом. Еще одними наиболее важными предметами для меня были, конечно, арбитражный и гражданский процессы. Семинары по Арбитражному процессу преподавал Савельев Сергей Леонидович, по гражданскому процессу - Кудрявцева Елена Васильевна. Оба преподавателя не только делились с нами практическими знаниями и реальными примерами нестандартных судебных решений, но и дали нам базовое представление о навыках и компетенциях, которые необходимы юристу для практической деятельности, в частности, при представлении интересов доверителей в суде.

 

Что Вам запомнилось помимо образовательного процесса? Какие-нибудь «внеклассные активы»?

 

Чем мне нравится ВШЭ, так это тем, что она дает студентам массу возможностей. Чем бы студенты ни хотели заниматься, она их в этом поощряет и поддерживает. Так, я пробовала себя в качестве преподавателя по семейному праву и международному публичному праву в ОПШ. Вышка поощряет любую научную деятельность. Вместе с Ростовцевой Натальей Владимировной и Матвеевой Марией Витальевной, и еще несколькими студентами мы стали победителями командного конкурса Программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» «Учитель-Ученики» на лучший исследовательский проект «Права ребенка в РФ» и два года занимались научным анализом норм семейного и гражданского законодательства, закрепляющего права детей, способы их защиты, а также правоприменительной практики. Вышка создает для студентов все условия для реализации их желаний. За время обучения в ней я написала более 20 научных статей, которые были опубликованы, и за которые я получала повышенные стипендии. Помимо этого, будучи студенткой, я стала лауреатом Oxford Russian-Fund. С четвертого курса я начала работать.

″Очень важно, чтобы рядом со студентом был наставник, который поможет ему обрести веру в себя и в то, что он делает″


Вы обучались за рубежом? Проходили какие-нибудь стажировки, участвовали в программах обмена?

 

Я специализируюсь в семейном праве и кейсы, которые были и есть у меня, даже с участием иностранного элемента, пока разрешаются в рамках нашей юрисдикции, поэтому потребности в обучении за рубежом на данный момент нет. Продолжение карьеры за пределами России я также не рассматриваю. 

 

Вы сказали, что начали работать на четвертом курсе. Это начало курса, его середина или окончание?

 

С марта 2009 года.

 

Вы могли бы поделиться со студентами своим опытом того, как Вы впервые устраивались на работу?

 

Я подошла к Марии Витальевне Матвеевой, которая вела у нас семейное право и просто сказала, что хочу у нее работать.

 

И каков был ответ?

 

Она сказала, что подумает. Когда в их компании появилась вакансия, она мне позвонила. Сначала я работала бесплатно, а потом стала помощником юриста. Я очень благодарна Марии Витальевне за то, что она предоставляла мне возможность работать в ее команде. Она давала мне практические знания, учила составлять иски и другие процессуальные документы, брала меня в суды… Она полностью вовлекла меня в профессию! Она - мой наставник, перед которым я всегда буду преклоняться как перед профессионалом своего дела. Веру в право и в справедливость привила мне именно она. Очень важно, чтобы рядом со студентом был наставник, который поможет ему обрести веру в себя и в то, что он делает.

 

И в собственные силы?

 

И в собственные силы. Это нужно, чтобы человек не решил на 4 курсе перепоступать в театральный, потому что у него что-то не получается или ему не интересно и он не знает куда пойти и чем заняться. Хотя, никто не застрахован, конечно. Человек не должен бояться менять свою жизнь несмотря ни на какие ее обстоятельства. Каждый из нас имеет право заниматься тем, чем хочет он, потому что это его жизнь, и никто за него ее не проживет. Но лучше все-таки, чтобы мы находили свое место на профессиональном поле раньше, чем позже.

 

Что произошло в Вашей карьере после выпуска из университета? Вы сменили место работы или остались там же?

 

Да, я сменила место работы. Я уволилась, когда мы сдавали ГОСы и защищали дипломы. Я шла на красный диплом, поэтому нужно было очень постараться. После лета я пошла работать в консалтинговую компанию «HEADS» на должность юриста, где меня, правда, очень быстро сделали руководителем управления по семейному праву. Это был колоссальный опыт, который научил ответственности: когда у тебя нет наставников – все решения, планы и их успешное выполнение зависят только от тебя. Там же я научилась эффективно руководить группой юристов и ведением проектов. 

 

Если не секрет, это была крупная компания или нет?

 

Нет, это был start-up. Но сейчас они уже выросли и заняли свою нишу на рынке юридических услуг. Я ушла оттуда через полтора года на другой проект, не связанный с семейным правом. Решила попробовать себя в чем-то новом.

 

Многих студентов интересует вопрос: какие требования к соискателю предъявляются, когда он устраивается на работу в первый раз, второй и т.д.?

 

Трудно сказать. Когда я пришла к М.В. Матвеевой, я проявляла инициативу и желание учиться, когда пришла в «HEADS», работодатели увидели в моих глазах идейность, заряженность и желание работать. Они взяли меня на работу, просто доверившись мне. Увидев меня в работе – поверили мне во второй раз и дали должность руководить, работать самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Ушла я из этой компании, когда мне поступило предложение от депутата Государственной Думы ФС РФ, с которым меня познакомил один из моих доверителей. Он предложил мне попробовать себя юристом в ПАРТИИ «РОДИНА», в которой он является Председателем, и которую на тот момент только зарегистрировали и создавали ее региональные отделения по субъектам. Я согласилась, потому что я никогда не боялась пробовать что-то новое. Мне всегда было интересно узнать, как строится работа юриста в организации, как налаживается связь и происходит работа между региональным и федеральным уровнями.

 

То есть Вы пошли туда ради опыта?

 

Да, мне очень хотелось узнать, тем я занимаюсь или не тем. В партии я проработала тоже полтора года. Полтора года для меня - определяющий период, когда я понимаю, нравится мне то, чем я занимаюсь или нет, буду ли я этим заниматься в дальнейшем или пора искать что-то новое. В Партии у меня также был очень хороший наставник, мой начальник, который тоже меня многому научил. Вообще мне нравится учиться и я с радостью воспринимаю этот процесс обмена знаниями и опытом. Если кто-то может мне что-то дать, я беру. Я даже поработала выборным юристом в одну избирательную компанию. Правда, по итогу, все равно вернулась в семейное право. Когда я приняла решение снова заниматься им, я искала работу и открытые вакансии в крупных юридических фирмах, но они, как правило, не заинтересованы в семейном праве, как в направлении своей работы, поэтому я решила получить статус адвоката и попробовать построить собственную практику.

 

Получается, что Вас мотивировало именно нежелание крупных компаний заниматься направлением семейного права?

 

Да, это не их профиль работать с конкретными физическими лицами. Это не приносит большого дохода. Семейное право – специфическая отрасль, в которой работаешь зачастую даже не как юрист, а как психолог. Здесь вопросы о праве превращаются в вопросы о человеке. Здесь трудно оставаться беспристрастным, большую роль играет усмотрение суда, много оценочных, не правовых, категорий, на основании которых однако разрешается спор о праве.

 

Эмоциональный аспект играет большую роль в Вашей деятельности? Или Вы все-таки стараетесь разделить эмоциональное и правовое?

 

На самом деле я всегда стараюсь четко разделять данные понятия, но это не всегда получается. Любой спор я пропускаю через себя. Хотя, наверное, это неправильно, когда ты настолько вовлечен в дело. Неизбежно наступает разочарование, когда что-то идет не так, как ты планируешь, когда что-то зависит не от тебя.

 

Вы не сравнивали свою адвокатскую деятельность по семейным делам с деятельностью врача?

 

Сравнивала. От врачебной ошибки зависит жизнь человека. Семейное право также связано с жизнью отдельных людей. Я спокойно и взвешенно отношусь к отрицательному опыту в адвокатской деятельности. Как говорят, если у Вас нет отрицательного опыта, купите его за большие деньги. Я делю свои дела на две категории: те, которые выиграю и те, которые не выиграю. Во втором случае, я изначально знаю результат, и здесь процесс ведется ради процесса. Это провальные проекты, я стараюсь такие не брать в работу, так как не вижу смысла тратить время, если только сам доверитель не будет на этом настаивать. В других случаях, если есть хоть какая-то возможность помочь человеку, исправить ситуацию, то я стараюсь сделать все, что в моих силах.

 

Если спор заведомо проигрышный, Вы сразу говорите об этом клиенту?

 

Да.

 

И какова реакция?

 

Кто-то говорит, что пойдет к другому адвокату, но, как правило, потом возвращается ко мне или просит быть его правовым консультантом. Кто-то спрашивает о других возможных вариантах разрешения спора. В таких случаях я предлагаю доверителям проводить переговоры, приходить к компромиссу.

 

Некоторые выпускники иногда высказывают свое мнение, что не получили достаточно компетенций или получили избыточные компетенции во время обучения. Как получилось в Вашем случае?

 

У меня нет того, чего бы мне не дала ВШЭ. У меня нет существенных пробелов. Могу с уверенностью сказать, что где-то чего-то не знаю, потому что сама не учила. Если мы не ходим на лекции и семинары и учим предмет за один день до сдачи экзамена, чтобы сдать его и забыть, то это не проблема высшей школы. Проблема в том, что мы работаем и учимся одновременно, проблема в тайм-менеджменте. Я получила от ВШЭ все, что могла взять, и все, что она могла мне дать.

″Законотворчество – это то, что помогает мне реализовывать свою идею изменения окружающей действительности к лучшему″


То есть проблема в мотивации?

 

Да, и в организации времени, расставлении приоритетов. Часто студенты задумываются о том, зачем им тот или иной предмет. Они не учат его, считая, что он им не понадобится в работе, а потом говорят, что его им плохо преподавали. Это неправильно.

 

Подобная оценка временами выпадает на долю дисциплины «Теория государства и права» во всех вузах…

 

Она [дисциплина – прим. ред.] нужна, так как заставляет студента думать. Эта дисциплина закладывает основы того, как можно применять получаемые знания. Логика, философия…. Это все важные предметы, которые создают в человеке его собственное мироощущение. Не буду кривить душой: я этого тоже не понимала, когда училась в ВШЭ. Я это осознала, когда окончила обучение в ВШЭ и пошла работать.

 

Когда Вы строили свою карьеру, к кому Вы обращались за советом, если были сложные моменты?

 

К наставнику. На первых этапах – к Марии Витальевне. Мне никогда не стыдно прийти и сказать, что я чего-то не знаю. Пусть лучше мне расскажут об этом, чем я пойду по неверному пути, а потом буду исправлять ошибки. Я знакомилась с более опытными адвокатами, заводила с ними беседы, делилась случаями из практики, спрашивала их мнения. Если есть возможность с кем-то посоветоваться и есть в этом потребность, не нужно этого стесняться. 

 

Такими наставниками можно считать всех преподавателей?

 

Да, конечно.

 

Расскажите немного о себе. Чем Вы занимаетесь в свободное время?

 

Если бы оно у меня было! Когда оно было, я читала, занималась декупажем [техника декорирования предметов – прим. ред.], потом раздаривала созданные вещи друзьям или в детские дома. Я люблю читать и занятия для мелкой моторики! Еще я люблю водить. Я окончила школу экстремального вождения. Машины – это моя вторая страсть в жизни. Право и машины – это то, без чего я не могу жить. Может быть, однажды, я уйду в автоспорт, если право меня отпустит. Сейчас я работаю по графику 24/7. Адвокат по семейным делам должен полностью отдаваться своей работе и следовать именно такому расписанию. Реальные проблемы людей не ждут твоего рабочего времени. Их нужно решать как можно более оперативно. Так будет лучше для обеих сторон процесса.

 

Вы поддерживаете связь с теми людьми, с которыми познакомились во время своего обучения в университете?

 

Да, я общаюсь со своими одногруппниками. Мы часто выбираемся куда-то все вместе. Мы стараемся вытаскивать друг друга из этого непрерывного рабочего процесса. Я отношусь к ВШЭ, как к семье. У меня внутренняя необъятная любовь ко всему, что связано с Вышкой. Между людьми, имеющими отношение к ней, существует некая система взаимопомощи! И это не зависит от того, на одном вы факультете учились или нет! У вас одна общая alma mater!

 

Какие у Вас планы на ближайшее будущее: в плане карьеры, личного развития?

 

Я занимаюсь написанием законопроектов, в основном сопряженными с вопросами защиты детства и семьи, которые даже вносятся депутатами на рассмотрение Государственной Думы. Законотворчество – это то, что помогает мне реализовывать свою идею изменения окружающей действительности к лучшему. По крайней мере я пробую. Я верю в то, что от каждого отдельно взятого человека зависит то, какая действительность его окружает. Я хочу преподавать. Я училась в аспирантуре в другом университете, но бросила, поняв, что я тотальный практик. Я переработала свою диссертацию в книгу, об издании которой сейчас веду переговоры. Это практическое пособие для юристов и адвокатов, посвященное спорам о детях. Это большой труд, которому я посвятила 6 лет.

 

В ближайшие 3-5 лет Вы бы хотели стать преподавателем?

 

Да, если будет возможность.

 

В этом году будет последний выпуск специалитета. Какой совет Вы можете дать его выпускникам?

 

Верьте в себя и верьте в то, что вы делаете. Получайте от этого удовольствие. Старайтесь всегда доводить начатое до конца, основываясь на праве, правде и справедливости. А если вам не нравится то, что вы делаете, у Вас не хватает выдержки для разрешения сложных правовых кейсов, – никогда не поздно заняться тем, что действительно интересно!

 

Вы видите разницу между бакалаврами, магистрами и специалистами?

 

У меня никогда не спрашивали, заканчивала ли я магистратуру. Специалист, имеющий 5 лет образования за плечами, считается полноценным работником. Я не знакома с образовательными программами бакалавров и существенными изменениями, которые в них внесли, по сравнению со специалистами. Наверное, нужно время, чтобы пришло осознание того, что бакалавр – это тот же специалист, которому не преподавали какие-то дисциплины в избыточном количестве часов. Лично я не знаю бакалавров, которые идут на работу, завершив только первую ступень высшего образования, все они, как правило, поступают в дальнейшем в магистратуру.

 

Интервью подготовили:

Дмитрий Мазаев,

Алена Геращенко, студент факультета права НИУ ВШЭ