• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

«Юрист должен учиться всю жизнь» // Роман Янковский о юридическом образовании в России, работе в Вышке и многом другом

Летом 2020 года на факультет права НИУ ВШЭ пришел новый сотрудник — Роман Михайлович Янковский, кандидат юридических наук. Студенческий пресс-центр поговорил с ним о его работе в консалтинге, преподавательском опыте, планах развития факультета и хобби.

«Юрист должен учиться всю жизнь» // Роман Янковский о юридическом образовании в России, работе в Вышке и многом другом

Вы закончили специалитет и аспирантуру МГУ имени М.В. Ломоносова, стали кандидатом юридических наук. Почему решили связать жизнь именно с юриспруденцией?

Честно, я не знал в детстве, кем быть. Мои родители-юристы сказали, что нужно идти на юрфак: «Как закончишь — решишь, чем хочешь заниматься». Классическая история! Так что выбор был неосознанным.

Какие плюсы и минусы вы бы выделили в учебном процессе в МГУ?  Возможно, чего-то не хватало, и вы бы хотели внести это в план обучения?

В МГУ, как и во многих других вузах, миллион проблем разного масштаба. Например, там очень теоретизированное образование. Иногда это хорошо, но чаще – не очень. Когда я там работал, не поощрялось открыто совмещать обучение с практикой. Многие преподаватели сознательно отказывались от практической деятельности – в результате формировалось оторванное от жизни представление о праве. Также отмечу негибкую образовательную программу. Там нет майнора, как в Вышке, есть только межфакультетские курсы. Вообще, у нас в России много недостатков в сфере юридического образования, и в МГУ они проявляются так же, как и в других вузах. При этом это далеко не худший вуз страны. Туда идут лучшие абитуриенты, многие профессора работают в МГУ только потому, что это МГУ.

Вы проходили курсы повышения квалификации, где были юридический перевод, видеопроизводство, публичные выступления и даже нарративная журналистика. Чем эти навыки полезны современному юристу?

На разных курсах по-разному. Например, нарративная журналистика от ‘Creative Writing School’ – одна из их мастерских. Это очень полезно, потому что юрист большую часть времени занимается написанием текстов, и они не настолько специфичны, как может показаться на первый взгляд. Поэтому навыки художественного текста юристу не повредят. Также я, например, учился ораторскому мастерству. Мы занимались с актерами — они учили правильно ставить голос, держать себя перед камерой. Определенно, на такие курсы стоит ходить. Вообще юрист должен учиться всю жизнь: именно непрерывное обучение позволяет расти.

Вы работали в компании «Томашевская и партнеры». С какими организациями еще сотрудничали?

У нас с моим научным руководителем была юридическая фирма «Стартап». Позже я объединил усилия с Людмилой Харитоновой, и мы создали компанию «Зарцын, Янковский и партнеры». Потом перешел в организацию «Томашевская и партнеры».

Вы покинули компанию «Зарцын, Янковский и партнеры» в 2019 году. Что вас заставило это сделать?

Наверное, достиг определенного предела в развитии. Изначально ведь я фокусировался на венчурных сделках. В России с 2014 года этот рынок фактически умер: сильно уменьшилось количество иностранных инвесторов, а небольшие айтишные сделки были не так привлекательны, денег на рынке осталось немного, юристам стало тесно. Также меня интересовала серьезная интеллектуальная собственность — в том числе в международном аспекте. В «Зарцыне» у меня не было возможности этим заниматься.

Какие из вышеперечисленных компаний вы бы посоветовали для практики студентам и почему?

Я бы не посоветовал «Стартап»: насколько знаю, там сейчас нет стажировок. Остальные, конечно, порекомендовал бы. «Зарцын и партнеры» сейчас активно сотрудничает с Вышкой. «Томашевская и партнеры» — вообще сильный бренд, и я думаю, что многие захотят туда попасть, когда начнутся стажировки.

Вы были не раз награждены премиями МГУ, в том числе премиями юридического факультета «Традиции и развитие». Какие еще награды получили?

В МГУ я собрал практически все, что может получить молодой преподаватель. Ушел оттуда с почетной стипендией. Ещё получал ‘EdCrunch Award’ — это конкурс онлайновых курсов. Два раза меня отмечали в рейтинге ‘Best Lawyers’. И в этом году еще вошел в топ-10 российских экспертов в сфере цифровой экономики, было неожиданно.



Сейчас вы работаете в НИУ ВШЭ. Кто вас пригласил? Почему вы согласились?

Меня пригласил Ярослав Иванович Кузьминов. С начала года я работаю его советником, и, когда началась реформа на факультете права, они с Вадимом Александровичем Виноградовым предложили мне принять участие.

Если честно, я много времени потратил в МГУ, пытаясь что-то изменить. Мы делали крутой студенческий журнал «Прим», создавали клубы по интересам, проводили летнюю школу, создавали локальные проекты и многое другое. Но не было возможности менять что-то наверху, не получалось нашу активность масштабировать. В какой-то момент я почувствовал, что кручусь на месте, и пошел в консалтинг.

В Вышку, соответственно, пришел, потому что все-таки был незакрытый гештальт в университетской сфере, хотелось по-настоящему что-то изменить — тем более, что я хорошо представляю, как работает юридический бизнес, какие люди в нем нужны. Еще, если честно, я не люблю российское юридическое образование, а Вышка — идеальная площадка, чтобы создать какую-то альтернативу. Кроме Вышки, я считаю, у нас нет мест, где такому человеку, как я, дали бы реально сделать что-то большое.

Какие курсы вы ведете?

Сейчас веду проектный семинар в магистратуре по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Это большой проект о блокировках сайтов в России. Также у меня будет кейс-курс в рамках НИСа — разбор ключевых юридических споров в российском Интернете. Есть также курс по юридическому письму, который меня попросили прочитать на магистратуре «Публичное право», и будет курс по legal design в магистратуре IP&IT.

Ах да, еще мы с Дмитрием Сергеевичем Грицем делаем общеуниверситетский суперкурс по праву для неюристов — «Правовая грамотность». В нем будет совершенное новая подача юриспруденции, которая, надеюсь, покорит сердца наших коллег с других факультетов. Будут блицы (юристы отвечают на быстрые вопросы), интервью со значимыми людьми по юридической тематике. Дополнительные материалы будем выкладывать на YouTube, что-то вроде видеоблога, который будет сопровождать курс. Выйдет вся эта красота уже весной.

В МГУ помимо предпринимательского права вы вели курс «Юридическая поддержка стартапов». Планируете ли вести этот курс в ВШЭ?

«Юридическая поддержка стартапов» — это онлайн курс. Я записал его один раз, и дальше только занимался поддержкой. Так что «вести» в традиционном понимании я его не буду. Однако общеуниверситетский курс по праву, который мы делаем для Вышки, вберет в себя какую-то часть содержания «Стартапов».

Какие должности вы занимаете?

Я заместитель декана по развитию, советник ректора, а также доцент департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин.

Что, на ваш взгляд, самое важное в преподавании?

Если говорить о преподавании как задаче, которая стоит перед университетом, то самое важное — понимать, как и зачем мы учим. Нужно осмыслять свою работу.

Если же говорить о том, что мне самому дает преподавание: для меня самое важное — получать новые идеи, новую энергию. Многие практики за этим и идут в вуз: хотят почувствовать энергию студентов, почувствовать себя живыми вместе с ними.

Что вы цените в студентах? А что считаете недопустимым?

Я очень ценю самостоятельность, самостоятельность мышления. А не терплю — плагиата. Прямо ненавижу, честно говоря, когда студенты получают тот же самый балл, не прикладывая никаких усилий. Мне кажется, это подрывает систему образования в целом, потому что убивает веру в собственные силы.

Есть ли в вашем преподавании специфические черты, методы? Если да, то какие?

Я стараюсь объяснять все простыми словами. Преподаватели с годами часто погружаются в тематику и забывают, на каком уровне понимания предмета находятся их ученики. Я считаю, что лучше объяснить так, чтобы тебя поняли 90 % группы, чем если это будет два-три восхищенных отличника.

Методы преподавания также зависят от курса, который я читаю — у каждого свои цели и задачи. Например, как сделать курс интересным? Как дать студентам понять полезность курса? Как проблематизировать курс, то есть сделать так, чтобы человек не просто впитывал знания, но и вместе с преподавателем задумывался над поставленными вопросами? Наконец, хороший курс должен комбинировать теорию и практику. И для каждого курса на эти вопросы необходимо каждый раз отвечать.

Какие у вас преподавательские планы в ВШЭ?

У меня есть большой список того, что я хотел бы сделать. Например, мы с коллегами написали программу развития пятилетнего бакалавриата, сейчас внедряем ее. Говоря о моих планах — я хочу создать институт, который будет заниматься методической поддержкой реформ в юридическом образовании. У нас есть проблема с осознанностью юридического преподавания. Работодатели хотят одного, преподаватели другого, и эти две точки не синхронизированы между собой. И дело не в преподавателях или администрации вуза: просто мало кто осмысляет свое преподавание, все работают по инерции. То, что нам нужно — масштабное исследование. Кто такой хороший юрист? Как лучше всего его подготовить?


Вы интересуетесь архитектурой. Чем она вас привлекает?

Она близка моему типу личности: всегда нравились рациональные задачки, а архитектура очень логична, ее можно рационально осмыслять. Например, классическая, ордерная архитектура, хотя кажется порождением художественного чутья, на самом деле построена по суперсложным правилам. Также архитектура — это способ узнать, как люди видели себя,  общество, ведь архитектура, по сути, изображает представления людей о мире. Стоит отметить: российская архитектура не так хорошо изучена, поэтому представляет огромное поле для деятельности, что тоже привлекательно.

Что бы вы предложили почитать для знакомства с архитектурой?

Обычно советуют «Четыре книги об архитектуре» Палладио — это классика. Но я бы советовал начать с книги Сергея Юрьевича Кавтарадзе «Анатомия архитектуры». В книге очень понятно объяснено, как устроена ордерная архитектура, как она работает. Кстати, «Анатомия архитектуры» получила премию «Просветитель» три года назад.

Какие творцы и стили вас восхищают и почему?

Меня как исследователя интересуют 1930-50 годы: так называемая сталинская архитектура. В тусовке она считается пошловатой, не очень сильно изучена, и здесь все еще можно сделать какие-то небольшие открытия — меня в том числе это и привлекло в свое время.

Где нужно побывать в Москве, чтобы по-настоящему влюбиться в архитектуру этого города?

Если говорить про советскую архитектуру 30-50 годов, то ее достаточно много в центре. Обратите внимание на Ленинградский проспект или Фрунзенскую. Вообще, при Сталине застраивался весь Юго-Запад вдоль Ленинского проспекта. Можно также пройтись по Садовому кольцу, и вообще по центральным магистралям Москвы.

А среди иностранных городов какие вам нравятся с точки зрения архитектуры?

Идеал — это, конечно, Италия. Там много хорошей архитектуры. Флоренция, Рим, Неаполь. В других европейских странах — Барселону тоже можно считать архитектурной жемчужиной. Вена — отличный город с точки зрения архитектуры и сопутствующих развлечений.

Вы написали книгу «Высотка номер один». Почему решили издать эту книгу?

Я жил в этой высотке, проводил там много времени, когда учился в аспирантуре, и всегда удивлялся, что никто о ней еще не написал. Как и в юриспруденции: когда удивляешься, что кто-то о чем-то ничего не написал — значит, пора самому за это браться.

Какие интересные случаи в процессе создания произошли?

Когда делал книгу, получил много крутых инсайтов. Например, в музее землеведения залы полезных ископаемых изначально хотели сделать полностью из тех ископаемых, которые они представляют. В зале угля — мозаики из угля, например.

Планируете ли вы написать еще книги? Если да, то какие?

Конечно. Я уже в процессе. Сейчас перерабатываю свою диссертацию про венчурные инвестиции в книгу, плюс готовлю в рамках курса «Правовая грамотность» новое издание моей книги «Закон стартапа» — учебника по праву для неюристов. В «Эксмо» планирую переиздание «Высотки номер один».

Студенческий пресс-центр факультета права благодарит Романа Янковского за интервью.

 

                                                                                 Текст: Юлия Пославская

Фото: Ульяна Подобедова