• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

Интервью выпускника факультета права НИУ ВШЭ - Андрея Диденко

Андрей Диденко. Фото из личного архива выпускника

Андрей Диденко. Фото из личного архива выпускника


Почему при выборе вуза и направления обучения в бакалавриате Вы отдали предпочтение факультету права НИУ ВШЭ и юриспруденции?


Юриспруденцией начал увлекаться давно, еще с 7 класса общеобразовательной школы, когда нам преподавали уроки «Правоведения». Затем продолжил уже более углубленно изучать право в 10-11 классе при гуманитарном московском институте. Тем не менее, поступать хотел на правовой факультет одного из ведущих российских ВУЗов. Знакомые единодушно посоветовали идти в Высшую Школу Экономики, что я и сделал, поступив на «бюджет» юридического факультета.

Legal technology - это новое направление на рынке юридических услуг, основной задачей которого является создание и внедрение новейших технологических решений в юридическую практику″


Что привлекло Вас в магистерской программе «Корпоративный юрист» перед очередным поступлением на факультет права НИУ ВШЭ?


Во-первых, это дисциплины, которые изучались на программе. Меня всегда интересовали, в первую очередь, отрасли частного права и законодательство, регулирующее отношения между субъектами предпринимательства: корпоративное, гражданское, международное частное право, правовое регулирование рынка ценных бумаг. Во-вторых, замечательный преподавательский состав, который хоть и предъявлял к нам крайне высокие требования, при этом предоставлял все необходимые образовательные ресурсы для освоения программы.

 

Есть ли разница между обучением в бакалавриате и магистратуре?


Существенная. Магистратура гораздо больше «заточена» под практическую деятельность юриста. Вместе с обучением на магистерской программе я работал юристом в правовом департаменте авиационной компании «Трансаэро» и наиболее ценными с практической точки зрения были и остаются знания, полученные в магистратуре.

 

Какие знания из полученных на факультете права НИУ ВШЭ в период обучения оказались наиболее востребованными на первой ступени Вашей карьеры?


В первую очередь, это знания английского языка, в том числе, юридического. Они стали определяющими как при прохождении стажировки в международной юридической фирме, так и в работе по правовому сопровождению международного лизинга воздушных судов в авиакомпании. За это хотел бы отдельно поблагодарить доцента факультета права ВШЭ Светлану Викторовну Власенко, которая обучила нас навыкам английской письменной и устной речи на очень высоком профессиональном уровне. На второе место я бы поставил корпоративное право. На третье – гражданское, без уверенных знаний в этой отрасли развиваться в качестве корпоративного юриста, юриста договорной практики или юриста-международника просто невозможно.

 

Чем Вы увлекались в студенческие годы? Были ли Вы в составе студенческих организаций, кружков, инициативных групп?


На первом году обучения с другом основали футбольную команду, выступали в футбольной лиге ВШЭ. На старших курсах работал в научно-учебной группе, занимался изучением проблем лингвистики и права, выступал с докладами на внешних конференциях, писал научную статью.

 

Каким было Ваше первое место работы? С какими трудностями Вам пришлось столкнуться на первых порах Вашей карьеры?


Мое первое место работы – стажировка в международной юридической фирме «Debevoise & Plimpton». Основная трудность – это, конечно же, отсутствие опыта, необходимого для решения сложных юридических вопросов. Очень помогли при отборе и прохождении практики знания законодательства о рынке ценных бумаг, антимонопольного законодательства, корпоративного и гражданского права, права интеллектуальной собственности, а также навык ведения деловой переписки на английском языке.

″...блокчейн-юрист, юрист по умным контрактам – одни из вполне возможных юридических специализаций ближайшего будущего″


Много ли компаний пришлось Вам сменить, прежде чем начать собственный старт-ап (проект)?


Три компании. Последняя из них – киберспортивный холдинг “Virtus.pro”, в котором я занимался договорной и корпоративной работой. Все эти организации подарили мне по-своему уникальный опыт: работа юристом как в крупном бизнесе, так и в небольшой развивающейся компании, опыт руководящей деятельности, работа с англоязычными соглашениями и иностранным правом, представительство в зарубежных судах.

 

Известно, что с августа 2016 года Вы являетесь Генеральным директором компании EasyLaw, позиционирующей себя как направление LegalTech. Вы могли рассказать о нем подробнее? В чем принципиальная разница между традиционной юридической консультацией и Вашей компанией?


EasyLaw – это юридическая онлайн-фирма, которая специализируется на юридической экспертизе и составлении договоров. Наша целевая аудитория — малый бизнес и стартапы. От традиционной юридической фирмы мы отличаемся, во-первых, узкой специализацией. Мы работаем в договорной практике и совершенствуем пока только это направление. Во-вторых, наша компания, как правильно отмечено, работает в сфере LegalTech. Legal technology - это новое направление на рынке юридических услуг, основной задачей которого является создание и внедрение новейших технологических решений в юридическую практику. IT-продукты в этой области помогают эффективнее работать юристам и при этом уменьшают расходы клиентов на юридическую консультацию.

Наше решение в этой области – программа автоматической юридической экспертизы договоров. В основе алгоритма лежат методы обработки естественного языка, позволяющие ему понимать смысл юридических формулировок и делать правильный вывод о том, что нужно изменить, добавить или удалить в тексте соглашения. Сейчас любой документ, загруженный к нам пользователем, проходит проверку внутренних юристов, которые проверяют качество выполненной проверки, вносят необходимые правки и добавляют комментарии.

Полноценный прототип мы планируем запустить осенью. Тогда на сайт можно будет загрузить договор документом или фотографией и моментально посмотреть комментарии по юридическим рискам, спорным формулировкам договора и соответствующие рекомендации. Изучив результаты автоматической проверки, клиент сможет принять решение: самостоятельно согласовывать договор и вносить в него правки на основании приведенных рекомендаций или обратиться к профессиональному юристу EasyLaw за заранее рассчитанную стоимость услуги.

 

Как Вы пришли к идее создания собственной юридической компании? Кто Вам помог в этом, оказал поддержку? Какую роль в этом решении сыграл Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ?


На последнем месте работы, где я занимался в основном составлением и экспертизой хозяйственных договоров, в какой-то момент понял, что значительную часть такой работы вполне под силу автоматизировать с помощью современных компьютерных технологий распознавания текста и решил участвовать в этом процессе.

Бизнес-инкубатор ВШЭ внес и продолжает вносить огромный вклад в развитие молодых компаний, в том числе, моей. «Инк» организовывает постоянные встречи с экспертами рынка, предпринимателями и топ-менеджерами российских компаний, приглашает специалистов для проведения образовательных мастер-классов, предоставляет «площадку» для регулярных выступлений перед инвесторами, оповещает обо всех важных для начинающих предпринимателей внешних мероприятиях.

 

Какие планы Вы строите относительно своей карьеры на ближайшие 3-5 лет?


Я вижу свою компанию через 3-5 лет, в первую очередь, как компанию в сфере IT, лидера на российском рынке программного обеспечения, автоматизирующего юридические и иные бизнес-процессы в консалтинге и корпорациях.

 

Что бы Вы хотели пожелать студентам, изучающим право в настоящее время?


Не забывать о других профессиональных сферах жизни, помимо права, и интересоваться ими, искать зарождающиеся сегодня сферы экономических отношений, в которых право может найти свое применение. К примеру, блокчейн-юрист, юрист по умным контрактам – одни из вполне возможных юридических специализаций ближайшего будущего.


Интервью подготовлено:
Дмитрием Мазаевым.