• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

14
Апрель

Сыновство и преемственность

30 ноября 2016 г. прошла первая встреча совместного киноклуба факультета права НИУ ВШЭ и журнала THE WALL. Показывали и обсуждали фильм «Сын» Арсения Гончукова.

Новое детище – преемник ранее существовавшего киноклуба «Популяция», основателем которого стал Булат Назмутдинов. Встречи «Популяции» посещали известные российские режиссеры Алексей Герман младший, Борис Хлебников, Валерия Гай Германика, Алексей Попогребский и др. В этот раз гостям был показан фильм «Сын» (2014) Арсения Гончукова, получивший Гран-при Выборгского фестиваля «Окно в Европу-2014» в номинации «Лучший полнометражный фильм».

После кинопоказа состоялось обсуждение картины с участием режиссёра и приглашённых экспертов – практикующего психолога Дарьей Голубятниковой, кинокритика Максима Семёнова, доцента кафедры социальной психологии МГУ Александра Рикеля. Модератором и организатором встречи стал Булат Назмутдинов, координатором от журнала THE WALLАнастасия Попова.

«Сын» повествует о распаде семьи, причиной которого стало психическое расстройство матери. Отец, которому неприятно слышать одно лишь название этой болезни («шизофрения»), бежит из семьи. Тот же путь избирает дочь, считающая, что матери у неё нет. Есть «овощ», о чём она и говорит в одной из ключевых сцен. С больной до конца остаётся ее сын Андрей. После смерти матери он, таивший обиду на отца и сестру, решает с ними встретиться. Беседы к примирению не приводят. В конце фильма Андрей узнаёт, что скоро сам станет отцом. Казалось бы, счастье рядом, но последняя сцена намекает на самоубийство «сына-отца».

Гости киноклуба нашли фильм очень мрачным: чёрно-белая гамма, тема психического расстройства, раскола семьи, неприкаянный главный герой, мучимый чувством мести и находящий покой лишь среди книг, тесные дворики Москвы, тающий снег, прогалины, ссоры, убийство. По мнению Александра Рикеля, наиболее ожидаемым для него итогом была бы картина повесившегося сына, и мне с ним сложно не согласиться. Александр и Максим Семёнов также посетовали на избыточную сказочность фильма: в нём слишком явно читается мораль – забота о ближних.

Такое видение кинокартины не совпало с мнением режиссёра. «Фильм светлый, и в жизни всё обстоит гораздо хуже», – парировал Арсений Гончуков.

«Фильм казался до предела напряжённым. Движения сына, мимика, вечная улыбка главного героя, затянувшееся молчание в диалогах – всё это не давало зрителю возможности расслабиться», – заметила Дарья Голубятникова. О том, как был достигнут этот эффект, рассказал режиссёр. Работая над фильмом, он «резал» кадры, удлиняя и укорачивая сцены, в соответствии со своим видением действий и характера героев.

Восхищение вызвала актёрская игра Алексея Черных, исполнившего роль Андрея. Зрители поинтересовались, как Арсений подбирает актёров, работает с ними. Он отметил, что общение с актерами, особенно играющими главные роли, очень тонкое, нюансированное, эмоциональное. Ему понравилось работать с Алексеем, который вжился в роль, знал, как вести себя в кадре. Что касается подбора актёров, то режиссёр открыт предложениям, достаточно отправить ему анкету. Тем более, что сейчас ведётся работа над сериалом «Район тьмы. Хроники повседневного зла».

От обсуждения фильма гости плавно перешли к истории творчества Гончукова и режиссёрскому ремеслу в целом.

В фильмографии Арсения насчитывается четыре малобюджетных полнометражных фильма «1210» (2012), «Полёт. Три дня после катастрофы» (2013), «Сын» (2014), «Последняя ночь» (2015). Самым удачным, по словам режиссёра, стала картина «Полёт». Несмотря на успех снятых им фильмов, Гончуков решил отказаться от полнометражного кино в пользу других проектов. На ожидаемый вопрос «Почему?» гость киноклуба ответил, что является независимым режиссёром, полнометражные же фильмы очень затратны, требуют дополнительного финансирования.

Арсений окончил филологический факультет ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Ему всегда нравилось читать, он знал страницы из книг Достоевского наизусть, но никогда не испытывал тяги к языкам. К тридцати годам Гончуков решил бросить журналистику и занялся кино. В 2010 г. он окончил Школу кино при Высшей школе экономики, мастерскую режиссуры игрового художественного фильма Анны Фенченко и Николая Хомерики. Тем, кто хочет сменить сферу деятельности, режиссёр посоветовал не затягивать с таким решением. Заинтересованным в работе в киноиндустрии, Гончуков предложил поехать на учёбу в киношколы Нью-Йорка: самому ему ехать туда уже поздно.

Гости остались довольны насыщенным обсуждением. Совместный киноклуб THE WALL и факультета права НИУ ВШЭ не будет себя ограничивать одной встречей. В скором времени ждите новых показов и обсуждений с участием режиссеров и критиков.

Текст: Алёна Геращенко,

пресс-центр факультета права НИУ ВШЭ

Фото: Полина Лазарева