• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

14
Апрель

Бьет – значит нужно уходить: о декриминализации «побоев в отношении близких лиц»

На сегодняшний день одной из самых обсуждаемых тем в обществе стало принятие законопроекта о декриминализации побоев в отношении близких лиц. Почему это вызвало такой резонанс в обществе, какова причина декриминализации? Развяжет новый закон руки семейным тиранам? Как побороть домашнее насилие? Ответы на эти вопросы можно найти в материале пресс-центра нашего факультета.

Бьет – значит нужно уходить: о декриминализации «побоев в отношении близких лиц»



Ирина Игоревна 
Нагорная

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминалистики факультета права НИУ ВШЭ

 

Ирина Игоревна, почему декриминализация побоев в отношении близких лиц стала столь обсуждаемой темой?

Это произошло прежде всего из-за проблемы домашнего насилия. До вступления нового закона в силу побои рассматривались как преступления, ответственность за которые должна была предотвратить совершение более тяжких преступлений против личности. Побои – превентивное преступление (к преступлениям  превентивного  характера относят распространенные в быту случаи причинения побоев – прим. пресс-центра). Состав превентивного преступления – это база уголовно-правовой профилактики: не дожидаясь более тяжких последствий от бытового насилия, лицо имеет право обратиться в правоохранительные органы, которые в свою очередь могут привлечь «домашнего тирана» к ответственности. Такая процедура считалась возможной и правильной до недавнего времени.

Насколько обоснованной можно считать эту декриминализацию?

Однозначно ответить на вопрос об обоснованности декриминализации, конечно, нельзя. Важно пояснить, что полной отмены какой-либо ответственности за деяния не произошло: СМИ многое толкуют неверно. Сохраняется административная преюдиция (если побои совершаются повторно, то лицо несёт уголовную ответственность). Кроме того, в УК РФ сохраняются нормы об ответственности за нанесение лёгкого вреда здоровья и за истязание – их никто не отменял. Таким образом, КоАПом и УК РФ предусмотрены механизмы, которые могут оказать положительное влияние на решение проблемы домашнего насилия. Между тем, по КоАПу в отношении виновного применяется арест, а по УК РФ – нет. Чем это обусловлено? Тем, что специальные арестные дома для отбывания такой меры наказания в рамках уголовной ответственности ещё не учреждены.

Не принимался ли этот закон по политическим мотивам?

Политические мотивы? Не думаю. Возможно, законодатель хотел решить организационную проблему, то есть, облегчить нагрузку, возлагаемую на суды: разгрузить их. Организационный момент, конечно, не должен доминировать, но законотворческий орган зачастую акцентирует внимание именно на нем.

Можно ли полагать, что замена уголовной ответственности на административную – это признание государством факта недостаточности общественной опасности побоев для привлечения к уголовной ответственности?

Так и есть. Уголовная ответственность не только наказание, но еще и выражение упрека со стороны общества. Ранее лицу давался статус судимости, что формировало о нём у общества определённое негативное мнение. Наличие судимости фиксировалось и в документах. Всё это существенно влияло на социальный статус человека, причинившего побои, возможно, ввиду присущей ему природной эмоциональности. Это слишком радикальная мера. Декриминализацию побоев в отношении близких лиц сегодня приравнивают к легализации домашнего насилия – это неправильно. Никто его не легализует. Вопрос состоял в том, чтобы найти эффективные правовые средства для борьбы с данным видом насилия.

Какие средства могут оказать положительное влияние на борьбу с домашним насилием?

Я считаю, что административная ответственность – достаточно адекватная мера.

То есть, можно заплатить административный штраф и бить дальше?

Нет, этот вариант наказания неправилен: муж, избивший жену, заплатит штраф из семейного бюджета, т.е. из совместного имущества, и пойдёт махать кулаками дальше. Я «за» иное административное наказание – обязательные работы или же административный арест до 15 суток, чтобы виновный посидел и подумал о семейных ценностях, которым он угрожает.

Но как быть с тем, что правоохранительные органы зачастую не принимают заявления от пострадавших, подчеркивая, что это их личное, семейное дело?

Это уже серьезная проблема, которую действительно надо решать. Объясняется она прежде всего стремлением к сокращению количества преступлений, поэтому часть из них просто не регистрируют…  Кроме того, есть определенные семьи, для членов которых считается нормой дать друг другу пощёчину, отшлепать ребенка. Здесь важно, чтобы уголовное право не превратилось в средство манипулирования. Такие случаи уже были: муж и жена подрались, но муж был принципиален и довёл дело до обвинительного приговора. Жену привлекли к уголовной ответственности за царапину, которую она в пылу ссоры оставила на щеке мужа. При этом он тоже нанес ей побои. Но она в отличие от мужа решила не обращаться в суд. Ни для кого не секрет, что многие люди не из-за регулярных физических страданий, а от обиды пишут подобные заявления в полицию.

Но ведь надо зафиксировать побои в медицинских учреждениях в качестве доказательства к подобному заявлению…

Да, и побыстрее, если момент упущен, то ничего уже не поделаешь. И я считаю, что государство должно вмешиваться в семейные дела, но лишь в крайних случаях. А ведь кроме побоев часто происходят унижения, психологическое давление друг на друга. Как это отследить? Как наказывать за такие деяния? По УК РФ данные акты, если они достаточно серьезны, можно квалифицировать как истязание (его доказать достаточно сложно) или как доведение до самоубийства (его доказывать слишком поздно). Понятно, что государство не может вмешаться во все сферы семейной жизни, тем более с помощью уголовного права. Административно-правовой метод воздействия мягче и, я думаю, эффективнее.

Не думаете ли Вы, что такие попытки государства вмешаться в проблему домашнего насилия повлекут еще более серьёзные последствия для страдающей стороны?

Проблему домашнего насилия никто не победил еще ни в одной стране, даже в самой развитой, так как семья – это два человека в закрытом пространстве.

Что реально поменяет этот закон?

Ничего не поменяет. У нас в обществе очень сильно переоценивают значение уголовного права: думают, если будет введено уголовное наказание, то всё изменится. Но как показывают многочисленные исследования, ужесточение закона не приводит к снижению преступлений.

Станет ли больше актов домашнего насилия после декриминализации побоев?

Масштабного всплеска домашнего насилия не будет. Я полагаю, что все зависит от морально-нравственной установки лица на то, что можно и что нельзя делать, что такое хорошо и что такое плохо. Нормально ли бить женщину, жену/мужа, детей? Именно уровень воспитания человека определяет ответ на этот вопрос. Я не думаю, что все испугались уголовного наказания и перестали причинять физические и душевные страдания своим родным, когда появилось уголовно-правовое наказание за побои, поэтому и сейчас не думаю, что все вдруг расслабятся и начнут избивать друг друга.

Как снизить уровень домашнего насилия?

Государство должно проводить определённую политику в этой сфере. Необходимо укреплять семейные ценности, формировать положительный образ жизни, создавать и развивать центры по защите жертв домашнего насилия, оказывать психологическую помощь агрессивным людям. Так, в США проводятся бесплатные курсы по управлению гневом и негативными эмоциями. Если у человека проблемы, то с ним надо работать, помогать ему бороться с этими проблемами, а не связывать излишними запретами. В России сейчас тоже создаётся много семейных и кризисных центров. Государство обязано содействовать их развитию!

Мария Витальевна Матвеева,

старший преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права факультета права НИУ ВШЭ



Мария Витальевна, почему тема декриминализации побоев вызвала такой резонанс в обществе?

Откуда такая истерия у людей на эту тему? Полагаю, из-за правовой безграмотности населения. Изменения не предполагают полного устранения ответственности. При первом факте насилия предусматривается административная ответственность, при втором – уголовная. На мой взгляд, практически ничего не изменяется, тем более, что сейчас создается огромное количество центров по защите жертв домашнего насилия. Пострадавших защищают, а они потом всё равно возвращаются к своим насильникам, и всё продолжается.

Почему они возвращаются?

Говорят, что любят. У многих дети, поэтому хотят сохранить семью. Женщина, возвращающаяся вновь и вновь туда, где её бьют, на мой взгляд, нарушает не только свои права, но и права своих детей, ведь она знает, что муж снова поднимет на них руку. Я считаю, что в таких случаях надо разводиться, делить имущество, взыскивать алименты и начинать жить своей самостоятельной и безопасной жизнью.

А если она не работала, состоя в браке, но занималась домашним хозяйством и воспитанием детей? На что ей жить?

Пусть идёт и работает. Поговорка «бьёт – значит любит» не для меня. Если она ушла после первого акта насилия, то дальше оно  производиться над ней не будет. Если она возвращается, значит, ее такое обращение устраивает.

Не будет ли всплеска домашнего насилия после декриминализации побоев?

Не думаю. Как я говорила, для повторных побоев наступает уже уголовная ответственность. Кроме того, что меняет введение уголовной ответственности? Мужчин сажают, а женщины-жертвы ждут своих суженых и носят им «передачки».

Сохранение брака, в котором есть место домашнему насилию, – это плохо, потому что дети должны видеть любящих, а не вечно дерущихся родителей. Брак можно расторгнуть, но при этом исполнение родительских обязанностей всё равно продолжится.

Что явилось причиной декриминализации? 

Истинных причин я не знаю. На мой взгляд, причинами могло быть, во-первых, обилие заявлений о бытовых побоях. Однако, большая часть из них забиралась самими жертвами после начала расследования по факту совершения насильственных действий. На правоохранительные органы возлагалась бессмысленная нагрузка.

Во-вторых, трудность в доведении дела о домашнем насилии до конца. Очень сложно установить, кто реально виноват: кто бил, а кто защищался.

Как Вы относитесь к замене уголовной ответственности на административную?

Мы наблюдаем «перекос» в отношении штрафа при насилии в семье: он в любом случае выплачивается из совместного имущества супругов, что нелогично. Это противоречит цели административно-правового наказания, когда виновный должен его нести, а невиновный – нет. С другой стороны, если дело дошло до побоев, возможно, жертва в чем-то провинилась, но это уже семейное дело, а административное наказание должно касаться только виновного, чья вина должна быть установлена судом. Что касается ареста, то лицо, осуществившее насилие, возвращается в семью, где начинает относиться к жертве еще с большей агрессией. Пострадавшей стороне надо сразу уходить. Сейчас создается огромное количество специальных кризисных центров, где жертвы домашнего насилия могут найти приют, прийти в себя, поработать с психологами и начать новую жизнь. Я считаю, что из любой ситуации можно выйти, было бы желание.

Можно ли правовыми методами снизить уровень домашнего насилия?

Я думаю, нет. Отправной точкой решения проблемы является семья, а именно отношения, складывающиеся между людьми, создающими этот институт. Человеку необходимо с детства прививать цивилизованную модель поведения в обществе. Образцом поведения для ребенка является поведение его родителей.

А если ребенок все же становится свидетелем того, как отец бьет мать?

Если муж бьет жену, а мы говорим о ней как о матери или о законном представителе, на которого возложена обязанность по защите прав детей, она должна забрать детей и уйти из семьи, чтобы не причинять им ни физические, ни психологические страдания. На жертву домашнего насилия возложена обязанность уберечь детей от страданий физических (ребенка нельзя ставить под угрозу того, что отец его побьет) и психических (дети получают психологическую травму, наблюдая, как отец наносит побои матери). Если жена после подобных конфликтов не уходит от мужа-тирана, то можно говорить о том, что вред детям наносят оба родителя. Моя логика заключается в следующем: бьет – значит нужно уходить. Если женщина остается, значит, это ее выбор. Но за детей делать такой выбор нельзя. Дети должны жить не в номинальной семье, принимая домашнее насилие как норму, а в реальной семье, основанной на гармонии, заботе и взаимоуважении ее членов. Если так жить не получается, то жене-матери лучше уйти и сформировать неполную семью. Главное, что в ней не будет места насилию.

Интервью: Ангелина Весова
Фото: Екатерина Дубинина,
Ирина Нагорная