• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Знание стоит дорого, но незнание еще дороже» // Обзор лекции Яна де Грофа о праве на образование в современном мире

7 апреля 2017 г. по приглашению Института образования и факультета права профессор Ян де Гроф прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Современные и будущие вызовы в образовательном праве и сфере образовательных прав, в особенности в России» («Contemporary and Future Challenges of Education Law and Education Rights, especially for Russia») .

«Знание стоит дорого, но незнание еще дороже» // Обзор лекции Яна де Грофа о праве на образование в современном мире

        Прежде чем рассказать о лекции, представим ее автора. Ян де Гроф является профессором Колледжа Европы (Брюгге, Бельгия) и Тилбургского университета (Нидерланды). Также он возглавляет кафедру ЮНЕСКО, занимающейся правом на образование, в 2007-2010 годах де Гроф занимал должность уполномоченного ЮНЕСКО по праву на образование. На его лекции в НИУ ВШЭ были рассмотрены аспекты именного этого субъективного права, детально проанализированы положения федерального закона «Об образовании в РФ». Лектор отметил первостепенное значение образования в вопросе государственного регулирования, указав, что в России пока не полностью разработан и потому не в должной мере реализуется принцип инновационного обучения.

На примере собственного опыта (Ян де Гроф выступал в качестве советника при разработке ФЗ «Об образовании в РФ» (1990—2000 гг.) и работал в Южно-Африканской Республике (1995—2002 гг.) докладчик рассказал о сравнительных аспектах законодательного регулирования вопросов образования. 

Говоря о конституционных правах человека, чаще всего отмечают, «право на жизнь», «равенство прав и свобод человека». Но не следует забывать, что без права на образование, без достаточного уровня знаний реализация иных конституционных норм (права избирать и быть избранным) может быть существенно затруднена. Все конфликты, которые мы наблюдаем в современном мире, к сожалению, зарождаются еще в школе, когда будущие «сильные мира сего» учатся воспринимать мир.  Неслучайно первым актом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина был указ о первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР. Таково было мнение уважаемого профессора.

Затрагивая вопрос международного регулирования права на образование, необходимо отметить ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., которая закрепляет право каждого человека на образование. Образование должно давать возможность всем людям участвовать в развитии свободного общества, способствовать формированию взаимопониманию, терпимости и дружбы между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами, а также содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Государство при осуществлении функций в области образования и обучения должно уважать право родителей обеспечивать такое образование своему ребёнку и выбирать для него обучение, которое соответствуют их религиозным и философским убеждениям (ст. 2 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

В рамках лекции также были подняты вопросы получения платного второго высшего образования, образования в частных и государственных школах, сельских школах. Были рассмотрены проблемы соотношения преподавания и религиозного воспитания, получения образования детьми мигрантов, домашнего образования.

Профессор Ян де Гроф разобрал ключевые решения Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе Постановление от 19 апреля 2016 г. N 12-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу “Анчугов и Гладков против России” в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации», отметив, что практика неисполнения решений ЕСПЧ в том числе имеет место и в ряде других государств.

Участники встречи обсудили нашумевшее дело о запрете ношения головных уборов в помещениях образовательных организаций (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2015 г. № 15-АПГ14-11). Заявители обратились в суд с заявлением о признании такого запрета неправомерным ввиду его противоречия федеральному законодательству: отказываясь от предписанного нормами религии (ислама) ношения головного убора, школьницы не могут в полной мере исповедовать данную религию.

Однако рассматриваемая норма не содержит предписаний, ограничивающих право верующих граждан на образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, и не может быть расценена как ограничение свободы совести и вероисповедания.

Обоснование приведем следующее. В силу пункта "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты которых не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации). Образование в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, носит светский характер (пункт 6 части 1 статьи 3 ФЗ «Об образовании в РФ»). Субъекты РФ обладают полномочиями по правовому регулированию вопроса о требованиях к школьной одежде в государственных и муниципальных образовательных организациях. Школьная форма формирует у учащихся чувство принадлежности к общеобразовательной организации, устраняет признаки социального, имущественного и религиозного различия между ними, укрепляет сплоченность. Более того, ношение головного убора в помещении может явиться причиной различных заболеваний (Письмо Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23).

Участниками лекции было рассмотрено и решение Верховного Суда РФ от 18.10.2013 № АКПИ13-810 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими приказа Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69, приказа Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74», в котором было установлено, что включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» не нарушает права родителей на нравственное воспитание детей. Кроме того, федеральный компонент государственного стандарта общего образования предоставляет право выбора одного из предложенных шести модулей курса, включая возможность изучения основ мировых религиозных культур и основ светской этики.

Приобретение достойного уровня квалификациями сопряжено сегодня не только с личными усилиями, но и серьезными тратами. Однако, по мнению спикера, хотя знание и стоит дорого, незнание может обойтись еще дороже. Именно поэтому предоставление условий для равного и полноценного доступа к образованию является важнейшей функцией любого государства. Факультет права НИУ ВШЭ благодарит профессора Яна де Грофа и всех участников дискуссии, возникшей после его лекции, за участие в обсуждении правовых проблем образования в России и других странах.

 

                                                                                           Текст: Анастасия Бербенева