• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

О финансах, дискриминации и правовой культуре // Обзор «Дней науки факультета права-2019» (Часть первая)

27 февраля 2019 года молодые учёные собрались на студенческой конференции «Дни науки факультета права НИУ ВШЭ». Пресс-центр делится тезисами запомнившихся выступлений. Лучшие из докладов после того, как они будут написаны как статьи, опубликуют в факультетском сборнике «Право. Гражданин. Общество. Экономика».

О финансах, дискриминации и правовой культуре // Обзор «Дней науки факультета права-2019» (Часть первая)

Самая богатая секция

НДД, НДПИ и ДИТ. Расшифровку этих аббревиатур узнали на секции «Финансовое и налоговое право», которую модерировала Ирина Попова, преподаватель Департамента дисциплин публичного права.

Новый налог для нефтяных компаний

С 1 января 2019 года ввели «налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья» (далее — НДД). Для чего он нужен, рассказала Наталия Субботина, студентка 4 курса факультета права Вышки.

С уроков химии вспоминаем, что углеводородное сырье — это газ и нефть. Организации, на плечи которых ложится этот налог, — нефтяные компании. НДД пока что работает только в тестовом режиме на добровольной основе и только для проектов в Сибири.

НДД будет поддерживать нефтяной бизнес в освоении новых участков недр. Попросят уплатить основную часть налога на дополнительный доход только после выхода проекта на окупаемость. Если разработка принесет прибыль, налогоплательщик отдаст 50% расчетной прибыли государству. Если уровень дохода низкий, то НДД не платят.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяных компаний остается, хоть и понижается для тех, кто переходит на НДД. Цель появления ещё одного налога: стимулировать открытие новых участков добычи. Ресурсы истощаются, разрабатывать месторождения становится дорогим удовольствием. Вот и придумали налог на дополнительный доход, который не платят при снижении дохода.

Налоги товарищей-инвесторов

Как появился договор инвестиционного товарищества (ДИТ): за рубежом были популярны инвестиционные фонды в форме limited partnership. В России в 2013 году решили сделать похожее, оставили дословный перевод. ДИТ — не юридическое лицо, а форма договора. Краткий принцип работы: товарищи-вкладчики отдают ведение дел в руки управляющего товарища. Инвестиционное товарищество налогово-прозрачное, потому что платят налоги только участники договора, не само товарищество.

Егор Рублев, студент 4 курса факультета права ВШЭ, объяснил, почему механизм ДИТ не выгоден инвесторам.

Рассмотрим пример: в ДИТ состоят всего 2 товарища. В один год управляющий товарищ неудачно вкладывается в деривативы, и ДИТ терпит убыток 50 млн. рублей. В следующем году дела идут в гору, прибыль составляет 20 млн. рублей. Налоговая база за второй год — 10 млн на каждого участника (прибыль делится поровну между товарищами, если не установлено иное).

Егор Рублев поставил вопрос: насколько справедливо собирать налоги за прибыль второго года, ведь фактически за два года товарищество не выбралось из убытков? По его мнению, это нарушает ст. 3 НК РФ, которая запрещает произвольные налоги.

На основе Определений Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 года № 320, № 366 и доктрины докладчик понимает прибыль как прирост имущества. В этом случае прироста нет, потому что товарищество в убытке.

Эту несправедливость можно исправить, если учитывать не убытки за календарный год, а состояние финансового портфеля. Так, в нашем примере стало бы ясно, что у товарищества 30 млн рублей убытков за два года.

В завершение Ирина Попова как амбассадор магистерской программы «Финансовое, налоговое и таможенное право» пригласила поступать на эту программу: «Вам у нас понравится!».

Самая неравнодушная секция

Модератор секции «Трудовое и право социального обеспечения» Екатерина Батусова, старший преподаватель Департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин, выступила с пожеланиями: «Специалисты в науке трудового права сейчас на вес золота. Растите в научном плане, никогда не останавливайтесь на бакалавриате, идите получать степени дальше».

Обработка персональных данных – личное дело работодателя?

Светлана Бабаханова, студентка 3 курса бакалавриата факультета права Вышки, начала выступление со словами: «Нет ни одного работодателя, который не столкнулся бы с персональными данными».