• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Юриспруденция»

Закон и беззаконие // Обзор фильмов на юридическую тематику

Карантин — еще один повод прочитать давно отложенную книгу или посмотреть фильм. Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку фильмов на юридическую тематику, которые не только скрасят досуг, но и заставят задуматься о серьезных проблемах.

Закон и беззаконие // Обзор фильмов на юридическую тематику

«Просто помиловать» (2019, США)

«Просто помиловать» представляет собой образец редкого типа фильмов, которые через призму личной драмы человека раскрывают зрителю примеры глобальных структурных несправедливостей. В этом случае картина, основанная на реальном судебном прецеденте, рассказывает о трагической стороне отношений американского правительства и расовых меньшинств.

События фильма происходят в 1989 году. Выпускник Гарварда Брайан Стивенсон (в исполнении Майкла Б. Джордана), идеалист, отказавшийся от блестящих карьерных перспектив, едет в Алабаму, чтобы в составе основанной им организации «Равноправное правосудие» (Equal Justice Initiative) помогать бедным слоям населения, для которых юридическая помощь финансово недостижима. Первым делом Брайан берётся за дело лесника Уолтера Макмиллана, также известного в округе как Джонни Ди. Макмиллана обвиняют в жестоком убийстве 18-летней белой девушки в небольшом городе Монровилле. Несмотря на неубедительные доводы со стороны обвинения, отрицание Уолтером вины, а также имеющееся у него алиби, он незамедлительно попадает в камеру смертников.

Лейтмотивом повествования в кинокартине является противостояние Стивенсона и властей штата Алабама. Неопытный, недостаточно финансово обеспеченный и неподготовленный к моральным трудностям молодой адвокат сталкивается с царящими в округе коррупцией, расизмом и несправедливым, чаще всего выборочным отношением правительства к своим гражданам. Фильм отлично демонстрирует не только непрошибаемую юридическую систему США образца конца 80-х годов, но также многочисленные нарушения со стороны властей и её представителей и общие негативные настроения среди гражданского общества тех времен.

На протяжении фильма зритель будет наблюдать, как Стивенсона неправомерно с применением жестокости задержат полицейские, которые незаконно обыщут его машину, как его подвергнут унизительным обыскам с раздеванием при посещении клиентов в тюрьме, несмотря на статус адвоката, как ему и соучредителю «Равноправного правосудия» Еве Ансли (Бри Ларсон) будут отказывать в аренде офисных помещений, арендодатели которых не одобряли их деятельность, и как они получили по крайней мере одну угрозу подрыва дома и убийства семьи Евы после того, как распространились слухи об их компании в штате.

Негодование у зрителя вызовет не только общее несправедливое отношение к главным героям повествования, но и сопутствующие истории второстепенных героев. Приговор психически больного чернокожего ветерана с ПТСД к смертной казни вместо госпитализации, осуждение людей по принуждению и ошибочным показаниям, сокрытие оправдательных доказательств со стороны защиты — список деяний корыстных и коррумпированных прокуроров и местных правоохранительных органов, причастных к осуждению Джонни Ди, обширен. В таких условиях становится понятно, что «Равноправное правосудие» останется единственной надеждой для многих алабамцев, либо слишком бедных чтобы позволить себе качественные юридические услуги, либо подверженных дискриминации из-за цвета кожи.

Наиболее ярким образом «Просто помиловать» подчёркивает парадокс несовпадения общего чувства гордости жителей округа Монро за историческую ассоциацию с произведением «Убить пересмешника» и фактической правовой обстановкой, в которой неимущие афроамериканцы практически всегда оказываются в тюрьме без надлежащего юридического представительства или справедливого судебного разбирательства.  Адресованные к Стивенсону просьбы жителей округа посетить тематический музей и частые отсылки к «Пересмешнику» на знаках и билбордах заставляет задуматься о том, действительно ли жители Алабамы выучили преподанный им Харпер Ли урок.

История фильма побуждает аудиторию сопереживать как испытывающим эмоциональный и психологический стресс героям, так и наиболее уязвимым членам общества во власти всемогущей правовой системы. Показывая, насколько дискриминационной была правовая система США на самом деле, демонстрируя всепоглощающий расизм и отсутствие государственной заботы о бедных, «Просто помиловать» даёт зрителям почву для глубоких вопросов о расе, справедливости, преступности и нашей общей человечности.

«Убить пересмешника» (1962, США)

В редких случаях можно сказать, что фильм снят так же хорошо, как написана книга, но «Убить пересмешника» по одноименной книге Харпер Ли — тот самый случай.

По словам писателя, трансформация Грегори Пека в Аттикуса стала одним из самых невероятных перевоплощений из всех, что ей приходилось лицезреть. «Перед нами стоял мужчина средних лет. Он казался крупнее, чуть полнее в области живота. На нем не было ни грамма грима, только костюм образца 1933 года, с этим воротником, жилеткой и часами на цепочке. В ту самую секунду, что я его увидела, я поняла: все будет в порядке».

Фильм рассказывает о судебном процессе над афроамериканцем в городе Мейкомб, штат Алабама, который был ложно обвинен в изнасиловании белой женщины. Герой отлично понимает, что берется за изначально проигрышное дело, однако не останавливается. Главным препятствием, с которым столкнулся адвокат были предрассудки южных штатов, которые он пытался оспорить. Однако доказательства и общество были против, так как до этого момента темнокожий еще ни разу не выигрывал дело, если второй стороной был белый. Далее мы можем наблюдать затянувшийся процесс, который шёл на протяжении нескольких дней. В фильме была сцена, где Аттикусу задали вопрос «Что ты за человек такой?», на что он ответил довольно очевидной, но красивой фразой: «Одновременно уверенный в себе юрист и честный человек, каким каждый из нас надеется стать».

«Юристы Бостона» (2004-2008, США)

«Все юристы смотрели Boston Legal. Кто не смотрел — тот и не юрист вовсе». В сериале два главных героя — Денни Крейн и Алан Шор, два культовых персонажа Америки нулевых годов.

У них, на первый взгляд, совсем немного общего – лишь профессия и место работы. Крейн – старший партнер крупной юридической фирмы, а Шор – обычный судебный юрист этой же компании, и партнером его не сделают даже в страшном сне. Оба, по мнению в окружающих, глубоко неадекватны. Крейну за семьдесят и он в глубоком маразме, Шору только минуло сорок, но он столь же нелогичен в своих поступках. Крейн – крутой щёголь, обожающий роскошь, Шор в своих потребительских качествах умерен. Крейн – крайний республиканец, Шор – либерал и «демократ из демократов». Крейн говорит мало, преимущественно произнося два волшебных слова «Денни Крейн», Шор и в жизни, и в зале суда готов говорить на любую тему.  Но эти двое – друзья не разлей вода, в итоге даже вступают в однополый брак в сугубо налоговых целях (но больше из хулиганства), оставаясь экстремальными гетеросексуалами и волокитами. Они много пьют, курят сигары, пристают к женщинам и эпатируют окружающих, включая представителей власти. И они всегда выигрывают свои дела, не гнушаясь любыми уловками в обход закона.

                            «Форс-мажоры» (2011-2019, США)

У большинства российских бизнес-адвокатов есть одна ролевая модель. Это не Зиновий Гердт из «Воров в законе», не Денни Крен из «Юристов Бостона» и даже не Сол Гудман из «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу». Это Харви Спектр, звезда «Форс-Мажоров».

Современный российский бизнес-адвокат, невзирая на не самый высокий статус в обществе, хочет быть успешным, знаменитым, уважаемым и богатым. И при этом он не хочет тратить силы и напряженно работать, разве только согласен потеть, перетаскивая кэш в хоккейной сумке. А уж если скучать, то не сидя за документами, а у портного на примерке дорогого костюма.

За десяток сезонов мы видим главного героя всего три раза в зале суда, а за прочтением документов он провел в совокупности минуты две. В остальное время Харви рассекает на дорогих винтажных автомобилях, ругается с коллегами, проводит время в обществе американских олигархов и увивается за моделями. Но какое отношение имеет все это к реальным юридическим фирмам в Америке, где мужчины и женщины панически боятся хорошо выглядеть, дабы не быть обвиненными в харассменте?

Особый интерес представляет основная деятельность героя. Волшебным образом минуя охрану и секретарей, без назначенных встреч и выданных пропусков, он ходит по офисам оппонентов и успешно шантажирует их на сотни миллионов долларов, угрожая разглашением какой-то смешной информации.

Текст: Иван Андреев, Арина Ахуба, Екатерина Астахова
Фото: pinterest.ru