• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Не было сомнений, что это единственная магистратура, в которую я хочу поступать» // выпускники факультета права Вышки о Стокгольмском университете

Студенческий пресс-центр продолжает серию интервью с выпускниками, поступившими на зарубежные программы магистратуры. Мы поговорили с выпускниками 2021 года Дмитрием Литвиновым и Сабиной Нурбагандовой об учебе в бакалавриате Вышки, поступлении в магистратуру Стокгольмского университета и планах на будущее.

«Не было сомнений, что это единственная магистратура, в которую я хочу поступать» // выпускники факультета права Вышки о Стокгольмском университете

Дмитрий Литвинов окончил бакалавриат факультета права в 2021 году и поступил в Стокгольмский университет на магистерскую программу «Международный коммерческий арбитраж».

Об интересных моментах учебы в бакалавриате факультета права

В 2019 году наш факультет права заключил прямое соглашение об обмене с факультетом права Стокгольмского университета. Я подал заявку и прошел туда, будучи одним из первых людей, кого отправили по этой программе обмена между двумя университетами. Во втором семестре третьего курса я полетел туда по обмену. За эти полгода я познакомился с юристами, академиками, администрацией факультета. Я обзавелся безумным социальным капиталом, поэтому не сомневаюсь, что именно это и помогло мне при поступлении в магистратуру.

О решении поступать в магистратуру Стокгольмского университета

Я решил, что буду поступать в Стокгольмский университет еще на первом курсе, потому что уже тогда определился со своей специализацией – международным коммерческим арбитражем. У меня не было сомнений, что это единственная магистратура, в которую я хочу попасть.

Процедура поступления в магистратуру

Конечно, я бы хотел сказать, что очень долго и усердно готовился ко всему этому, но я бы соврал. Я написал все, как обычно, в последний момент. Начал рано, но, по сути, весь основной объем сделал незадолго до дедлайна.

Что мне потребовалось? Во-первых, получение сертификата IELTS. Затем мне нужна была справка от университета о том, что ожидается окончание бакалавриата. Далее мне необходимо было подготовить свои резюме и мотивационное письмо.

Резюме у меня на тот момент было и довольно хорошее. Я его немного адаптировал под Стокгольмский университет, расширил, потому что мне необходимо было показать, что у меня есть не только практический опыт, но и академический.

Мотивационное письмо включало две страницы текста о том, почему я выбираю именно этот университет, именно эту специализацию. На мотивационное письмо я потратил много времени: писал, переписывал, просил друзей его прочитать, прошерстить на наличие логических ошибок. Мне хотелось сделать его идеальным. Мотивационное письмо – это то, что, скорее всего, будут читать не слово за словом, а наискосок, поэтому надо строить абзац так, чтобы была видна основная информация с первого взгляда на этот текст.

Помимо этого мне нужно было два рекомендательных письма. В итоге я подал одно академическое рекомендательное письмо, второе – с моей практики (от одного из партнеров юридической фирмы, в которой я работал и который относительно хорошо известен на арене международного коммерческого арбитража). Это был тактический ход: одно письмо было от хорошего академика, а второе было от того, кого члены приемной комиссии могут знать. Рекомендательное письмо нацелено на то, чтобы тебя порекомендовал «не последний» человек.

Кроме того, необходимо приложить транскрипт с оценками из зачетки. Академическая успеваемость – один из факторов, на которые смотрят в университет при отборе: GPA, оценки по отдельным дисциплинам.

На всю процедуру подготовки документов к поступлению в магистратуру стоит потратить два месяца. В идеале надо потратить еще больше – четыре, чтобы все было сделано вовремя. В реальности все можно сделать за один месяц.

О структуре обучения, подходах преподавателей

Структура обучения в магистратуре в Стокгольме практически та же самая, что и в НИУ ВШЭ. У нас очень похожая система: есть семинарские занятия и лекции. Лекции предполагают свободное посещение студентами, семинары – строго обязательны.

Что касается самого процесса обучения, то я бы сказал, что в Стокгольме всё более человечно. Общение выстраивается на принципах взаимного уважения. Возможно, это связано с тем, что программа привлекает людей возраста 25+, у которых есть хороший опыт работы: они уже окончили магистратуру, и это их второй LLM. Несмотря на то, что мне 21 год, ко мне относятся с абсолютной человечностью. Нас действительно спрашивают наше мнение и учат критически мыслить. Нет такого, что ты не прав: бывает, что ты не прав по фактуре, но когда ты высказываешь свое мнение и аргументируешь его – ты не можешь быть не прав.

О практической ценности получения LLM за рубежом

Если Вы все-таки хотите практиковать право в России, то сначала следует окончить магистратуру в России, потому что у нас есть система полного/неполного высшего образования в юриспруденции.

Магистратура в России даст более полноценные знания о российском праве. Поступать в магистратуру за рубеж следует спустя 3–5 лет работы: когда человек уже окончательно определится со своей специализацией, поймет, что ему нравится и поймет, что ему надо для того, чтобы дальше продвигаться по карьерной лестнице. Далеко не все могут понять сразу, что они хотят от жизни.

Образование за границей для российских людей – это не обязательная стадия, но это может позволить стать более хорошим специалистом в узком направлении. 

Адаптация

Адаптация к новым условиям прошла довольно быстро. Языкового барьера нет вообще, английский язык знают все.

Влиться в компанию тоже было не так сложно, шведы не имеют ничего против студентов-мигрантов. Особенно в университете все очень отзывчиво относятся к твоему прибытию. Все готовы тебе помочь: как только ты обратишься с проблемой, соберется совет – будут делать все, чтобы решить твои проблемы.

Что могу посоветовать, так это не бояться просить о помощи, потому что если этого не делать, то не будет никакого развития. Ты будешь сидеть на одном месте и не понимать, что ты делаешь и что тебе надо делать.

Советы для тех, кто после окончания бакалавриата в России хотел бы получать LLM за рубежом

Надо определиться со сферой, а затем уже искать университеты во всех странах, которые тебе более или менее приятны, и пытаться на них подаваться.

Нужно заранее определяться, в какие университеты Вы хотите подавать документы, потому что это основной вопрос. Важный момент: надо подавать в разные университеты. Если ты очень сильно хочешь уехать, то надо подавать везде. Не надо этого стыдиться. Да, это может быть дорого: у всех университетов свои сборы за подачу и рассмотрение своего заявления, но так ты повышаешь свои шансы не только на то, чтобы учиться за границей, но и на то, чтобы получить бесплатное обучение. Чем больше университетов, тем больше доступных грантов. Чем больше доступных грантов, тем больше шансов, что один из них получишь ты.

Необходимо потратить время на то, чтобы твое резюме выглядело красиво, чтобы у тебя был чистый текст, чтобы у тебя не было ошибок, чтобы он легко читался.

Сабина Нурбагандова окончила бакалавриат факультета права в 2021 году и также поступила в магистратуру Стокгольмского университета на Магистерскую программу «Международный коммерческий арбитраж».

О подготовке к поступлению

Во время обучения в бакалавриате я уже знала, что хочу заниматься международным коммерческим арбитражем. На третьем и четвертом курсе я принимала участие в муткорте Willem C. Vis International Commercial Moot, что являлось важным шагом для получения знаний в этой сфере.

О сроках и дедлайнах

Обычно иностранные университеты устанавливают дедлайны для подачи документов на поступление осенью или ранней зимой, поэтому я советую начинать подготовку аппликационных документов летом, потому что у Вас будет больше свободного времени на такой энергозатратный процесс, и Вы будете испытывать меньшее психологическое давление в связи с приближающимися дедлайнами подачи документов. Если студент начнет подготовку заранее, это, в том числе, поможет избежать имеющихся в голове мыслей наподобие «если бы я заранее занялся поступлением, я бы точно написал мотивационное письмо лучше», не говоря уже об избежании опечаток или ошибок в аппликационных документах. Конечно, можно считать их наличие «человеческим фактором», но человеческий фактор уходит на второй план, если проверить свои документы несколько раз перед подачей.

О подготовке себя как кандидата

Весь процесс подготовки к поступлению в иностранный университет я бы разделила на 2 этапа: подготовка аппликационных документов и подготовка себя как кандидата, наиболее подходящего для обучения на конкретной программе. Второй этап является, как сейчас часто любят говорить, подготовкой своего «личного бренда». До подготовки аппликационных документов важно заняться собой как кандидатом, своими достижениями, тем, чем вы сможете выделиться среди других поступающих студентов. Если вам нечего рассказать, то даже документы, которые вы готовили полгода-год, ничем не помогут.

О мотивационном письме и рекомендательных письмах

Мотивационное письмо не должно быть перефразированием резюме: оно должно отражать вас как личность, как человека. Это не менее важно, чем все достижения, выписанные в хронологическом порядке. Ваша мотивация, профессиональные и личностные качества, причины, по которым вы решили поступать в определенный университет, ваша «история» играют немаловажную роль в процессе выбора студентов. Тем не менее, нужно уметь проводить грань между перехваливанием себя и тем, чтобы умело и качественно выделить свои достоинства для комиссии.

Важный совет: в мотивационном письме не нужно «разводить воду». Приемные комиссии читают тысячи мотивационных писем, многие из которых похожи друг на друга общими фразами, не подкрепленными никакими фактами из жизни кандидата, поэтому каждое предложение в вашем мотивационном письме должно иметь вес, раскрывая вас с разных сторон. Комиссия вас не знает – расскажите ей, какой вы человек, чего хотите от программы, от жизни, кем себя видите в будущем.

При составлении рекомендательных писем надо в первую очередь подумать о вашем «рекомендателе». Во-первых, необходимо его правильно выбрать. Я бы посоветовала выбирать людей, которые смогут подтвердить как ваши академические достижения, так и практические навыки. Во-вторых, важно дать «рекомендателям» достаточно времени на написание писем. Вы можете обозначить ключевые идеи, позиции, которые хотели бы видеть отраженными в письме. В-третьих, если вам не понравилась какая-то часть в письме, ни в коем случае не стесняйтесь высказать свое мнение, попросить составителя перефразировать или скорректировать ее, ведь это пакет аппликационных документов, по которым вас будут оценивать при поступлении. Все понимают значимость каждого слова и предложения в рекомендационном и мотивационном письмах.

Кроме того, вы можете найти людей, у которых можно будете спрашивать советы при поступлении, просить помощи. Здесь нужно помнить: не любой человек может дать хороший совет при поступлении, поэтому я бы советовала слушать тех, кто либо сам уже поступил в иностранный университет/на вашу программу, пройдя тот же путь, что вы проходите сейчас, либо вас очень хорошо знает и сможет подсказать, как выставить вас и ваши достижения в лучшем свете.

Об отличиях процесса обучения на программе в Стокгольмском университете

Одним из отличий, которое сразу бросилось мне в глаза, являлось то, что сейчас, в начале учебы, за еженедельные задания мы не получаем оценки (но получаем к ним комментарии), несмотря на то, что они достаточно большие по объему и требуют не меньшего внимания, чем те, за которые предусмотрены отметки, – стандарт для их выполнения тот же. Это важное отличие по сравнению с НИУ ВШЭ, где в большинстве случаев все задания оцениваются, а баллы за них входят в накопленную оценку, являющуюся частью итоговой. Такие задания могут оцениваться даже в начале курса, когда студент, возможно, еще не имеет достаточных знаний или окончательного понимания темы. Каждому хочется иметь право на ошибку в начале его «пути», которая не повлияет на его финальный результат – моя магистерская программа в Стокгольме его предоставляет.

Ты учишься, выполняешь задания и получаешь комментарии. Конечно, у нас есть задания, которые оцениваются и имеют свой вес в итоговой оценке за курс, но чувствуется, как фокус направлен не на механическое оценивание каждого «шага» студента, а на то, чтобы дать ему полноценное понимание предмета и фундаментальные знания.

Советы для тех, кто после окончания бакалавриата в России хотел бы получать LLM за рубежом

Во-первых, стоит начать подготовку заранее: подготовку себя как кандидата и подготовку аппликационных документов. Во-вторых, хорошо подумайте о том, когда вы хотите поступать за рубеж (сразу после бакалавриата, после российской магистратуры или после определенного периода работы в юридической фирме). У каждого свой путь, свои цели и планы в жизни, и ваше решение должно зависеть именно от этого.

Студенческий пресс-центр благодарит Дмитрия Литвинова и Сабину Нурбагандову за беседу!

Текст: Елизавета Хмелева

Фото: из личных архивов участников