• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Повышающие актантные деривации"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит с типологическими параметрами варьирования в области повышающих актантных дериваций и теоретическими моделями, позволяющими объяснить наблюдаемые факты, тренирует навык анализировать тексты на естественных языках в отношении функционирования в них показателей актантных дериваций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление с типологическими параметрами варьирования в области повышающих актантных дериваций и теоретическими моделями, позволяющими объяснить наблюдаемые факты
  • применение знаний и обобщений, полученных в процессе обучения в бакалавриате (прежде всего в курсах «Теория языка» и «Языковое разнообразие») к всестороннему анализу определённого домена грамматики естественных языков
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные параметры межъязыкового варьирования в области повышающих актантных дериваций и актантно-значимых преобразований в целом
  • умеет анализировать тексты на естественных языках в отношении функционирования в них показателей повышающих актантных дериваций
  • владеет инструментарием лингвистической типологии и теории языка (семантики, синтаксиса, дискурса) в применении к анализу каузативных и аппликативных конструкций
  • ориентируется в литературе по теме повышающих актантных дериваций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
    Введение в проблематику: классификации глагольной лексики, глаголы способа (vs. глаголы процесса) vs. глаголы результата, аргументная структура, событийная структура, залог vs. актантная деривация. Обзор актантно-значимых преобразований, в частности, актантных дериваций и повышающих актантных дериваций. Основные параметры типологического варьирования в области актантных дериваций.
  • Каузативные конструкции, каузатив и каузативизация
    Структурные типы каузативных конструкций. Понятие каузации в философии и формальной семантике. Семантические типы каузативов и диагностики их определения. Прямая vs. опосредованная каузация; контактная vs. дистантная каузация, фактитивная vs. пермиссивная каузация и другие противопоставления. Семантика социативной каузации. Импликативность каузативов. Двойные и «фальшивые» каузативы. Имперсональные каузативы. Каузативизация и акциональность предиката. Некаузативные употребления каузативных показателей. «Гармония по переходности». Дискурсивные употребления каузативных показателей (на примере калмыцкого). Каузативно-аппликативная полисемия.
  • Аппликативные конструкции, аппликатив и аппликативизация
    Типы аппликативных конструкций. Теория Л. Пюлккянен, её предсказания и проблемы: «высокие» vs. «низкие» аппликативы, диагностики определения. «Перераспределяющая» функция аппликативных показателей. Аппликативизация vs. транзитивизация.
  • Исследовательская часть
    Исследование ряда параметров варьирования и функционирования тех или иных показателей повышающих актантных дериваций в определённом языке (определённой группе языков) на основе изучения существующих грамматических описаний и анализа естественных текстов и презентация результатов данного исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Проверочные работы
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
  • неблокирующий Домашние задания
    Пересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
  • неблокирующий Экзамен
    По общим правилам пересдачи экзамена, пропущенного по уважительной причине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность + 0.25 * Домашние задания + 0.25 * Проверочные работы + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Wierzbicka, A. (2015). A semantic basis for linguistic typology. Australia, Australia/Oceania: Languages of Russian Culture. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E640DE7

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816