• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Интегральное описание языка (на материале русской и английской лексики и конструкций)"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о лингвистической семантике, дает представление об основных типах семантических отношений в языке, о принципах взаимодействия значений, об основных семантических свойствах активных операторов в языке, тренирует навык установления соотношения семантических и синтаксических актантов предиката, умение выделять и описывать семантические классы в языке и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • понимать: аналитические толкования
  • понимать: типы информации для активного словаря
  • понимать: синонимия, антонимия и конверсия
  • понимать: проблемы системности лексики
  • понимать: семантические классы
  • понимать: семантическая мотивация
  • понимать: языковая картина мира
  • понимать: взаимодействие значений
  • понимать: модель управления
  • понимать: отрицательная полярность, сфера действия отрицания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные типы семантических отношений в языке
  • знать принципы взаимодействия значений
  • знать основные семантические классы языка и их лингвистические свойства
  • уметь толковать языковые единицы разных частеречных классов при помощи аналитических толкований
  • уметь формулировать различия между синонимами в терминах семантических признаков
  • уметь устанавливать соотношение семантических и синтаксических актантов предиката
  • уметь определять сферы действия активных операторов в предложении
  • уметь выделять и описывать семантические классы в языке
  • уметь семантически мотивировать лингвистические свойства языковых единиц
  • уметь применять методы семантического анализа к конкретному языковому материалу
  • владеть навыками семантического описания, в том числе контрастивного
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лексическая семантика
    Принципы и метаязык толкования. Семантические отношения: синонимия, антонимия, конверсия. Семантические признаки и доминанта ряда у синонимов. Симметрия и асимметрия антонимов. Лексические конверсивы. Семантические валентности. Предикатная, признаковая и конкретная лексика. Языковая картина мира, межъязыковые семантические корреляции. Семантические классы. Фундаментальная классификация предикатов.
  • Взаимодействие значений
    Семантические сдвиги. Правила семантической модификации. Условия реализации значений.
  • Взаимодействие семантики и синтаксиса
    Семантические и синтаксические актанты. Модели управления. Типы соотношения семантических и синтаксических актантов. Семантические и синтаксические сферы действия лексических единиц.
  • Отрицание.
    Отрицательная полярность. Контексты-лицензоры. Положительная полярность.
  • Интегральное описание вокабул и конструкций в Активном словаре русского языка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние работы
    В случае пропуска даты подачи работы по уважительной причине письменная домашняя работа подается в течение недели после даты, в которую студент приступил к занятиям после пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии. Если работы сдаются не в срок не по уважительной причине, они могут быть сданы не позднее 10 дней до начала сессии, с понижением на 2 балла.
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Письменный проект
    Письменный проект сдается на неделе перед сессией и может быть пересдан в сессию, если не был подан вовремя по уважительной причине, без снижения балла.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашние работы + 0.5 * Письменный проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ивин А. А. - ЛОГИКА. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ КУРС 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 215с. - ISBN: 978-5-534-09541-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-elementarnyy-kurs-438614
  • Хубровская, М. Р. (2016). Грамматическая семантика модальных глаголов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B468A40

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лисенкова И.М. - Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц - Русайнс - 2015 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-0500-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918724