• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровая грамотность

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватели


Кловайт Анастасия Алексеевна


Сериков Олег Алексеевич

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” специально для студентов образовательной программы “Компьютерная лингвистика” и направлен на формирование начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться более специализированные вопросы, связанные с применением компьютерных технологий для исследования языковых данных различных уровней сложности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых инструментов в гуманитарной области знания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает об особенностях данных и принципах работы современных технологий в гуманитарных дисциплинах
  • использует формальные и точные методы применительно к избранной сфере
  • владеет навыками практической работы с корпусными приложениями, библиотечными менеджерами и офисными технологиями
  • умеет анализировать результаты квантитативного анализа
  • умеет использовать открытые ресурсы со структурированными данными
  • умеет использовать формальные и точные методы применительно к избранной сфере
  • владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных
  • владеет навыками практической работы с офисными технологиями
  • владеет навыками практической работы с библиотечными менеджерами
  • владеет навыками практической работы с корпусными приложениями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
    Как работает интернет.
  • Интернет и поиск
    Браузер и сервисы Google. Как правильно искать информацию
  • Компьютерная безопасность (Безопасность в сети)
    Виды угроз: вирусы, фишинг, уязвимость устройств. Защита от вирусов: антивирусы, осторожность при скачивании файлов. Пароли: надежность и правила предосторожности. Банковские данные. Спам и навязчивая реклама
  • Медиаграмотность
    Социальные сети. Цифровой след. Правовой режим персональных данных, больших данных, пользовательских данных. Пользование цифровыми медиа. Fake news. Этикет в сети. Общение в электронной почте
  • Базовые текстовые технологии.
    MS Word, Google Drive, Google Docs.
  • Работа с табличными данными
    MS Excel, Google Forms, Google Sheets
  • Подготовка презентаций: инструменты, пользование (PowerPoint, Google Slides)
    PowerPoint, Google Slides
  • Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
    Zotero, Google Scholar
  • Основы работы с данными: данные, большие данные, машинное обучение
    Что такое данные. Какие бывают типы данных. Доступ к данным. Этические вопросы и лицензии. Открытые данные. Большие данные. Сравнение подходов анализа в доцифровую эпоху и нынешнюю (data-driven и question-driven). Работа с данными: машинное обучение. Работа с данными: нейронные сети и искусственный интеллект (что это такое).
  • Сбор и анализ данных
    Инструменты для сбора данных: Google Forms, Survey Monkey и другие инструменты. Шкалы. Основы описательной статистики: анализ данных
  • Алгоритмическое мышление
    Блок-схемы: Умение визуализировать задачи. Логика
  • Регулярные выражения
    Использование регулярных выражений
  • Цифровое сохранение культурного наследия
    Europeana. Стандарты электронной публикации. Цифровые архивы. Метаданные и онтологии. Стандарт хранения данных TEI
  • Корпусные технологии
    Что такое корпус. Какие бывают корпуса. НКРЯ. Подкорпуса НКРЯ (параллельные, исторический, поэтический). Корпусная статистика (как сравнивать корпусные данные). Инструменты работы с корпусами AntConc, Ngram Viewer, SketchEngine, Voyant tools. Корпусные менеджеры
  • Введение в Digital Humanities
    Большие данные в гуманитарных исследованиях. Сетевой анализ. Стилометрия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Тест
    Экзаменационное задание студенты получают заранее. Экзамен проводится в письменной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Онлайн-курс
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Онлайн-курс + 0.3 * Проект + 0.3 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904