• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Научно-исследовательский семинар "Лингвистические и логические задачи"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Иомдин Борис Леонидович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о лингвистических задачах, основными принципами составления задач и представления интересного языкового материала в компактной форме, доступной для самостоятельного открытия языкового явления решающим задачу, и формирует навыки решения лингвистических задач разных типов и самостоятельного составления лингвистических задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с понятием «лингвистическая задача»
  • научить студентов основным принципам составления задач и представления интересного языкового материала в компактной форме, доступной для самостоятельного открытия языкового явления решающим задачу
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студент ознакомлен с основными жанрами лингвистических задач
  • студент ознакомлен с разнообразием языковых явлений, которые могут быть представлены в задаче
  • студент знаком с основными принципами решения задач
  • студент овладел навыками составления лингвистических задач
  • студент умеет анализировать языковой материал, представленный в задаче
  • студент умеет предлагать свое решение задачи
  • студент умеет критически разбирать решения, предложенные другими участниками семинара
  • студент умеет находить сильные и слабые стороны того, как в каждой задаче представлено языковое явление, на котором она основана
  • студент овладел навыками решения лингвистических задач разных типов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Жанры и типы лингвистических задач.
    Самодостаточные лингвистические задачи. Несамодостаточные лингвистические задачи, требующие владения одним или несколькими иностранными языками. Задачи с использованием материала одного или нескольких языков. Задачи на сравнение данных родственных языков. Задачи с перепутанными соответствиями.
  • Тема 2. Классификация лингвистических задач.
    Языки, явления которых иллюстрированы в задаче, их генеалогическая, типологическая и ареальная принадлежность. Разделы лингвистики и смежных наук, затрагиваемые в задаче: графика, орфография, фонетика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, семантика, структура текста, поэтика, история языка, знаковые системы, системы счисления и др. Языковые явления, представленные в задаче: гармония гласных, двойное согласование, каузатив, двойственное число, падение редуцированных гласных и др.
  • Тема 3. Методы решения лингвистических задач.
    Упорядочение материала, представленного в задаче. установление соответствий между единицами разных языков, представленных в задаче. Выявление и реконструкция мини-фрагмента языковой системы, на котором основана задача. Применение полученных теоретических знаний к выполнению практических заданий. Сравнительный анализ разных вариантов решения и критерии выбора наиболее правдоподобного решения: «презумпция незлобности автора».
  • Тема 4. Составление лингвистических задач.
    Выбор языкового явления, подходящего для использования в задаче. Подбор языкового материала, необходимого и достаточного для того, чтобы иллюстрировать языковое явление. Выбор жанра и типа композиции. Проверка материала задачи со специалистами по данному языку, информантами. Критический анализ тестовых решений, найденных участниками семинара.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Домашние задания пересдаются в течение всего модуля, до выставления итоговой оценки. Оценка за пересдачу не снижается
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Домашние задания пересдаются в течение всего модуля, до выставления итоговой оценки. Оценка за пересдачу не снижается
  • неблокирующий Домашнее задание 3
    Домашние задания пересдаются в течение всего модуля, до выставления итоговой оценки. Оценка за пересдачу не снижается
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.33 * Домашнее задание 1 + 0.33 * Домашнее задание 2 + 0.34 * Домашнее задание 3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Норман Б.Ю. - Лингвистические задачи: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 272с. - ISBN: 978-5-89349-696-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109571