• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Археология фольклора: мифологические мотивы на карте мира

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В мире записаны многие десятки тысяч фольклорных текстов. Под фольклором я имею в виду не только развернутые тексты (сказки, легенды, былички и др.), но и разного рода народные верования типа представлений о небесных светилах и атмосферных явлениях (радуге, солнце, луне, созвездиях и т.п.). Фольклористика подходила к фольклору некоторой данной традиции как к своеобразному коду, который нуждался в интерпретации и позволял, например, соотнести содержание фольклорных текстов и некую этнографическую реальность. Этот подход подход оказался не очень продуктивен, а рассмотрение мирового фольклора как целого до сих пор было вне фокуса внимания. Между тем, весь массив известных нам текстов содержат огромный объем информации. О чем она? Проблема интерпретации большого количества данных касается не только фольклора, но и вообще массового материала по человеческой культуре — например, данных об одежде, пище, жилище, верованиях, обычаях — обо всем, что изучают антропологи в разных обществах. Попытка работать с большим массивом этнографических материалов была предпринята в середине ХХ века Джорджем Мёрдоком. В результате сведения, взятые из многих сотен этнографических описаний разных культур мира, оказались расклассифицированы с опорой на каталог признаков, элементов культуры. Туда попадают, среди прочего, и позы, которые характерны для представителей различных культур, и идеал телесной красоты, и использование ароматов, и ритмы в танцах, и, например, данные о том, подвергают ли в этом обществе стерилизации людей с отклонениями. Данные по фольклору и мифологии в базу данных Мердока не включены. Моя задача была восполнить эту лакуну. Первоначально, в начале 1980-х годов, речь шла об обработке данных по мифологии и фольклору Южной Америки, потом — Центральной Америки и Мексики, потом — Северной Америки, ну и потом уже все остальное. Накладывая на карту данные о распределении мотивов и образов (элементов фольклора), мы можем с некоторой вероятностью определить направление культурных контактов в отдаленном прошлом и даже представить себе, как шло заселение больших территорий. В этом курсе я познакомлю вас с основными принципами, которые легли в основу составляемой базы данных по мировому фольклору. Мы увидим, как с этой базой можно работать, и на нескольких примерах станет понятно, какого рода закономерности можно проследить на этом материале.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение дисциплины вносит вклад в формирование следующих компетенций:
  • Владение глубокими знаниями в области истории, теории и методологии этнологии, социокультурной и биологической антропологии и их ведущих субдисциплин.
  • Способность понимать прикладные задачи и возможности социо-антропологических и биолого-антропологических знаний.
  • Способность формировать программы научного исследования, собирать, понимать критически анализировать и использовать антропологическую и этнографическую информацию.
  • Владение практическими профессиональными навыками, прежде всего, навыками сбора этнологической, социо-антропологической и биолого-антропологической информации в полевых условиях, в архивах, музеях и библиотеках.
  • Владение навыками подготовки и редактирования текстов профессионального и социально-значимого содержания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • расширить представления обучающихся о культурном разнообразии человечества и о процессах, в результате которых это разнообразие складывалось
  • Сформировать у обучающихся представление о возможностях использования данных по современным или недавно существовавшим культурам для реконструкции отдельных аспектов как относительно прошлого, так и далекого прошлого
  • Сформировать у обучающихся представление о мифологии и фольклоре как о совокупности данных, обработка и анализ которых открывает новые перспективы в изучении прошлого человечества в его динамике и с учетом региональной специфики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как устроен этот курс
  • Зачем изучать фольклор?
  • Функциональность и традиция
  • Массовые данные о культуре
  • Повторяющиеся элементы фольклора
  • Относительная древность текстов
  • Подходы к изучению фольклора
  • Картографирование распространения
  • Материалы для чтения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за онлайн-курс
  • неблокирующий Собеседование с академическим руководителем
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.7 * Оценка за онлайн-курс + 0.3 * Собеседование с академическим руководителем
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аничков, Е. В. Фольклор / Е. В. Аничков. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2017. — 9 с. — ISBN 978-5-507-43321-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/95891 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русская цивилизация и фольклор. Мир сказки : монография / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 202 с. — (Научная мысль). — DOI: https://doi.org/10.12737/3777. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/772494