• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика»

Стратегический менеджмент

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Кто читает:
Кафедра общего и стратегического менеджмента
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра 38.03.02 "Менеджмент", обучающихся по бакалаврской программе «Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе», изучающих дисциплину «Стратегический менеджмент».Для обучающихся по бакалаврской программе «Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе» настоящая дисциплина является обязательной. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть знаниями и компетенциями в соответствии со стандартами программ бакалавриата НИУ ВШЭ специализации "Менеджмент", а именно: • знаниями общего менеджмента, основ финансового менеджмента и микроэкономики; • навыками подготовки информации для обоснования принятия решений. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении специальных дисциплин образовательной программы «Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение многообразия стратегических альтернатив развития организации и влияния стратегического выбора на успешность деятельности организации
  • Приобретение навыков использования аналитического инструментария стратегического менеджмента
  • Базовые знания в области управления организацией в условиях реализации стратегических изменений
  • Базовые знания в области теории стратегического менеджмента и маркетинга, которые являются основой формирования стратегического мышления у современного менеджера
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: методики по достижению стратегической эффективности и устойчивости фирмы на разных этапах ее жизненного цикла за счет формирования и реализации конкурентной стратегии организации
  • Уметь: осуществлять деятельность по сбору, оценке, классификации, обработке, систематизации, анализу и применению информации из разнообразных источников и баз данных
  • Иметь: навыки по проведению диагностики реального состояния и тенденций развития внутренней и внешней среды организации
  • Уметь: оценить стратегический потенциал организации
  • Иметь: навыки по разработке конкурентных стратегий в различных отраслях
  • Уметь: постоянно отслеживать новейшие достижения в исследованиях и практике стратегического управления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Процесс стратегического менеджмента
    Определяющая роль стратегического управление в формировании системы управления организации. Система стратегического управления. Стратегическое планирование и стратегическое управление. Модель стратегического управления. Стратегическое видение и миссия. Стейкхолдеры и согласование их позиций по развитию организации. Определение целей организации. Характеристики целей. SMART–принцип. Декомпозиция миссии (дерево целей).
  • Инструменты стратегического анализа
    Структура внешней среды организации. Конкуренция. Описание конкуренции с помощью «пяти сил Портера». Анализ конкурентной среды отрасли: привлекательность отрасли, характеристика конкуренции, конкурентные позиции главных конкурентов. Анализ положения организации. Сильные и слабые стороны. Возможности и угрозы. SWOT–анализ, PEST-анализ.
  • Природа и источники конкурентного преимущества
    Ключевые компетенции организации. Бенчмаркинг основных систем организации. Анализ цепи затрат и издержек. Оценка конкурентоспособности организации.
  • Корпоративная стратегия
    Иерархия формирования стратегии. Сценарное планирование. Корпоративная стратегия – управление портфелем бизнесов. Переход от концентрации к диверсификации. Стратегии диверсификации. Родственная и неродственная диверсификации. Инструменты оценки диверсифицированных портфелей. Матрица БКГ, матрица CE, матрица жизненного цикла.
  • Конкурентная стратегия бизнесов
    Стратегия бизнесов. Пять основных конкурентных стратегий (БКС). Наступательные стратегии для сохранения конкурентоспособности. Оборонительные стратегии. Вертикальная интеграция.
  • Стратегия и жизненный цикл отрасли
    Жизненный цикл отрасли. Конкурентные стратегии в зарождающихся отраслях, в зрелых отраслях, в застойных (стагнирующих) отраслях. Международные (глобальные) стратегии.
  • Реализация стратегии
    Реализация стратегии как процесс. Формирование адекватных элементов системы управления: системный и ситуационный подходы. Модель «7-С» McKinsey. Модель “шести ячеек Вайсборда». Модели жизненного цикла организации. Модель Адизеса. Сбалансированная система показателей. Управление процессами организационных изменений. Бизнес-модели. Формирование устойчивого конкурентного преимущества.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Кейс № 1
  • неблокирующий Кейс № 2
  • неблокирующий Кейс № 3
  • неблокирующий Кейс № 4
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.15 * Кейс № 1 + 0.15 * Кейс № 2 + 0.15 * Кейс № 3 + 0.15 * Кейс № 4 + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., Стрикленд III, А. Дж., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Porter, M. E. (1996). What Is Strategy? Harvard Business Review, 74(6), 61–78. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=9611187954
  • Teece, D. J. (2009). Dynamic Capabilities and Strategic Management : Organizing for Innovation and Growth. New York: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=265018
  • Wu, Q., He, Q., & Duan, Y. (2012). Explicating dynamic capabilities for corporate sustainability: Evidence from corporate social responsibility reports. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B6487115
  • Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления [Электронный ресурс] : монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. . СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. . 548 с. - ISBN 978-5-9924-0037-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/492854
  • Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов, Портер, М., Минервина, И., 2007
  • Сбалансированная система показателей : от стратегии к действию, Каплан, Р. С., Нортон, Д. П., 2005
  • Стратегический процесс, Минцберг, Г., Куинн, Дж. Б., 2001