• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика»

Инновационный менеджмент

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Кто читает:
Кафедра управления проектами
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках учебной дисциплины студенты знакомятся с экономическим содержанием понятия "инновация", ролью инноваций в обеспечении современного экономического развития, механизмами поддержки и осуществления осуществления инновационной деятельности на уровне малого и среднего бизнеса, крупных промышленных предприятий и государства в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Инновационный менеджмент» заключается в формировании у студентов общего представления о роли инноваций в современной экономике, экономическом содержании инновационного процесса и возможностях использования экономических методов управления для развития инновационного бизнеса, умения прогнозировать, планировать и применять на практике современные методы управления инновационными проектами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате изучения данной темы студенты будут: понимать роль научно-технологического прогресса и инноваций в обеспечении экономического роста; познакомятся с работами Н.Д.Кондратьева о длинных циклах конъюнктуры и объяснением природы длинных волн, которое предложил Й.Шумпетер; сформируют представление о цикличности экономического развития и базовых технологиях, которые определят содержание шестого технологического уклада
  • В результате изучения данной темы студент будет понимать: экономическое содержание понятия «инновация»; знать основные этапы организации инновационного процесса;
  • В результате изучения данной темы студенты будут знать основные особенности создания и развития малого инновационного бизнеса;
  • В результате изучения данной темы студенты будут знать основные подходы, используемые в практике венчурного (рискового) инвестирования высокотехнологичных проектов; уметь представлять бизнес-план и вести переговоры с потенциальными инвесторами венчурного капитала; - оценивать стоимость новых инновационных идей и распределять акции новой фирмы в случае привлечения внешних инвесторов;
  • В результате изучения данного раздела студенты : будут понимать особенности организации инновационного процесса на уровне крупных предприятий; уметь выбирать и давать обоснование наиболее подходящей стратегии инновационного развития конкретного предприятия с учетом имеющихся экономических ресурсов;
  • В результате изучения этой темы студенты будут знать: - - -роль государства в обеспечении инновационного развития экономики; - назначение и функции основных объектов инновационной инфраструктуры: особых экономических зон, наукоградов, технопарков, инкубаторов малого инновационного бизнеса; уметь использовать различные экономические ресурсы и инструменты управления инновационным процессом;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Научно-технологическое развитие и экономический рост.
    Кривая производственных возможностей общества. Экономические циклы и длинные волны в экономике. Н.Д. Кондратьев и значение его работ в современной экономике. Концепция технологических укладов. Место сферы НИОКР в современной экономике. Понятия экзогенного научно-технического прогресса. Вклад НТП в экономический рост. Кривая обучения и понятие человеческого капитала. Эндогенный научно-технический прогресс.
  • Определение понятия «инновация». Организация инновационного процесса
    Содержание понятия “инновация”. Виды инноваций. Связь инноваций и предпринимательской деятельности. Понятие «созидательного разрушения» по Й. Шумпетеру. Определения (Б.Твисс, П.Друкер, эксперты ОЭСР). Научно-технологические инновации. Базисные (радикальные) и улучшающие инновации. Руководство «Осло». Процесс получения нового знания: организация и управление. Система научных учреждений. Основные стадии НИОКР: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Соотношение затрат на различных стадиях НИОКР. Организация инновационного процесса. Инновационная цепь. Динамика затрат и прибыли в ходе осуществления инновационного проекта. Процесс смены технологий. Технологический разрыв.
  • Малый наукоемкий бизнес
    Критерии малого бизнеса. Экономические функции малого бизнеса. Роль малого бизнеса в экономике России и зарубежных индустриально развитых стран. Характерные проблемы и особенности малого наукоемкого бизнеса. Формы и методы государственной поддержки малого наукоемкого бизнеса. Инкубаторы малого наукоемкого бизнеса. Программы Фонда содействия инновациям (УМНИК, СТАРТ). Фонд развития интернет инициатив (ФРИИ). Фонд Сколково.
  • Основы венчурного (рискового) инвестирования
    Роль венчурного бизнеса в обеспечении технологического развития. Характерные особенности механизма венчурного инвестирования. Основные подходы к минимизации инвестиционных рисков. Организационные формы рисковых капиталовложений. Основные этапы рискового инвестирования. Критерии отбора перспективных проектов. Важнейшие понятия и методы финансовой оценки рисковых инвестиций.
  • Организация и управление технологическими инновациями в крупных промышленных компаниях.
    Инновационная активность российских предприятий. Новые технологии и их роль в обеспечении конкурентоспособности крупных промышленных компаний за рубежом. Уровень затрат на НИОКР в крупнейших промышленных компаниях. Связь затрат на НИОКР и экономических показателей деятельности крупных предприятий. Виды стратегий НИОКР и их выбор. Эволюция подходов к организации и управлению НИОКР в рыночной экономике. Модели “Technology push”, “Market pull”, “Coupling”, корпорации “Nissan”. Международное технологическое сотрудничество в условиях глобализации экономических отношений. Стратегические технологические альянсы. Участие российских предприятий в международных стратегических технологических альянсах.
  • Роль государства в обеспечении инновационного развития экономики.
    Макроэкономическое обоснование необходимости государственного регулирования в научно-технической сфере. Основные механизмы государственной поддержки инноваций. Государственное финансирование НИОКР. Налоговое стимулирование предприятий. Патентно-лицензионное регулирование. Передача технологий из государственного сектора в промышленность. Формирование инновационной инфраструктуры. Социально-экономические цели и задачи регионального инновационного развития. Формы и методы реализации стратегии регионального инновационного развития. Формирование инновационной инфраструктуры. Технопарки. Наукограды РФ. Особые экономические зоны и их роль в экономике. Промышленно-производственные и технико-внедренческие особые зоны: определение, российские примеры. Территории опережающего развития. Национальная-технологическая инициатива. Основные направления, цели и задачи. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года. Задачи в области научно-технологического развития, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» 7 мая 2018 года.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Итоговой формой контроля является экзамен.
    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» W=0,5V+ 0,5U, где W - итоговая оценка, V - оценка за тест, U - накопленная оценка. V и U определяются следующим образом: 95% от максимально набранной суммы баллов за тест - 10 баллов, 90% и более, но менее 95% от максимально набранной суммы - 9 баллов, 80% и более, но менее 90% от максимальной суммы баллов - 8 баллов, 70% и более, но менее 80% от максимально набранной суммы баллов – 7 баллов, 60% и более, но менее 70% от максимальной суммы – 6 баллов, и т.д. Оценка за тест определяется по ответам на 30-45 закрытых вопросов. Накопленная сумма баллов формируется из накопленной суммы баллов за работу на лекционных и семинарских занятиях. Она будет складываться из суммы посещений лекций и семинаров (по баллу за посещение), суммы баллов, набранных студентами в командных деловых играх, суммы набранных баллов за решение задач и выступления на семинарах, и баллов, заработанных студентами в процессе повторения материала предыдущей лекции (устный экспресс-тест перед началом каждой лекции). Система формирования накопленной оценки будет той же, как описано выше. Округление оценок до целочисленных значений будет проводиться по общим арифметическим правилам. - в рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем прохождения экзамена студентом, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. - последний Элемент контроля по Дисциплине или Экзамен (предусмотренный в текущий период и проводимый во время сессии или в течение 10 календарных дней до сессии) проводится в письменном виде и имеет блокирующий характер. Это единственный блокирующий элемент контроля в рамках дисциплины.
  • неблокирующий выступления на семинаре, участие в кейсах, выполнение домашних заданий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    W=0,5V+ 0,5U, где W - итоговая оценка, V - оценка за тест, U - накопленная оценка. V определяется следующим образом: 95% от максимально набранной суммы баллов за тест - 10 баллов, 90% и более, но менее 95% от максимально набранной суммы - 9 баллов, 85% и более, но менее 90% от максимальной суммы баллов- 8 баллов, 80% и более, но менее 90% от максимальной суммы баллов - 8 баллов, 70% и более, но менее 80% от максимально набранной суммы баллов – 7 баллов, 60% и более, но менее 70% от максимальной суммы – 6 баллов, и т.д. Оценка за тест определяется по ответам на 30-45 закрытых вопросов. Пример вопросов теста: 4. Является ли научно-техническая инновация продуктом или процессом? А) она является только продуктом; Б) она может быть как продуктом, так и процессом; Б) она является только процессом. 5. Можно ли считать инновацией использование нового подхода к организации маркетинга? А) Нет; Б) Да. 6) Назовите предельный размер численности сотрудников на малом инновационном предприятии по законодательству Российской Федерации? А) 50 чел.; Б) 100 чел.; В) 250 чел.; Г) 500 чел. 7. Укажите основные отличительные особенности механизма венчурного инвестирования: А) предоставление средств предпринимателю в обмен на акции новой фирмы без обеспечения их возврата имущественными или иными гарантиями; Б) требование залога, который гарантирует возврат инвестиций; В) участие инвесторов венчурного капитала в управлении инновационными фирмами; Г) ориентация на принципиально новые проекты, связанные с использованием новых перспективных научно-технических разработок; Д) предоставление средств предпринимателю по рыночной ставке процента с возвратом им полученной суммы по завершении проекта; Е) преимущественная ориентация на клиентов из крупных промышленных компаний.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы инновационного менеджмента : учеб. пособие для вузов, Барыкин, А. Н., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dodgson, M. (2018). Innovation Management : A Research Overview. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1622853