• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Управление цепями поставок и бизнес-аналитика»

Логистика складирования

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины «Логистика складирования» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Образовательная программа по профилю «Логистика и управление цепями поставок» предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Логистика складирования». Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», по направлению подготовки бакалавров 38.03.02 «Менеджмент», профиль «Логистика и управление цепями поставок» (утвержден Ученым советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», протокол от 26.12.2014 г. № 10); направлением подготовки 38.03.02 «Менеджмент», образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок»; рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», образовательной программы «Логистика и управление цепями поставок». Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа студентов. Лекции составляют методическую основу преподавания дисциплины. Проблемная постановка лекционной тематики позволяет применять на лекционных занятиях элементы дискуссии и экспресс-анализа. Семинарские занятия предназначены для преломления теоретических знаний, полученных в результате изучения лекционного материала и специальной литературы, на примерах конкретных практических ситуаций из опыта работы отечественных и зарубежных организаций, а также для приобретения и закрепления навыков работы в сфере логистики. Семинарские занятия могут вестись с использованием активных методов обучения (дискуссии, деловые ситуации).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у студентов знаний по основам логистики складирования, принципам и методам управления логистическим процессом в рамках сформированной складской сети и складского хозяйства
  • Развитие у студентов знаний и навыков по прикладным аспектам логистики в свете современной концепции интегрированного подхода к формированию и управлению логистическими системами и конкретно к проблемам в области логистики складирования на всех уровнях принятия решений
  • Освоение студентами логистических принципов применительно к управлению потоками товаров, проходящих через склад (складское хозяйство) и складскую сеть (сеть распределения)
  • Овладение методами планирования внутренних и внешних материальных потоков
  • Знакомство с развитием аутсорсинга логистических услуг отечественного и зарубежного рынка
  • Знакомство со спецификой функционирования и управления системой складирования в различных областях логистики
  • Формирование у студентов умения ориентироваться в современных тенденциях развития склада (складского хозяйства) и технического оснащения логистической инфраструктуры
  • Изучение методов моделирования бизнес-процессов в логистике складирования
  • Знакомство с основными информационными системами управления процессами на складе
  • Формирование практических навыков по разработке логистических процессов на складе
  • Формирование навыка обеспечения координации смежных служб при решении вопросов по оптимизации материальных потоков
  • Формирование навыков по разработке рациональных технологических решений на складе (в складском хозяйстве) и сети распределения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает цель и задачи склада в логистической системе. Умеет определять тип склада в соответствии с основными классификациями.
  • Знает структуру системы складирования. Умеет определять рациональные комбинации элементов системы складирования. Способен осуществлять выбор оптимальной системы складирования.
  • Знает типы складской грузовой единицы, технологического и подъёмно-транспортного оборудования склада. Умеет выбирать рациональное сочетание складской грузовой единицы, технологического и подъёмно-транспортного оборудования склада.
  • Знает варианты системы комиссионирования при комплектации заказов на складе. Умеет выбрать рациональный способ комплектации заказов.
  • Знает процедуру оптимизации действующего складского хозяйства. Умеет анализировать и оценивать эффективность работы склада.
  • Знает основные статьи складских издержек. Понимает зависимости затрат на грузопереработку от технологических решений на складе. Умеет проводить анализ складских затрат.
  • Знает основные принципы формирования оргструктуры управления складским хозяйством. Умеет определять необходимую численность работников склада. Понимает организацию системы материальной ответственности и системы мотивации складского персонала.
  • Знает технико-экономические и логистические показатели работы склада. Умеет разрабатывать систему показателей оценки эффективности работы склада.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Понятие логистики складирования
    Понятие склада. Основные базовые функции логистики и их функции. Схема движения материальных потоков через склады различных функциональных областей логистики. Склад как основное звено в логистике. Информационные и материальные потоки в логистике. Задачи склада. Цель создания и функционирования склада. Трансформация грузопотока через склад. Функции склада. Принципиальная схема склада, состав помещений и зон склада. Варианты грузопотоков для складов различного назначения и планировок. Классификация складов в логистике. Классификация складов девелоперами.
  • Тема 2. Разработка системы складирования
    Анализ структуры системы складирования. Технико-технологическая подсистема. Функциональная подсистема. Комплекс обеспечивающих подсистем. Модули: здание, складская грузовая единица, подъемно-транспортное оборудование, вид складирования, система комиссионирования, информационно-компьютерная поддержка. Реализация методологии, для решения задач логистики складирования на примере действующей компании. Пример оптимизации складского хозяйства за счет разработки рациональной системы складирования. Проектирование рациональных объемно-планировочных решений. Внедрение информационной системы управления складом. Оценка экономической эффективности от предлагаемого варианта оптимизации складского хозяйства.
  • Тема 3. Современное техническое оснащение склада
    Складская грузовая единица. Основные составные части сформированной грузовой единицы. Алгоритм выбора оптимальной складской грузовой единицы. Виды товароносителей. Основные виды поддонов. Основные виды транспортной тары для хранения и отборки мелких грузов. Варианты основных размеров транспортной тары Выбор оптимального складского товароносителя. Основные виды подъемно-транспортного оборудования, применяемые на складе. Классификация подъемно-транспортного оборудования (ПТО). Функциональное деление подъемно-транспортного оборудования. Факторы, влияющие на выбор оборудования. Основные технические характеристики подъемно-транспортного оборудования. Основные виды складирования. Основные факторы, влияющие на выбор вида складирования. Сравнение стеллажного складирования со штабельным хранением: преимущества и недостатки. Основные виды стеллажей. Основные показатели конкурентных преимуществ различных видов складирования. Вспомогательное оборудование.
  • Тема 4. Система комиссионирования и управление оборудованием
    Система комиссионирования. Подготовка товара (исходное положение груза по отношению к отборщику): статически или динамически. Перемещение в зоне комплектации. Виды отбора товара. Степень комплектации заказа. Варианты системы комиссионирования при комплектации заказов на складе. Модуль «управление грузопереработкой» на складе. Отличие систем "он-лайн" ("on-line") и "офф-лайн" ("off-line"). Условия целесообразности внедрения системы управления "он-лайн". Система управления складским оборудованием с использованием мобильной связи Модуль: информационно-компьютерная поддержка. Основные принципы формирования информационной системы – ИС.
  • Тема 5. Оптимизация складского хозяйства
    Задачи оптимизации складского хозяйства. Процедура оптимизации действующего складского хозяйства. Основы анализа деятельности складского хозяйства. Основные анализируемые позиции: товарные потоки, генплан складского хозяйства, планировочные решения (основных видов помещений) складского корпуса, объемно-планировочные решения зон основного производственного назначения, парк подъемно-транспортной техники, технологии грузопереработки, применяемая информационная система управления складом, оргструктура складского персонала и применяемой системы мотивации, применяемая отчетность работы склада и его оценки при обслуживании клиентов, планирование и выполнение планов, складские затраты, технико-экономические показатели работы склада. Результаты оптимизации функционирования складского хозяйства. Пример оптимизации складского хозяйства за счет разработки рациональной системы складирования. Оценка экономической эффективности от предлагаемого варианта оптимизации складского хозяйства.
  • Тема 6. Складские затраты как часть логистических издержек
    Основные статьи затрат на складе. Постоянные и переменные составляющие складских затрат. Операционные затраты на грузопереработку, их зависимость от технологических решений на складе. Расчет себестоимости грузопереработки. Проведение анализа складских затрат. Установка норматива складских затрат на грузопереработку. Пути сокращения складских за-трат за счет повышения эффективности функционирования склада. Влияние складских затрат на повышение оборачиваемости активов компании и увеличении чистой прибыли.
  • Тема 7. Организационная структура управления складом
    Основные принципы создания оргструктуры управления складским хозяйством. Зависимость организационной структуры управления складом. Определение численности работников склада. Распределение функциональных обязанностей среди складского персонала. Организация системы материальной ответственности. Организация системы мотивации складского персонала.
  • Тема 8. Система оценки деятельности склада
    Разработка системы показателей оценки эффективной работы склада . Показатели эффективности логистического процесса на складе. Технико-экономические показатели работы склада. Связь разработанных показателей оценки склада с принятой сбалансированной системой показателей компании. Организация системы контроля за выполнением показателей. Использование системы показателей для стимулирования деятельности складского персонала.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашние задания (задачи, практические ситуации)
  • неблокирующий Посещаемость занятий
  • блокирующий Экзамен
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной асинхронной форме (тест) онлайн. Продолжительность экзамена - 90 мин. На экзамене используются письменные смешанные задания (открытые и закрытые вопросы). Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Проверить скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.12 * Активность на семинарах + 0.13 * Домашние задания (задачи, практические ситуации) + 0.05 * Посещаемость занятий + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Корпоративная логистика в вопросах и ответах, Сергеев, В. И., 2013
  • Логистика складирования : учебник / В.В. Дыбская. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 559 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/636. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/900841
  • Логистика складирования : учебник / В.В. Дыбская. — М. : Инфра-М, 2018. — 559 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi.org/10.12737/636. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/943525
  • Логистика складирования : учебник / В.В. Дыбская. — М. : Инфра-М, 2019. — 559 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - www.dx.doi.org/10.12737/636. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1027997
  • Логистика складирования: Учебник / В.В. Дыбская. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 559 с.: 60x90 1/16 + CD-ROM. - (Высшее образование). (переплет, cd rom) ISBN 978-5-16-003716-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/216659
  • Логистика складирования: Учебник / В.В. Дыбская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 559 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-003716-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/427132
  • Управление складом в логистической системе, Дыбская, В. В., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Корпоративная логистика в вопросах и ответах / В.И. Сергеев и др.; Под ред. В.И. Сергеева. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - XXX, 634 с.: 70x100 1/16. + ( Доп. мат. znanium.com). (п) ISBN 978-5-16-004556-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/407668