• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
30
Март

Научно-исследовательский семинар (НИС)

Концепция научно-исследовательского семинара

В учебные планы ОП «Логистика и управление цепями поставок», начиная с первого курса обучения, включены Научно-исследовательские семинары (являющиеся обязательными), в рамках которых у студентов формируются представления о связи теории и практики в данной сфере; исследовательские и аналитические компетенции; критическое мышление, навыки работы с информацией; способности к организации исследовательской деятельности и самостоятельности в ее осуществлении. В рамках НИС предусмотрены встречи с практиками бизнеса и консалтинга - представителями российских и зарубежных компаний, мастер-классы экспертов и специалистов.

На первом курсе обучения целью научного семинара является формирование у студентов представления о роли логистики в современном бизнесе, обсуждение актуальных вопросов использования современных управленческих и прикладных технологий в логистике. НИС направлен на развитие у студентов навыков работы с публицистическими и научными текстами, самостоятельного поиска и обработки информации; обобщения и анализа фактического материала; подготовку студентов к предстоящей научной и аналитической деятельности, формирование навыков оформления научных исследований и презентации исследовательских материалов. В рамках НИС студенты работают в группах и выполняют научно-исследовательские проекты по одной из тем, рассматриваемых на семинарах, готовят презентационные материалы для представления результатов самостоятельной работы.

На втором курсе обучения НИС посвящен вопросам решения логистических проблем в управлении экономическими процессами. Основными формируемыми у студентов компетенциями являются умение использовать в своей деятельности методы управления контрактами, способы идентификации последствий неэффективного выбора контрагента при соответствующих исследованиях систем логистики; методологию заключения контрактов в цепях поставок; действующие нормативно-правовые акты; обосновывать постановку целей и задач исследований, применять адекватные методы исследований и оценивать их результаты. При проведении научного семинара активно используется метод разбора и анализа практических ситуаций, значительная часть времени уделяется обсуждению проблемных вопросов. Самостоятельная работа студентов состоит из освоения ими теоретического материала, подготовку к семинарским занятиям в виде ознакомления с научным материалом, нормативными правовыми актами, примерами судебной практики, разбора конкретных практических ситуаций, подготовки и демонстрации презентаций научных материалов.

На третьем курсе обучения научный семинар проводится на английском языке. Целью научного семинара является развитие у студентов методических и инструментальных компетенций в области сбора, обработки и анализа данных в соответствии с проектом Data Culture НИУ ВШЭ. В рамках НИС студенты знакомятся с открытой системой анализа данных R, современной экосистемой пакетов Tidyverse и средой разработки RStudio. Рассматриваются такие темы, как: проблема воспроизводимости научных исследований и инструменты для "грамотного анализа" в R/RStudio - R Markdown; разведочный анализ данных; диагностика регрессионных моделей, моделирование нелинейных зависимостей и взаимодействий; интерпретация моделей логистической регрессии и др. В вводной части НИС занятия проводятся в режиме blended learning. При изучении основ разведочного анализа студенты пользуются материалами массового онлайн-курса Data Analysis with R на платформе Udacity, которые интегрированы с программой очного курса. Помимо практических навыков применения методов и инструментов анализа данных, студенты знакомятся с практикой применения этих инструментов в сфере логистики и управления цепями поставок, анализируя специально подобранные кейсы на основе публикаций в академической и отраслевой литературе. В завершение семинара студенты демонстрируют навыки сбора, обработки и анализа данных, выполняя итоговый научно-исследовательский проект по выбранной ими тематике.

На четвертом году обучения НИС направлен на формирование у студентов способностей формулировать и проверять научные гипотезы; выявлять данные, необходимые для решения поставленных исследовательских задач в сфере логистики и управления цепями поставок и, в частности, развития логистической инфраструктуры; осуществлять сбор и обработку данных по научной проблеме; выбирать и обосновывать инструментальные средства, современные технические средства и технологии для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей; применять методы исследования для подготовки выводов на основе изученной информации и собственной работы над поставленной проблемой; анализировать, оценивать полноту используемой информации и, при необходимости, восполнять и синтезировать недостающую информацию и принимать решения в условиях неопределенности; анализировать полученные научные результаты и обосновывать выводы. При проведении НИС используются активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов. НИС завершается защитой (с презентацией) подготовленного студентами научно-исследовательского проекта.