• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Маркетинг и рыночная аналитика»

Экономическая теория

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Традиционно курс «Экономическая теория», состоит из двух частей: Микроэкономика и Макроэкономика и считается основой, на которой базируется дальнейшее изучение широкого круга других экономических дисциплин. В процессе прохождения курса слушатели должны познакомиться с ключевыми микро- и макроэкономическими категориями и моделями и получить навыки их использования в теоретической и в практической деятельности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Экономическая теория» является овладение студентами основными концепциями экономического анализа. Задачи курса заключаются в том, чтобы: - познакомить с основными понятиями экономической теории; - изучить теоретические и методологические принципы экономического анализа; - сформировать представление о методах и инструментах экономического анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные принципы экономического анализа микроэкономических процессов и тенденций
  • вычисляет издержки производства и выполняет экономические обоснования выбора минимально эффективного размера предприятия и оптимальной мощности действующего предприятия
  • определяет (аналитически и графически) выигрыш потребителей, производителей и общественное благосостояние
  • определяет (аналитически и графически) оптимальный потребительский набор
  • определяет величину индивидуального и рыночного спроса и предложения; анализирует их динамику под влиянием ценовых и неценовых детерминант; вычисляет ценовую и перекрестную эластичность спроса и предложения
  • определяет экономическую целесообразность применения фактора производства и выбора технологии, рассчитывает цену фактора производства, обосновывает выбор работника по поводу труда и отдыха
  • рассчитывает оптимальные объемы выпуска продукции конкурентного и неконкурентного предприятия; обосновывает ценовую политику предприятия во взаимосвязи со степенью дифференциации продукта и общеотраслевой ситуацией
  • Решает задачу фирмы-монополиста с учетом налогов и тарифного регулирования.
  • Анализирует развитие микроэкономического рынка с учетом X-неэффективности и оценивает перспективы интеграции.
  • Решает задачу фирмы и рынка в условиях олигополии с различными сценариями и стратегиями конкуренции.
  • Студент знает особенности расчета ключевых макроэкономических показателей, обладает практическими навыками работы с ними. Он знаком с официальными источниками макроэкономической информации для РФ и других стран и способен самостоятельно найти, обработать и интерпретировать опубликованную в них информацию.
  • Студент знает основные факторы долгосрочного экономического развития страны и способен выносить аргументированные суждения по этому вопросу. Студент знаком с концепцией экономического цикла и может сравнивать теоретические взгляды на причины этого феномена у разных макроэкономических школ, знает все ключевые индикаторы, позволяющие определять текущую фазу цикла, источники, в которых они публикуются, и источники оперативной экономической аналитики для России целом.
  • Студент знаком с моделью совокупного спроса/совокупного предложения, знает основные детерминанты совокупного предложения и отдельных элементов совокупного спроса.
  • Студент знаком с возможностями и ограничениями кейнсианского учения о мультипликативном влиянии различных видов расходов на совокупный спрос. Студент решает задачи на расчет мультипликативного эффекта при разных предпосылках, способен проиллюстрировать происходящие процессы с помощью графической модели.
  • Студент знает ключевые термины и понимает явления, происходящие в денежно-кредитной сфере макроэкономической жизни страны. Студент знаком основными инструментами кредитно-денежной политики ЦБ и понимает механизм их работы.
  • Студент понимает аналитические возможности и ограничения модели IS-LM. В частности, он способен сравнивать эффективность воздействия на совокупный спрос методов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политик с помощью этой модели. Студент способен использовать как аналитический аппарат, так графическую модель, понимает их взаимосвязь, способен решать задачи с использованием модели IS-LM.
  • Студент понимает аналитические возможности и ограничения модели AD-AS и кривой Филлипса. В частности, он способен оценить эффективность антиинфляционной политики с помощью этих моделей. Студент способен использовать как аналитический аппарат, так графическую модель, понимает их взаимосвязь, способен решать задачи с использованием данных моделей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел I. Экономическая теория как наука
    Тема 1. Экономическая теория: предмет и методы исследования. Предмет и методы экономической науки. Принципы экономики. Позитивный и нормативный анализ. Рациональное поведение. Микро- и макроэкономика как составные части экономической теории. Экономическая теория и экономическая политика. Роль ожиданий экономических агентов. Свободные и экономические блага. Факторы производства. Доходы собственников факторов производства. Ограниченность (редкость) факторов производства и безграничность потребностей: проблема выбора. Граница производственных возможностей общества. Альтернативные издержки. Сравнительное преимущество. Разделение труда, специализация и обмен. Основные вопросы экономики и способы их решения в различных экономических системах
  • Раздел II. Теория поведения потребителя
    Тема 2. Теория предельной полезности. Полезность в экономической теории и проблема ее измерения. Понятие потребностей, их виды. Экономические блага, их классификация. Понятие полезности, ее особенности и способ достижения. Совокупная и предельная полезность. Функция полезности как зависимость между количеством единиц потребляемого блага и уровнем полезности, которая достигается потребителем. Закон убывающей предельной полезности блага. Закон убывающей предельной полезности блага, его графическое представление. Оптимизация потребления в условиях множества потребляемых благ. Влияние на поведение потребителя бюджетных ограничений и цен. Суть рационального выбора потребителя. Равновесие потребителя с кардиналистской позиции. Понятие равновесия потребителя. Модель потребления набора благ. Первый и второй законы Г. Г. Госсена. Понятие спроса на благо. Определение индивидуального спроса на благо. Тема 3. Выбор потребителя: кардиналистская и ординалистская теории Сравнение кардиналистской и ординалистской теорий. Выбор потребителя с ординалистской позиции. Система предпочтений потребителя и ее основные элементы. Множественность благ и полная информированность потребителя как внешние условия для осуществления выбора. Кривые безразличия, их свойства. Предельная норма замещения благ: экономический смысл и методика вычисления. Бюджетная линия. Бюджетное ограничение и возможности потребителя. Бюджетная линия: уравнение и графическое построение. Определение наклона бюджетной линии и его угла вследствие изменения цен на блага. Влияние изменения дохода потребителя и положения бюджетной линии на процесс потребления. Оптимум потребителя как модель рационального потребительского выбора. Два подхода к оптимизации потребительского выбора, их предельная интерпретация.
  • Раздел II. Теория поведения потребителя.
    Тема 3. Выбор потребителя: кардиналистская и ординалистская теории. Сравнение кардиналистской и ординалистской теорий. Выбор потребителя с ординалистской позиции. Система предпочтений потребителя и ее основные элементы. Множественность благ и полная информированность потребителя как внешние условия для осуществления выбора. Кривые безразличия, их свойства. Предельная норма замещения благ: экономический смысл и методика вычисления. Бюджетная линия. Бюджетное ограничение и возможности потребителя. Бюджетная линия: уравнение и графическое построение. Определение наклона бюджетной линии и его угла вследствие изменения цен на блага. Влияние изменения дохода потребителя и положения бюджетной линии на процесс потребления. Оптимум потребителя как модель рационального потребительского выбора. Два подхода к оптимизации потребительского выбора, их предельная интерпретация.
  • Раздел II. Теория поведения потребителя.
    Тема 4. Анализ поведения потребителя . Реакция потребителя на изменение его дохода. Изменение оптимального состояния потребителя в результате изменения его дохода. Графический анализ и построение линии «доход-потребление». Наклон линии как свидетельство отношения потребителя к благам. Понятие «благо с нормальной потребительской ценностью» и «благо с низкой потребительской ценностью». Кривая Энгеля. Закон Энгеля. Распределение потребительских расходов по направлениям их использования. Реакция потребителя на изменение цен товаров. Изменение выбора потребителя в результате изменения цены одного из товаров и обоих товаров. Построение кривой «цена-потребление». Траектория развития потребления как результат снижение цен. Построение кривой индивидуального спроса потребителя. Эффект замещения и эффект дохода. Разложение совокупной изменения объема спроса на две составляющие: эффект дохода и эффект замещения. Одно- и разнонаправленное влияние эффектов. Парадокс Гиффена. Факторы образования «излишка потребителя».
  • Раздел II. Теория поведения потребителя.
    Тема 5.Спрос, предложение и их взаимодействие. Спрос и закон спроса. Отображение спроса. Закон спроса и его объяснение базовыми положениями теории поведения потребителя. Социальные эффекты, затрудняющие связь между индивидуальным и рыночным спросом: эффекты «толпы», «сноба», «Веблена». Принципиальная оценка воздействия ценовых и неценовых факторов спроса в диагностике реальных ситуаций на товарных рынках. Ценовая эластичность спроса. Методические подходы к исчислению показателя эластичности. Диапазон числовых значений коэффициента прямой ценовой эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Методика вычисления коэффициента эластичности спроса по доходу, параметры его значений для «нормальных» и «неполноценных» товаров. Суть «перекрестной» эластичности спроса, методика вычисления соответствующего коэффициента. Количественные параметры эластичности для взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров. Предложение и закон предложения. Суть понятия «предложение». Закон предложения и его аргументация. Анализ изменений в предложении и в объеме предложения. Ценовые и неценовые детерминанты предложения. Эластичность предложения. Методика вычисления уровня ценовой эластичности предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения. Перекрестная эластичность предложения и ее влияние на стратегию товаропроизводителя. Взаимодействие спроса и предложения на микроуровне.
  • Раздел III. Теория фирмы.
    Тема 6. Микроэкономическая модель предприятия. Предприятие как субъект рынка и производственно-рыночная система. Предприятие как центр принятия решений. Мотивация поведения предприятия. Понятие оптимального и равновесного состояний предприятия. Вариации факторов производства и оптимум товаропроизводителя Понятие и параметры производственной функции. Совокупный, средний и предельный продукт. Частная вариация факторов производства. Производственная функция с одним переменным фактором и ее графическое отображение. Феномен «угасания» производственной функции. Изоквантная вариация факторов производства. Производственная функция с двумя переменными факторами. Кривая одинакового продукта (производственного безразличия) - изокванта. Предельная норма технического замещения. Пропорциональная вариация факторов производства. Увеличение выпуска за счет пропорционального наращивания объемов ресурсов. Постоянная, нисходящая и возрастающая отдача от масштаба. Причины растущего и нисходящего эффекта от масштаба. Эластичность масштаба и ее взаимосвязь с эластичностью производства. Оптимум производителя и изоклинная вариация факторов. Линия одинаковых затрат - изокоста. Общий график изоквант и изокост. Выбор комбинации производственных факторов по критериям минимизации затрат или максимизации прибыли.
  • Раздел III. Теория фирмы
    Тема 7. Затраты и результаты производства. Издержки производства, экономический и бухгалтерский подходы к их определению. Альтернативные издержки и их состав. Совокупные, средние и предельные издержки. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки (совокупные и средние). Типичный характер изменения издержек в краткосрочном периоде. Закон неизбежного роста предельных издержек (снижения доходности). Издержки на долгосрочных интервалах. Изоквантная, пропорциональная и изоклинная вариация факторов производства и функция издержек. Кривые долгосрочных расходов (совокупных и средних) как такие, которые огибают кривые краткосрочных затрат. Виды кривых долгосрочных средних издержек. Понятие общего (совокупного, валовой), среднего и предельного дохода (выручки). Прибыль как конечный результат деятельности предприятия. Максимизация благосостояния собственников (сумма полученной прибыли и стоимость предприятия /бизнеса/) как долгосрочная цель акционеров. Совокупная, средняя и предельная прибыль.
  • Раздел IV. Теория рынков и рыночных структур.
    Тема 8. Рынок совершенной конкуренции. Модель рынка совершенной конкуренции и ее характеристики. Признаки и условия совершенной конкуренции. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Понятие рыночного равновесия. Определение равновесной цены и равновесного количества товара. Равновесие фирмы и отрасли в краткосрочном периоде. Равновесие предприятия и отрасли в краткосрочном периоде. Рыночный спрос на продукцию фирм в условиях совершенной конкуренции. Графическое изображение спроса, среднего, предельного и совокупного дохода предприятия. Максимизационно-минимизационные цели предприятия в краткосрочном периоде. Определение оптимальных объемов выпуска: два подхода. Поведение предприятия в условиях изменения рыночной ситуации. Предложение фирмы в краткосрочном периоде, его связь с кривыми издержек; график отраслевого предложения. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. Кривая рыночного предложения в долгосрочном периоде и ее возможные конфигурации (отрасли с постоянными, возрастающими, нисходящими издержками, и с их комбинациями). Долгосрочное равновесие предприятия, отрасли рынка и механизм ее поддержки.
  • Раздел IV. Теория рынков и рыночных структур.
    Тема 9. Монопольный рынок. Рыночная власть: монополия и монопсония.. Модель "чистой" монополии и ее характеристики. Понятие «единственного продавца», «рыночной (монопольной) власти» в узком и широком смысле. Признаки «чистой» монополии. Разновидности монополии. Понятие монопсонии. Диагностика монопольной власти. Монопольный рынок в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривая спроса монополиста. Одновременный выбор монополистом цены и объема производства. Влияние на поведение монополиста ценовой эластичности спроса. Правило максимизации прибыли. Варианты состояния фирмы-монополиста в краткосрочном периоде. Предложение монополиста и особенности ее формирования. Определение монопольной цены. Ценовая дифференциация и дискриминация. Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде..
  • Раздел IV. Теория рынков и рыночных структур.
    Тема 10. Рынок монополистической конкуренции. Рынок монополистической конкуренции Признаки и распространение монополистической конкуренции. Общие черты и различия монополистической конкуренции по сравнению с совершенной конкуренцией и чистой монополией. Модель поведения фирмы - монополистического конкурента. Эластичность спроса в условиях монополистической конкуренции. Доходность и убыточность предприятия в краткосрочном периоде. Определение оптимального объема продаж и ценовая политика. Условия достижения и поддержания безубыточности в долгосрочном периоде. Неценовая конкуренция: сущность и предпосылки развития. Влияние рекламной деятельности на объем продаж и расходов. Эффективность монополистической конкуренции.
  • Раздел IV. Теория рынков и рыночных структур.
    Тема 11. Олигополистический рынок. Основные признаки олигополии. Теоретические модели олигополии. Стратегии возвращения к равновесию по Нэшу. Анализ взаимоотношений двух товаропроизводителей в статике. Базовые понятия теории игр (описание игры, игра в нормальной форме, строго доминирующие стратегии, равновесие по Нэшу в чистых стратегиях, динамические игры и равновесие совершенное в подыграх). Олигополия с точки зрения теории игр. «Дилемма заключенных» - пример некооперативной игры с нулевой суммой. Стратегические взаимодействия фирм; одновременный выбор выпусков: модель Курно; договорное и конкурентное равновесие. Преимущество первого хода: модель Штакельберга. Конкуренция цен: модель Бертрана. Интерпретация дуополии. Анализ «ломаной» линии спроса. Особенности организации олигополистического рынка. Поведение олигополистов: некооперированные и кооперированное. Ценовые войны. Неценовая конкуренция. Ценообразование в условиях олигополии. Повторяющиеся взаимодействия в условиях олигополистической конкуренции.
  • Раздел V. Теория рынка факторов производства.
    Тема 12. Рынок факторов производства. Взаимосвязь рынков продуктов и рынков факторов производства. Потребление факторов производства: цели и ограничения. Предельный продукт производственного ресурса. Производственная функция, издержки производства и спрос на факторы производства. Влияние разновидности структуры рынка товара на производный спрос. Особенности поведения предприятия-покупателя на монопсоническом и олигополистическом рынках факторов производства. Производный спрос и принцип оплаты факторов. Сравнение предельного дохода (выручки) и предельных издержек товаропроизводителя при потреблении одного фактора производства. Условия долгосрочного равновесия предприятия с учетом производного спроса. Общая характеристика рынка факторов производства. Функции рынков ресурсов в экономике. Предельный физический продукт ресурса, методика его исчисления и графическая интерпретация. Предельная доходность ресурса для различных производителей. Предельные издержки ресурса и максимизация прибыли производителем. Ценовая эластичность спроса на ресурс. Рынок труда. Спрос на труд и его предложение в условиях совершенного конкурентного и неконкурентного рынков. Обоснование решения о найме. Спрос фирмы на труд. Уравнение Слуцкого в теории производства. Кривая рыночного спроса на труд как фактор производства. Спрос фирмы на труд в случае конкурентного рынка труда. Обоснование выбора рабочего по поводу труда и отдыха. Эффекты дохода и замещения при изменении заработной платы. Индивидуальное предложение труда: эффект изменения наклона кривой предложения труда. Кривые предложения труда, «прогибающиеся внутрь». Дифференциация заработной платы. Равновесие рынка труда с несовершенной конкуренцией. Анализ последствий введения минимальной заработной платы. Капитал и процентный доход. Капитал как ресурс длительного пользования, его формы. Инвестиции, сбережения и рынок капитала. Многопериодные производственные решения; спрос и предложение на заемные ресурсы, равновесная ставка процента. Понятие «ссудного процента». Влияние ставки ссудного процента на краткосрочные инвестиционные проекты предпринимателей. Обоснование инвестиционных решений в долгосрочном периоде. Влияние изменения ставки на равновесный объем предпринимательских инвестиций. Понятие «текущая, или дисконтированная стоимость», методика её вычисления. Текущая стоимость и рыночная цена основных фондов. Обоснование инвестиционных решений о приобретении основных фондов. Равновесие на конкурентных рынках факторов производства. Экономическая рента.
  • Раздел VI. Эффективность рыночных структур
    Тема 13 .Общее равновесие конкурентных рынков. Понятие общего равновесия. Эффекта обратной связи (feedback effect), Система уравнений общего равновесия. Модель Вальраса. Эффективность обмена. «Ящик Эджуорта». Кривая контрактов. Эффективность по Парето.
  • Развитие современной микроэкономической теории
    Неблагоприятный отбор. Риск недобросовестности. Преодоление информационной асимметрии. Транзакционные издержки. Теория игр и стратегии конкуренции. Выбор в условиях неопределенности. Равновесие потребителя в условиях неопределенности. Обмен рисками (модели обмена в условиях неопределенности). Познавательные ограничения и поведение авторов. Микроэкономика инноваций. Прикладные аспекты использования микроэкономики в менеджменте.
  • Раздел 1. Предмет и метод макроэкономики.
    Тема 1 Предмет и метод макроэкономики, основные термины и определения.Модель кругооборота. Макроэкономика как наука о национальном хозяйстве в целом. Принципы анализа ex post и ex ante. Макроэкономические модели. Понятие экзогенных и эндогенных параметров. Вопросы макроэкономической политики связанные с бизнесом. Ключевые макроэкономические показатели. Макроэкономические агенты и рынки, их характеристики и основные связи между ними. Кругооборот доходов. Утечки и инъекции. Основные расходные и доходные статьи государственного бюджета в РФ и других странах. Сальдо государственного бюджета. Понятие открытой экономики. Торговый и платежный баланс. Валютный рынок. Влияние внешнеэкономической конъюнктуры на валютный рынок. Валютные интервенции ЦБ. Режимы валютного регулирования. Валютные кризисы.
  • Раздел II.Система национальных счетов и основные макроэкономические показатели
    Тема 2. Основные показатели СНС. Способы расчета ВВП. Валовой внутренний продукт и методы его измерения. ВНД и ВВП. Чистый доход факторов производства. Конечные и промежуточные товары и услуги. Исключение двойного счета. Расчет ВВП по доходам, по расходам и производственным методом. Валовые и чистые величины. Основные счета СНС. Ненаблюдаемая экономическая активность. Тема 3. Другие ключевые макроэкономические показатели, особенности их расчета и использования. Номинальный и реальный ВВП. Темп прироста ВВП (индекс физического объема). Инфляция и ее измерение. Дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен и его структура. Виды индексов. Другие ценовые показатели и основные навыки работы с ними. Номинальная и реальная процентная ставка. Формула и эффект Фишера. Реальный и номинальный обменный курс. Межстрановые сопоставления на основе ППС. Экономически активное население, уровень безработицы, скрытая безработица. Загрузка производственных мощностей. Источники макроэкономических данных в РФ и в других странах.
  • Экономический рост и экономический цикл.
    Тема 4. Экономический рост. Долгосрочная экономическая динамика и краткосрочные экономические колебания. Понятие потенциального ВВП. Разрыв между потенциальным и фактическим ВВП. Основные факторы экономического роста и их количественное измерение. Производительность труда и ее динамика в РФ и других странах. Модели экономического роста. Тема 5. Колебания экономической активности (бизнес-цикл). Понятие экономического цикла. Фазы цикла, проциклические и контрциклические показатели. Влияние циклических колебаний на положение фирмы и принимаемые ей решения. Объяснения причин экономического цикла разными макроэкономическими школами. Ключевые организации РФ, занимающиеся макроэкономическим прогнозированием. Источники оперативных и аналитических макроэкономических данных. Причины безработицы. Виды безработицы. Понятие естественного уровня безработицы. Взаимосвязь динамики безработицы и ВВП. Закон Оукена. Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Дефляция и дезинфляция. Стагфляция.
  • Раздел IV. Совокупный спрос и его структура.
    Тема 6. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса. Понятие совокупного спроса. Основные составляющие совокупного спроса. Эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой АD. Неценовые факторы, влияющие на сдвиги кривой AD. Тема 7. Моделирование динамики потребительских расходов домашних хозяйств. Теории потребления. Кейнсианская теория потребления. Основные предпосылки модели. Модель перманентного дохода. Модель "Жизненного цикла". Тема 8. Моделирование динамики инвестиционных расходов. Теории инвестиций. Классический подход к теории инвестиций. Чистые инвестиции. Желаемый запас капитала. Инвестиции в жилищное строительство. Факторы, влияющие на инвестиционный спрос. Кейнсианский подход к теории инвестиций. Предельная эффективность капитала. Инвестиции в запасы. Эмпирический анализ инвестиционных расходов. Модель акселератора инвестиционного процесса. Q – теория Тобина. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Общее понятие о государственных финансах, их структура и уровни. Классификация налогов.
  • Раздел V. Равновесие на товарном рынке в кейнсианской модели.
    Тема 9. Модель "Кейнсианского креста". Тема 10 Кривая IS. Кейнсианский крест. Мультипликационные эффекты и их виды. Инфляционный и рецессионный разрывы. Построение кривой IS через кейнсианский крест, из равенства "утечек и инъекций" и через равновесие на рынке заемных средств. Алгебраический вид кривой IS.
  • Раздел VI. Денежный рынок.
    Тема 11. Предложение денег. Виды спроса на деньги. Кривая LM. Тема 12. Деньги и их функции. Денежные агрегаты. Структура денежной массы. Отношение наличных средств к депозитам. Функции центрального банка. Инструменты монетарной политики. Операции на открытом рынке. Ключевая ставка. Норматив обязательного резервирования. Денежная база, денежный мультипликатор и предложение денег. Регулирование предложения денег центральным банком. Баланс Центрального банка. Спрос на деньги. Трансакционный спрос на деньги. Виды спроса на деньги. Спекулятивный спрос на деньги. Спрос на деньги по мотиву предосторожности. Модель Баумоля - Тобина. Тема 13. Вывод кривой LM через равновесие на рынке денег. Алгебраический вид кривой LM через равновесие на рынке денег. Алгебраический вид кривой LM.
  • Раздел VIII. Совокупное предложение и модель AD-AS
    Тема 16. Совокупное предложение. Долгосрочное и краткосрочное равновесие в модели AD-AS. Тема 16. Кривая Филлипса и антиинфляционная политика. Взаимосвязь совокупного предложения с теорией производства. Три подхода к трактовке функции совокупного предложения. Вывод совокупного предложения через рынок труда. Неценовые факторы, влияющие на сдвиги кривой совокупного предложения. Равновесие совокупного спроса и предложения. Экономические последствия, вызванные шоками «совокупного спроса или предложения». Классификация видов инфляции. Динамическая функция совокупного предложения. Кривая Филлипса. Роль инфляционных ожиданий.
  • Раздел VII. Совместное равновесие на рынке товаров и финансовом рынке (IS-LM модель).
    Тема 14. Модель IS-LM и ее свойства. Фискальная и монетарная политики в модели IS-LM. Условия совместного равновесия. Единственность равновесия. Взаимодействие рынка товаров и финансовых рынков при изменении бюджетно-налоговой и монетарной политики. Последствия сдвига кривой IS. Инвестиционная и ликвидная ловушки. Тема 15. Сравнительная эффективность монетарной и фискальной политик. Построение функции совокупного спроса из модели IS-LM . Дополнительно: Равновесие в открытой экономике. Модель IS-LM-BP. Оценка эффективности фискальной и монетарной политик в открытой экономике при разных режимах валютного регулирования. "Невозможная троица"
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа № 1
  • неблокирующий контрольная работа № 2
  • неблокирующий домашнее задание № 1
  • неблокирующий Экзамен №1
  • неблокирующий контрольная работа № 3
  • неблокирующий контрольная работа №4
  • неблокирующий домашнее задание № 2
  • неблокирующий Экзамен № 2
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Порядок расчета оценок по микроэкономике: Текущая оценка рассчитывается по следующей формуле: О текущ = 0,3 • О контр / работа 1 + 0,3 • О контр / работа 2 + 0,4 • О дом /работа 1, где 0,3 и 0,4 – удельные веса видов работ. Накопленная оценка рассчитывается по формуле: О накопл. = 0,7 • О текущий + 0,3 • О ауд., где 0,7 и 0,3 – удельные веса. Результирующая оценка рассчитывается по формуле: О результ = 0,5 • О накоплен. + 0,5 • О экз.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Онакопленная= , где Qi – оценка за i-ый вид работы; Wi – вес соответствующего вида работы. Вид работы макс.оценка вес Итого Работа на семинарах 10 0,4 4 Домашняя работа 10 0,1 1 Контрольная работа № 1 10 0,25 2,5 Контрольная работа №2 10 0,25 2,5 Итого, максимальная накопленная оценка 10 Орезультирующая= 0,5 • Онакопленная + 0,5 • Оэкзаменационная. Итоговая оценка за весь курс равна половине суммы результирующих оценок за обе части Микро- и макроэкономики.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Макроэкономика : учебник для бакалавров, Аносова, А. В., 2011
  • Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : практическое пособие, Аносова, А. В., 2013
  • Принципы микроэкономики : учебник для вузов, Мэнкью, Н. Г., 2009
  • Самостоятельные и контрольные работы по экономике : пособие для 10 - 11 кл., Савицкая, Е. В., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сборник заданий по макроэкономике : учеб. пособие для студентов вузов и учащихся 10 - 11 кл. (профильный уровень образования), Ким, И. А., 2005