• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практики, проектная и исследовательская работа


Активная проектно-исследовательская работа является одним из преимуществ программы «Маркетинг и рыночная аналитика».
Проектная деятельность бакалавров помимо профориентационного и проектного семинара включает выполнение сервисных и прикладных проектов, прохождение учебных практик, реализацию исследовательских проектов и др.

Практика студентов проводится в целях приобретения студентами навыков профессиональной работы, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения.

Положение о практике

Учебная (ознакомительная) практика (2 курс)

Учебная (ознакомительная) практика проводится  с целью закрепления, расширения и углубления полученных теоретических знаний и применения полученных навыков и компетенций в условиях конкретной функционирующей организации.

Практика осуществляется в обязательном порядке на основе договоров между Университетом и предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов Университета.

В случае если предприятие, учреждение или организация не предлагает свой договор, то используется типовая форма договора Университета: 

Типовая форма договора ОП МиРА (DOCX, 31 Кб) 

Перед началом прохождения практики каждому студенту необходимо заполнить индивидуальное задание и завизировать его у руководителей практики от НИУ ВШЭ и профильной организации.

Индивидуальное задание для учебной практики (DOCX, 24 Кб) 

Рекомендуемый график прохождения учебной практики (DOCX, 22 Кб)

Программа учебной практики ОП МиРА 2 курс (DOCX, 84 Кб) 

По завершении практики студент должен предоставить справку, подтверждающую факт прохождения практики и отчет, выполненный по требованиям из программы практики. 

Справка от организации должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. Выполнена на официальном (фирменном) бланке компании,
  2. Имеет дату и номер,
  3. Содержит в себе информацию о том, что "студент (полное ФИО студента) проходил учебную практику в конкретном подразделении (название подразделения) в компании (полное название компании) в должности (название должности при наличии) в указанный период времени".
  4. Справка подписывается полномочным представителем компании или руководителем (с указанием должности и ФИО подписывающего сотрудника) и заверяется печатью организации.

Срок проведения

В 2018/2019 учебном году учебная (ознакомительная) практика проводится с 27 мая по 14 июня 2019 года.

Вся информация о месте практики вносится в LMS до 24 мая 2019 года.

Инструкция подачи заявки на прохождение практики


Особенностью программы является включение в учебный план практикума «Консультационный проект», в ходе которого бакалавры в группах решают реальную задачу, поставленную компанией-клиентом, проводят необходимые исследования и аналитическую работу.

Проектная работа бакалавров на программе «Маркетинг и рыночная аналитика» включает:
  •  проектный семинар (1-2 курс),
  • профориентационный семинар (1-2 курс),
  • учебный практикум «Консультационный проект» (2 курс),
  • прохождение учебных практик (2 и 4 курс),
  • научно-исследовательский семинар (4 курс),
  • выполнение прикладных проектов (сервисный и бизнес-проекты, 1-3 курс),
  • реализацию исследовательских проектов (2-3 курс).
Проекты
Начиная с 2014 года для всех бакалавров НИУ ВШЭ предусмотрена проектная деятельность как обязательный элемент подготовки. Проектная деятельность ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как академический, так и прикладной характер. 

Проекты позволяют студентам:

  •  участвовать в создании конкретного результата,
  • научиться работать в условиях ограниченного времени,
  • получить опыт работы под руководством реального заказчика,
  • презентовать проект и совершенствовать навыки презентации,
  • работать в команде,
  • обрести навыки профессиональной коммуникации с различными контрагентами.
Ядром проектной работы является внеаудиторная деятельность, которая предполагает привлечение студентов к учебным, исследовательским или профессиональным проектам, выполняемым как в Высшей школе экономики, так и за её пределами.
Каждый проект имеет руководителя, который может являться как «внутренним» (работник НИУ ВШЭ), так и «внешним» (сотрудник внешней организации или физическое лицо, аффилированное к подразделению-инициатору) по отношению к вузу заказчиком, сформулировавшим потребность в проекте и подавшим проектное предложение. Именно руководитель проекта непосредственно отвечает за его реализацию. Он обеспечивает организацию, контроль и оценивание проектной работы студентов и несёт ответственность за реализацию заявленного проекта.
Для взаимодействия руководителей проектов и студентов в рамках проектной работы создана «Ярмарка проектов» – электронная площадка для размещения предложений по проектам для студентов. Именно на этой платформе руководитель проекта размещает своё проектное предложение, а также осуществляет отбор студентов, которые подали заявки на участие в проекте. 

Какие виды проектов предусмотрены?
Базовая классификация проектов предполагает выделение 3 видов:
  • Если основной целью проекта является проведение исследования, подразумевающего получение в итоге некоторого научного или научно-прикладного продукта, например статьи/публикации, отчёта, аналитического обзора или записки, методического пособия и т.д., – то проект исследовательский;
  • В случае, когда основной целью проекта является решение некоторой прикладной задачи, такой как разработка и обоснование проектного решения, создание бизнес-плана или бизнес-кейса, особенно для внешнего заказчика, – проект относится к прикладным;
  • проект, подразумевающий участие студентов в организации какого-либо мероприятия или в реализации организационных процессов в качестве исполнителя (обратная связь преподавателя и студентов, техническая подготовка учебных материалов, помощь в процессе проведения занятий, поддержка конференций, экскурсий и т.п.), – это сервисный проект. 
Общая продолжительность проектной работы за 4 года обучения составляет 8 з.е., из них не более 2 з.е.- сервисные проекты.

Проектные семинары
Проектный семинар – это отдельная дисциплина, которая ведётся у студентов по группам для поддержки генерации проектов, консультирования, отслеживания результатов проектной деятельности.
В 2017/2018 учебном году проектный семинар на программе «Маркетинг и рыночная аналитика» был реализован в новом формате с привлечением преподавателей-практиков.
 
Цели проектного семинара: 
  • приобретение знаний, необходимых для осуществления работы над проектами,
  • развитие навыков, требуемых для выполнения заданий по проектам,
  • знакомство с «мягкими навыками» (soft skills), полезными для решения кейсов и выполнения поручений руководителя проекта.
Проектные семинары проводится на 1-2 курсе с целью закрепления, расширения и углубления полученных теоретических знаний и применения полученных навыков и компетенций в условиях выполнения конкретного проекта.

Некоторые организационные различия между «проектами» и «проектными семинарами»:
Форма работы: 
Студенты имеют право самостоятельно определять форму работы над проектами и её количество в каждой год обучения. Студенты, не выполнившие проектную работу в полном объёме, получают академическую задолженность. Проектный семинар проводится в аудитории в соответствии с расписанием. Содержание задач и даты промежуточного контроля (свои - для каждого курса) сообщаются преподавателем студентам на первом занятии проектного семинара. Отсутствие занятости в конкретном проекте не может являться основанием для невыполнения задач проектного семинара.
Оценка работы:
По итогам проекта деятельность студента оценивается руководителем проекта. Сервисные проекты, а также не сервисные проекты объёмом до 3 кредитов могут не оцениваться в баллах, по ним допускается оценка «Зачтено». Проекты объёмом от 3 кредитов и выше обязательно оцениваются в баллах от 1 до 10. В зависимости от качества и результатов работы руководителем проекта может быть зачтено меньшее количество кредитов чем это предусмотрено в проектном задании. 
По итогам проектного семинара все студенты получают оценку по 10-ти балльной шкале.