• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История» направлен на формирование у студентов взгляда на историю как на единый процесс, поле для взаимодействия личностей, социума, культуры и цивилизаций; на выявление соотношения общего и особенного в развитии цивилизаций, основных закономерностей и противоречий исторического процесса, причинно-следственных связей и их проявлений во времени и пространстве. Авторы стремятся показать реализующиеся в истории «всемирность», «глобальность» и разнообразие их проявлений, рассматривая в качестве их главного критерия непреходящую ценность, неповторимость каждого «сегмента» мирового пространства, многообразие и вариативность путей развития человечества. Курс строится на освоении и критическом осмыслении студентами массива исторических источников различных типов и видов, достаточного для понимания основных фактов всемирной истории, событий, идей и концепций прошлого и настоящего, объективной оценки общих представлений о будущем. В рамках самостоятельной работы по дисциплине предполагается освоение студентами онлайн-курса СПбГУ «Всеобщая история. Часть 1» на платформе «Открытое образование» (https://openedu.ru/course/spbu/GENHIS/).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представления о целостности всемирно-исторического процесса, синхронности развития отдельных регионов, о согласованности между собой различных разделов исторической науки.
  • Знакомство с важнейшими принципами периодизации исторического процесса, с основными хронологическими системами, основными концепциями всемирно-исторического процесса, методами и способами познания истории (в т.ч. применением математических методов в исторических науках).
  • Формирование представлений о множественности интерпретаций человеческой истории, общественно-экономических и политических процессов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает определение понятий "история", "исторический факт", "исторический источник"
  • Имеет представление об антропогенезе и первобытности
  • Имеет представление о цивилизациях Древнего Востока
  • Знает особенности развития цивилизаций Древней Греции и Рима, их сходства и различия
  • Имеет представление о цивилизации Средних веков на Западе, её зарождении и развитии
  • Имеет представление об отличиях Нового времени от Средних веков
  • Знает основные направления Великих географических открытий XV-XVII вв.
  • Знает причины и ход Реформации и Контрреформации
  • Знает определение, сущность и периодизацию Просвещения в Западной Европе и Северной Америке
  • Знает причины и ход революционных движений в Европе и Америке XVIII - начала XIX в.
  • Имеет представление о ходе промышленной революции XVIII-XIX вв. в Европе и Северной Америке
  • Имеет представление об эволюции международных отношений на протяжении XIX - начала XX вв.
  • Знает предпосылки, ход и результаты Первой мировой войны
  • Имеет представление о причинах межвоенного кризиса 1920-х-1939 гг. в Европе и Азии
  • Может показать на карте основные театры военных действий Второй мировой войны
  • Знает предпосылки, ход и итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн
  • Имеет представление о причинах и проявлениях "Холодной войны"
  • Знает определение терминов "антиколониализм", "государство всеобщего благоденствия", "Движение Сопротивления"
  • Имеет представление об основных вызовах глобализации и современного мира
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. История как наука. Исторический источник и факт. Начало антропогенеза и "детство человечества". Восточные деспотии.
    Определение истории как науки. Исторический источник и факт как понятия. Проблемы интерпретации факта в источнике и исследовательских работах. Антропогенез и его очаги. Политогенез. Первые государства на Востоке (Древний Египет, Древняя Месопотамия, Элам, Урарту, Хеттское царство, Персидская держава).
  • Раздел 2. Античная цивилизация: общество, культура, политическое устройство
    Крито-микенская цивилизация. Ахейская (микенская) Греция. Ахейское общество. Конец микенской цивилизации. Гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.). «Тёмные века». «Архаическая революция» и рождение греческого полиса. Складывание классического рабства. Афинская демократия как политическая система. Основные политические и общественные институты афинского полиса. Спартанский тип полиса. Греция в V-IV вв. до н.э. Кризис полиса. Возвышение Македонии. Держава Александра Македонского. Первые цивилизации в Италии (VIII – VI вв. до н.э.). Этруски. Греческие поселения на юге Италии. Формирование римской гражданской общины. Патриции и плебеи. Царская власть в Риме. Власть и общество в республиканском Риме. Римская экспансия в Средиземноморье в III-I вв. до н.э. Поздняя Республика. Гражданские войны и падение Римской Республики. Римская империя: внешняя экспансия и политические изменения. Принципат. Доминат. Кризис IV-V вв. и падение Римской империи.
  • Раздел 3. Средневековая цивилизация Запада
    Понятия «Средние века» и «феодализм». Ключевые понятия собственности в Средние века: «феод», «фьеф», «лен». Эпоха Великого переселения народов IV-XI вв. Образование романо-варварских королевств. Общественная иерархия раннего и развитого Средневековья. Королевская власть и её функции в Средние века. Возникновение и развитие сословно-представительной монархии в XII-XIV вв. Республиканская форма в Средние века. Религиозные движения Запада: ереси и крестьянские восстания. Город в Западной Европе XI-XV вв.
  • Раздел 4. Мир на пороге Нового времени (XV – начало XVI в.). Трансформации общества и экономики. Возрождение и гуманизм. Реформация и Контрреформация. Религиозные войны XVI в. Научная революция
    Предпосылки и ход Великих географических открытий. Колониальный раздел XV-XVI вв. и формирование системы управления в Новом Свете. Экономические и социальные последствия Великих географических открытий. Революция цен. Возникновение бирж и банковского дела. Кризис цеховой системы и организация мануфактур. Формирование экономической политики государства. Ранний меркантилизм. Ренессанс и гуманистический тип мировоззрения. Итальянское и Северное Возрождение: общее и особенное. Развитие естественно-научного знания и гуманистическая философия. У истоков политической науки Нового времени: взгляды Н. Распространение книгопечатания в XV-XVI вв. Реформация и конфессиональный раскол Европы XV-XVI вв. Протестантская этика. Контрреформация и обновление католицизма. Зарождение абсолютизма. Идейные и социальные основы абсолютистского государства Нового времени. Модели абсолютистского государства в Англии, Франции и Испании. Феномен первых буржуазных революций в Западной Европе.
  • Раздел 5. Эпоха Просвещения в Западной Европе и Северной Америке в XVII-XVIII вв.
    Общественно-политические и религиозные предпосылки Просвещения. Периодизация и идейная программа Просвещения. Теория естественного права. Общественный договор. Идеи цивилизации и прогресса. Новая педагогика. Универсальная картина мира. Философское обоснование гражданского общества и правового государства. Феномен «просвещенного абсолютизма» в Европе. Образование наций и национализма Нового времени. Просветительская программа правительств.
  • Раздел 6. Революции и национально-освободительное движение в Старом и Новом Свете XVIII-XIX вв.: причины и последствия
    Причины войны за независимость в США. Этапы войны за независимость. Декларация независимости 1776 г. Конституция США и Билль о правах. Старый порядок во Франции: причины революции. Основные этапы революционного движения. Штурм Бастилии 14 июля 1789 г. Создание конституционной монархии (законодательство Учредительного и Национального собрания, 1789-1791 гг.). Содержание Декларации прав человека и гражданина. Конституция 3 сентября 1791 г. Падение монархии. Восстание 31 мая – 2 июня 1793 г. Провозглашение Первой республики. Якобинская диктатура и революционный террор 1793-1794 гг. Термидорианский переворот 28 июля 1794 г. Приход Директории. Переворот 8 брюмера (9 ноября 1799 г.): причины и последствия. Освободительное движение в странах Латинской Америки первой половины XIX в. против испанского владычества.
  • Раздел 7. Становление индустриального общества в Западной Европе и Новом Свете конца XVIII – начала XX в.
    Понятия «промышленная революция», «промышленный переворот», «индустриализация» и их географические и временные координаты. Промышленный переворот в Англии конца XVIII – середины XIX в. Технические изобретения и новые технологии. Создание фабричного производства: текстильная и металлургическая промышленность. Транспортная революция. Урбанизация. Социально-экономические последствия промышленного переворота. Движение чартистов в Англии середины XIX в. Экономический подъем 50-х гг. в Англии и США. «Железнодорожный бум». Новые средства коммуникации. От политики меркантилизма к теории свободной торговли (фритредерству). Экономический либерализм. Складывание индустриального общества. Социалистические учения и первые формы организации рабочих.
  • Раздел 8. Международные отношения в XIX - начале XX в. Первая мировая война и её последствия
    Наполеоновские войны 1804-1814 гг. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Венский конгресс 1814-1815 гг. и формирование новой системы международных отношений. Революции и национально -освободительные движения в Европе 1848-1849 гг.: причины и следствия. Объединение Италии и Германии. Международные отношения конца XIX - начала XX в. Империализм: определение, сущность и проявления. Борьба за колониальный передел мира и формирование агрессивных военно-политических блоков. Война 1914-1918 гг. – первый глобальный конфликт XX в. Гонка вооружений. Смещение центра международных противоречий на Балканы. Предвоенные кризисы. Сараевское убийство и июльский кризис 1914 г. Цели великих держав. Ход военных действий на Западном и Восточном фронтах. Война и экономика воюющих стран: регулирующая роль государства (понятие "государственно-монополистический капитализм"). Мирные инициативы Великобритании и США. «14 пунктов» Вудро Вильсона. Компьенское перемирие. Революционные события 1918-1919 гг. и Ноябрьская революция в Германии. Складывание Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Движение пацифизма. Послевоенный мир в 1920-х гг.: крушение империй и кризис либерально-демократической модели развития. Правоконсервативный поворот. Коммунистическое движение в Европе и Америке. Коминтерн. Авторитарные режимы в Италии, Германии, Венгрии, Румынии. Понятие «тоталитаризм» и модели тоталитарного государства. Подъем национально-освободительного движения на Востоке. Создание Турецкой республики в 1923 г. и роль Мустафы Кемаля Ататюрка. Японский милитаризм и "теория пяти углов". Манчжоу-Го.
  • Раздел 9. Межвоенный кризис и Вторая мировая война
    Локальные войны и конфликты 30-х гг. и нагнетание международной напряженности. Агрессия Японии на Дальнем Востоке. Итало-эфиопская война. Подготовка Германии к войне. Курс на ревизию Версальско-Вашингтонской системы. Ось Берлин-Рим-Токио. Переход к территориальным захватам в Европе. Вторая мировая война (1939–1945). Новации в стратегии и тактике ведения войны. План "Барбаросса". Перевооружение армий воюющих сторон. Появление оружия массового поражения (ОМП). Система уничтожения гражданского населения на оккупированных территориях. Холокост. Система концлагерей. Проблема коллаборационизма и борьбы за национальное освобождение. Нападение Германии на СССР. "Блицкриг" и его последствия. Складывание антигитлеровской коалиции: противоречия и компромиссы. Битва под Москвой в декабре 1941 г. и контрнаступление Красной армии. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Битва под Сталинградом в июле 1942 – феврале 1943 г. Англо-американское наступление в Северной Африке в октябре 1942 – мае 1943 г. Битва на Курской дуге в июле-августе 1943 г. Высадка десанта на Сицилии. Открытие Второго фронта в 1943 г. Освобождение Европы в 1944-1945 гг. Операция "Оверлорд" в Нормандии. Дипломатические договоренности Большой тройки в 1943-1945 гг.: Тегеран-Ялта-Потсдам. Капитуляция Германии и победа над Японией в мае-сентябре 1945 г. Последствия Второй мировой войны. Складывание Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений: принципы и реализация.
  • Раздел 10. Послевоенный мир во второй половине XIX - начале XXI вв.: формирование новых государств в Европе и антиколониализм. Новые вызовы в политике, обществе, культуре Запада и Востока.
    Послевоенное устройство мира и рост противоречий в рядах союзников. Международные военные трибуналы. Создание Организации объединенных наций. Противоречия между державами-победительницами и начало "Холодной войны". Берлинский кризис 1949 г. и его последствия. Создание НАТО и Организации Варшавского договора. Колониальная система после Второй мировой войны и процессы деколонизации. «Десятилетие Азии». Индия: от доминиона к республике. Китай: пути национального самоопределения. Принятие советской модели развития. Война в Корее 1950-1953 гг. и образование Корейской народно-демократической республики. Индокитай. Августовская революция и провозглашение Демократической республики Вьетнам. Индонезия: от унитарной республики до режима «направляемой демократии». «Год Африки». Панафриканизм. Борьба за освобождение стран Юга Африки. Режим апартхейда в ЮАР в 1948-1990 гг. Проблема выбора некапиталистического пути развития. Социалистические эксперименты в странах Африки и их итоги. «Культурная революция» в Китае 1966-1976 гг.: внутриполитические и международные цели. «Белая революция» в Иране 1963-1979 гг. Общественный кризис в Афганистане середины 1970-х гг. и начало гражданской войны. "Движение Неприсоединения". Модернизационная волна 1960-1970-х гг. Научно-техническая революция. Освоение космоса. Телекоммуникационные и информационные возможности. Развитие атомной энергетики. Микроэлектроника. Проблема окружающей среды. Эволюция модели социального государства в странах Запада. «Скандинавский социализм». «Демократический социализм» в ФРГ. Европейская интеграция конца 1940-1960-х гг. Концепция «государства всеобщего благоденствия» в 1950-1960-х гг. Голлизм во Франции. «Новые рубежи» Дж. Кеннеди. Программа построения «великого общества» Л. Джонсона в США. «Левый центр» в Италии. Социал-либеральное десятилетие в ФРГ. «Левый марш». Массовый социальный протест 1960-х гг. «Молодежная революция» и студенческое движение. «Пражская весна» 1968 года. «Эпоха Яноша Кадара» в Венгрии. Профсоюзная оппозиция советскому режиму в Польше и движение "Солидарность". «Югославская модель самоуправляющегося социализма». Структурные кризисы 1970-х гг. Энергосберегающие, информационные и наукоемкие отрасли. Процесс транснационализации и глобализации экономики. Обострение международной напряженности в конце XX в. Программа стратегической оборонной инициативы (СОИ). Гонка вооружений в космосе. Рецидивы «холодной войны». Война в Афганистане 1979-1989 гг. Всплеск международного терроризма и религиозного фундаментализма. Контуры глобального конфликта: от Иранской революции 1979 г. до войны в Персидском заливе 1990-1991 гг. Окончание "холодной войны" и складывание контуров многополярного мира. Мировые проблемы: экологическая катастрофа, борьба с терроризмом и голодом, использование сырьевых и энергетических ресурсов, СПИД. Ограничение ядерных вооружений во второй половине 1980-х гг. (договоры ОСНВ). Революции на рубеже 1980-1990-х гг. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Кризис мировой системы социализма. «Бархатная революция» в Чехословакии 1989 г. Победа движения «Солидарность» в Польше. Гражданская война в Румынии и свержение Н. Чаушеску в 1989 г. Объединение Германии 3 октября 1990 г. Трансформация коммунистического режима в Болгарии. Демократизация общественного строя в Венгрии. Югославский кризис и распад СФРЮ в 1991-1992 гг. Гражданская война на территории бывшей Югославии 1991-2001 гг. Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ). Перестройка в СССР (1985-1991). Распад мировой системы социализма. Радикальные политические реформы («шоковая терапия») 1980-1990-х гг. Интеграция Восточной Европы в общеевропейские структуры. Факторы дестабилизации в начале третьего тысячелетия. Взрыв этнонационализма. Правый радикализм в Европе. Религиозный фундаментализм в исламских странах. Международный терроризм: этноконфессиональные, экономические, политические аспекты. Международный масштаб локальных конфликтов. Война в Ираке 2003 г. "Арабская весна" в странах Ближнего Востока. Военный конфликт в Сирии. Борьба с исламским государством. Механизмы стабилизации и урегулирования международных конфликтов.«Миссии мира» и «право на вмешательство». Гуманитарная помощь и гуманитарные организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме очно и при помощи использования онлайн-платформ, позволяющих создавать видеоконференции в режиме реального времени (ZOOM, Skype и т.п.). В случае дистанционного присутствия к экзамену необходимо подключиться согласно расписанию экзаменов ОП "Математика". Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, устойчивое соединение с сетью Интернет, наличие предустановленных клиентов Skype и / или ZOOM. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5-х минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура первой и второй пересдач подразумевает использование тех же экзаменационных билетов, что и на экзамене.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.5 * Устный экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всемирная история : учебник для вузов, Айсина, Ф. О., 1997
  • Всемирная история : учебник для вузов, Поляк, Г. Б., 2009
  • История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения : учебник для вузов, Брагина, Л. М., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003
  • История средних веков. Т.1: ., Хачатурян, Н. А., 2003
  • История средних веков. Т.2: Раннее Новое время, Дмитриева, О. В., 2003
  • История стран Европы и Америки в новейшее время (1918 - 1945) : курс лекций : учеб. пособие для вузов, Язьков, Е. Ф., 2001
  • Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век. Ч.3: 1945 - 2000, Макеева, Л. А., 2001