• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации»

Визуальная история естественных наук

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Департамент общей и прикладной филологии
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели


Земенков Владислав Игоревич


Иванова Юлия Владимировна


Соколов Павел Валерьевич

Программа дисциплины

Аннотация

Опираясь на обширный корпус иконографического материала, от помпейских фресок до везалиевой «Фабрики человеческого тела», от средневековой миниатюры до гравюр Фредерика Рёйша, авторы курса покажут, как визуализация медицинского и физического знания формировала представления о происхождении и устройстве мира и строении человеческого тела, о генезисе заболеваний и формах терапии, о статусе и границах медицинского экспертного знания. Специальное внимание будет уделяться проникновению визуальных образов в массовое воображаемое европейских народов и влиянию их на генезис паранаучных медицинских и космологических представлений (различные формы «народной медицины», фундаменталистский креационизм и т.д.), от античности до современности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомить слушателей с визуальными формами представления естественнонаучного – медицинского, физического, космологического, - знания в искусстве и других визуальных практиках (костюме, игре, театрализованных гражданских ритуалах)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные формы и жанры репрезентации естественнонаучного знания в античности.
  • Знает основные стратегии визуального отображения научных представлений в иконографии раннего Нового времени.
  • Знает способы и стратегии использования визуальной метафорики в романтической натурфилософии
  • Знает функции визуальных практик в естественных науках времен господства позитивизма.
  • Знает формы отображения эйнштейновского поворота в визуальных практиках начала XX в. Знает основные направления и стили репрезентации научно-технических достижений XX в., важнейшие имена в разных областях искусства (литература, документальное и художественное кино, фотография), связанные с визуальным оформлением научно-технического прогресса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Макрокосм и микрокосм в античной и средневековой иконографии.
    Наиболее ранние примеры медицинских иллюстраций (IV или III вв. до н.э.): схематические фигуры, использовавшиеся Александрийскими анатомами. «Долгая история» пятичастного анатомического цикла: от Эллинистического Востока через Византию и Персию на Латинский Запад. Иконография зодиакального человека (мелатезия). Иллюстрации к «Хирургии» Роджера Фругарди: изображения флеботомии и каутеризации и их дидактическая роль. Лапидарии и трактаты о травах, ранняя рецепция арабских и еврейских алхимических текстов на Латинском Западе
  • Тема 2. Визуальная история Научной революции.
    «Новая наука», гуманистические жанры и визуализация знания: иллюстрации к лекциям Галилео Галилея о «Божественной комедии» Данте. Иконография анатомических театров в эпоху Ренессанса и барокко: между vanitas и аутописией. История анатомического атласа от 4 Везалия до Фредерика Рейша. Анатомия в иконографии на христианские сюжеты. Пародийные образы врача и медицинского искусства: Ян ван Стеен. Портреты медицинских гильдий в живописи Нидерландов Золотого века. Гербарии и атласы насекомых в контексте эволюции медицинского знания XVI – XVII вв. Топография медицинского сада: от сада Минервы в Салерно до ботанического сада в Падуе. Иконография космологических мотивов в жанре physica sacra: от Яна Амоса Коменского до Якоба Шойхцера и Димитрия Кантемира. Пространство и его освоение в науке и изобразительных искусствах Нового времени: живописная и геометрическая преспектива, изображения земного и небесного пространства, географические карты. Изображение Космоса и изображение небесных тел в эпоху Научной революции. Астрономические открытия Галилео Галилея и их влияния на иконографию. Геометритизация простраства, мир как репрезентация и trompe l'oeil. Изображения как научный результат: наблюдения при помощи телескопа и микроскопа и их визуальное представление в научном тексте. Графики и чертежи как средства научной аргументации. Роль Леонарда Эйлера в развитии визуальной репрезентации научного суждения.
  • Тема 3. Визуальный аргумент в (пре)романтической натурфилософии.
    Медицина в английском искусстве от Хогарта до Рональдсона. Географические атласы эпохи Гете: Adolf Stieler, Hand-Atlas über alle Theile der Erde, Heinrich Berhaus, Physikalischer Atlas и др. Опыты Луиджи Гальвани: «оживление трупа». Теория Франца Месмера и изображения магнетических сеансов. «Первая» и «вторая» волны месмеризма. Идея музея природных объектов и ее трансформации от XVII до XX вв.
  • Тема 4. Роль визуального аргумента в эпоху господства позитивизма.
    Становление научного факта и представлений о научной объективности. Дискуссии о роли визуализации в физике: сторонники и противники визуальных схем, их аргументы (на примере реакции Дж. Томсона на работы Дж. Максвелла). История электричества от Франклина и Гальвани до теории квантовой электродинамики. Феномен «элекрического спектакля». Электричество в практиках репрезентации власти в последние десятилетия XIX в. «Электрические феи», «эстетика электричества», электричество как элемент парадного и сценического костюма. Графические биографии крупнейших фигур в истории медицины (Пастер, Кох, Ливингстон и др.) в XIX – XX. Вакцинация в визуальной пропаганде. Основные технические изобретения XIX в. и способы их репрезентации. Эволюция визуальной репрезентации человеческого тела и его функций на протяжении Нового времени, согласно Л. Флеку («Возникновение и развитие научного факта», 1935). Рождение и развитие научно-фантастической литературы на протяжении XIX в.: от «Франкенштейна» Мэри Шелли до романов Жюля Верна и Герберта Уэллса. Элементы научного знания и вымысла в фантастической литературе. Образы научного знания прошлого и будущего. Образы ученых, цели научного знания, этика науки и политические мотивы в научной фантастике. Эдиционные практики XIX в. и научная фантастика: особенности рекламы фантастических произведений на книжном рынке, способы иллюстрирования этих произведений. 5 Возникновение политехнических музеев и принципы собирания и экспонирования их коллекций
  • Тема 5. «Смена парадигмы» в естественных науках и ее отражение в визуальных практиках
    Основные научные открытия XX в. и роль визуализаций в них: формула Планка и создание квантовой механики, объяснение природы света, теория относительности А. Эйнштейна, теория Большого взрыва и реликтовое излучение, голография. Отражение научных открытий XX в. в истории фотографии и роль фотографии в совершении научных открытий и их популяризации («фотографии черных дыр»). Фотографические техники репрезентации научных открытий. Основные достижения медицины XX века (открытие антибиотиков, группы крови и переливание, трансплантация органов, использование стволовых клеток, инсулин, искусственное оплодотворение, клонирование, и др.) и их этическое осмысление. Визуальные техники популяризации и пропаганды этих открытий. Роль кинематографа в репрезентации научных достижений и в просвещении широких масс. Первые фильмы об анатомии животных и человека: демонстрация физиологических процессов и медицинских манипуляций в «реальном» времени. Первые научно-фантастические фильмы. Анализ репрезентации техники и способов создания образов людей науки в фильмах Жоржа Мельеса («Механический мясник», 1895; «Начинающий рентгенолог», 1897; «Путешествие на Луну», 1902; «Невероятное путешествие», 1904). «Смена парадигмы» в немом фантастическом кино: экранизации Дж. Сирл-Доули («Франкенштейн», 1910), «Остров ужаса» (1912, по роману «Остров доктора Моро» Г. Уэллса). История фантастического кино XX в. от неоготики до стимпанка: стили репрезентации научных достижений. Скрещение социальной проблематики антиутопий с этическим осмыслением открытий в различных областях естественных наук. Полет человека в космос и его отображение в фотографии и документальном кино разных стран. Трансформация в восприятии пространства в связи с проникновением человека в космос. Осмысление этой трансформации в кинематографе, искусстве фотографии и в живописи. Развитие жанра «мокьюментари». Анализ фильма «Первые на Луне». Возникновение музеев техники и технических изобретений. Идеологии их создателей, эстетика музейного пространства и ее трансформации на протяжении XX в
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Опросы на семинарах
  • неблокирующий Презентация на семинаре
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Опросы на семинарах + 0.4 * Презентация на семинаре + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Менье Л., Оксёнов И. А. ; Пер. Оксёнов И. А. - ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 320с. - ISBN: 978-5-534-07076-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-mediciny-442234

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Винкельман И.И. - История искусства древности - Издательство "Лань" - 2014 - 788с. - ISBN: 978-5-507-37931-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/46382
  • Дворжак Макс - История искусства как история духа - Издательство "Лань" - 2014 - 369с. - ISBN: 978-5-507-40730-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51636
  • Поликарпов В.С., Поликарпова Е.В. - История науки и техники: учебное пособие - Издательство "Лань" - 2019 - 272с. - ISBN: 978-5-8114-3408-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115519