• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации»

История мировой культуры и литературы

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Департамент общей и прикладной филологии
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели


Гусейнов Гасан Чингизович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История мировой культуры и литературы» предлагает бакалаврам ФКМД увидеть историко-культурные и историко-литературные процессы не с точки зрения биографии авторов или истории направлений и жанров, но через призму нескольких базовых культурных категорий, при помощи которых человек осознает себя и свое взаимодействие с миром и воплощает в художественном творчестве – в архитектуре и живописи, в поэзии и прозе, в кинематографе и в теории художественной деятельности. Категории выбраны не случайно, а с учетом а) осознания человеком себя в мире (тело, лицо, глаз, рот, рука), б) взаимодействия человека и мира (как при помощи вышеназванных внутренних инструментов, так и при помощи внешних - письмо, окно, дверь, порог), в) отражения человека в мире (зеркало, вещи, лабиринт), г) процессов, которые наблюдает и в которые включен человек (повтор, вариации, отчуждение, память). Все категории, рассматриваемые в рамках курса, включены в следующую модель: субъект (части тела) - контакт (части тела + внешние объекты типа окна-двери) - воплощение (удвоение, распространение себя: зеркало и вещь) - движение (лабиринт, город, повтор, вариации, отчуждение, остранение). Каждая из выбранных категорий рассматривается последовательно на шести разномедийных ступенях: - мифологической (античная и библейская мифология: от одного до трех ключевых сюжетов недели), - предметно-тактильной (вещь, скульптура, архитектурное произведение), - литературной (обязательны как минимум два текста в неделю – древний (в диапазоне от античности до начала XX в.) и новый (вторая половина ХХ - начало ХХI вв.), - живописной (обязательно знакомство с двумя-тремя значительными произведениями изобразительного искусства в неделю), - кинематографической (обязателен просмотр одного классического фильма в неделю), - теоретической (обязательно знакомство с идеями одного теоретика/философа искусства/культуры в неделю). Категории и их воплощения в мировой культуре преподаватели и студенты будут разбирать на лекциях и в семинарских занятиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - рассмотреть семь категорий культуры в интермедийном контексте (мифологическом, предметно-тактильном, литературном, живописном, кинематографическом, перформативном). По мере рассмотрения категорий студенты глубоко анализируют собранную для них антологию мировой литературы и искусства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует категорию лица, маски, характера в мифологии, массовой культуре, в визуальных и вербальных искусствах.
  • Анализирует категории молчания, немоты, голоса в широком диахроническом контексте (на материале визуальных и словесных искусств)
  • Анализирует категорию зеркала в культуре - от мифа до фигуративного изобразительного искусства , в т.ч. в контексте кинематографической и фотографической теории.
  • Обладает навыком анализа категорий порога и границы в культуре, как в пластических, так и в вербальных и визуальных искусствах; умеет связать эти категории с теориями культуры в ее социальной динамике.
  • Способен анализировать категории книги и двери в истории культуры и искусства, в т.ч. в мифах, литературных произведениях, картинах и кинофильмах, а также как архитектурную метафору.
  • Умеет анализировать категории повтора и ритма в их реализации в архитектуре, литературе, живописи; в контексте литературной, кинематографической и социологической теории.
  • Обладает навыком анализа категории вариативности в культуре, как в пластических, так и в вербальных и визуальных искусствах, а также в историографии и теориях мифа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЛИЦО, ХАРАКТЕР, МАСКА
    Лицо в соотношении с телом: античная скульптура, вазопись Лицо и человек: характеры, просопография Лицо и маска: древнегреческий театр Лицо в Новое время: портрет в изобразительном искусстве Портрет в литературе Лицо в индексальном изображении: фотография Крупный план в кинематографе
  • РОТ: МОЛЧАНИЕ, НЕМОТА, ГОЛОС
    Молчание в античности: риторика, театр, поэзия Голос в театре: от античного театра до театра абсурда Между криком и немотой: рот в изобразительном искусстве Голос в кинематографе Мотив немоты в русской поэзии - субстанциальной (“мысль изреченная есть ложь”) и функциональной (“эзопов язык”): Ф.И.Тютчев, Вяч. Иванов, О.Э. Мандельштам, А.Ахматова, А. Галич. Молчание в литературе: графический облик текста. Молчание и диалог в литературе и в театре 20 века. Молчание и визуальные искусства: немое кино, звуковое кино без слов, визуальное молчание (черный/белый экран)
  • ЗЕРКАЛО И УЗНАВАНИЕ
    Зеркало в фольклоре: гадания, магия Зеркало и отражение: повтор с вариациями, двойники Зеркало и искажение: кривое зеркало Зеркало-посредник: переход, портал, время, жизнь/смерть Сквозь зеркало: зазеркалье Автопортрет как зеркало в литературе, живописи, кино Автобиография как зеркало Зеркало и психоанализ: стадия зеркала Зеркало и теория кино: кино как отражение желаний и страхов зрителя Зеркало и новые медиа: «черное зеркало»
  • ПОРОГ И ГРАНИЦА
    Порог и граница в религиозной жизни римлян - от Ромула до лимеса. Хронотоп порога у Ф.М. Достоевского Монтажный шов Порог как «рамка»: граница фикциональности, граница изображения, граница кадра. Порог и ожидание как нарративное событие Граница между реальным и ирреальным: метафора портала, порога, перехода в кино 20 века (Линч, Хамдамов, Бунюэль) Физические и виртуальные границы: утрата границ в цифровом пространстве, виртуальная реальность.
  • ДВЕРЬ И КНИГА
    Ворота в античной архитектуре. Культ дверей у римлян. Священная книга как дверь в правильное помещение. «Врата ада» Данте и Родена «Закрытые двери» в литературе «Закрытые двери» в кино Невозможность двери: комнаты у Акерман и Болдуина Двери и сновидения Двери как социальная неподвижность Дверь как метафора кино Дверь как метафора цифровой культуры Дверь как технология: Латур
  • ПОВТОР И РИТМ
    Мифический изоморфизм и наррация. Повтор как структурообразующий принцип фольклора Повтор как «вечное воспроизведение» мифа Подражание и эпигонство Повтор как механизм функционирования жанра в литературе И в кино Повтор как «техническая воспроизводимость» произведений искусства Оригинал и копия Повтор как объект рефлексии в литературе 2 половины 20 века: Кортасар, Кальвино Повтор как инструмент рефлексии в поп-арте Повтор как механизм конструирования кинематографического времени (Муратова, Кесьлевский, Бунюэль и др.) Повтор и видеоигры
  • ВАРИАТИВНОСТЬ: сослагательное наклонение в мифе и в истории
    Вариативность в мифе - базовая характеристика мифического повествования. Вариативность как незавершенность события и как предельная завершенность повествования. Повтор как источник вариаций Тема и вариации в музыке Вариации как ацентрическая модель повествования Вариации и новые медиа: модифицируемость как качество цифровых продуктов; управляемость (видеоигры) Вариации и множественность реальностей
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное задание по теме 1
  • неблокирующий Письменная работа по теме 2
  • неблокирующий Письменная работа по теме 3
  • неблокирующий Письменная работа по теме 4
  • неблокирующий Письменная работа по теме 5
  • неблокирующий Письменная работа по теме 6
  • неблокирующий Письменная работа по теме 7
    Итоговая оценка за курс выставляется по текущему контролю (формула оценки представлена в программе).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.14 * Письменная работа по теме 2 + 0.14 * Письменная работа по теме 3 + 0.14 * Письменная работа по теме 4 + 0.14 * Письменная работа по теме 5 + 0.14 * Письменная работа по теме 6 + 0.16 * Письменная работа по теме 7 + 0.14 * Письменное задание по теме 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в медиологию, Дебрэ, Р., 2009
  • Культурология, методическое пособие для модульного изучения курса, ГУ-ВШЭ, Нижегород. фил., каф. соц.-гуман. наук, 24 с., Гриднева, Е. А., 2001
  • Культурология, учебно-методическое пособие, 27 с., Гриднева, Е. А., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Делез, Ж. Кафка: за малую литературу [Электронный ресурс] / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 114 с. - ISBN 978-5-94193-833-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018071 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018071
  • Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - 557с. - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100169
  • Культурология : учеб. пособие для вузов, Доброхотов, А. Л., 2010