• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации»

История мировой культуры и литературы

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Департамент общей и прикладной филологии
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели


Гусейнов Гасан Чингизович

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История мировой культуры и литературы» предлагает бакалаврам ФКМД увидеть историко-культурные и историко-литературные процессы не с точки зрения биографии авторов или истории направлений и жанров, но через призму нескольких базовых культурных категорий, при помощи которых человек осознает себя и свое взаимодействие с миром и воплощает в художественном творчестве – в архитектуре и живописи, в поэзии и прозе, в кинематографе и в теории художественной деятельности. Все категории, рассматриваемые в рамках курса, включены в следующую модель: субъект (части тела) - контакт (части тела + внешние объекты типа окна-двери) - воплощение (удвоение, распространение себя: зеркало и вещь) - движение (лабиринт, город, повтор, вариации, отчуждение, остранение).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - рассмотреть шесть категорий культуры в интермедийном контексте (мифологическом, предметно-тактильном, литературном, живописном, кинематографическом, перформативном).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен анализировать категорию тела в истории культуры и искусства, в т.ч. в мифах, литературных произведениях, картинах и кинофильмах.
  • Умеет анализировать категорию глаза в ее реализации в архитектуре, литературе, живописи; в контексте литературной, кинематографической и социологической теории.
  • Обладает навыком анализа категории жеста в культуре, как в пластических, так и в вербальных и визуальных искусствах.
  • Анализирует категорию вещи в широком диахроническом контексте (на материале визуальных и словесных искусств).
  • Анализирует категорию окна в культуре, в т.ч. в контексте кинематографической и фотографической теории.
  • Анализирует категорию лабиринта в мифологии, массовой культуре, в визуальных и вербальных искусствах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тело, кукла, робот
    Тело в Античности. Тело в эпоху Ренессанса. Тело в эпоху Просвещения. Тело в XIX, XX и XXI веках. Тело физическое и тело социальное. Тело рукотворное: моделирование тела (кукла, робот). Тело воображаемое.
  • Глаз и власть
    Глаз в античной живописи и архитектуре: окулус. Глаз в Средние века. Глаз в Новое время. Глаз в сюрреализме и поп-арте. Глаз механический: «киноглаз» Вертова. Глаз наблюдающий, "esse est percipi": «Фильм» Беккета. Глаз зрителя: Андалузский пес. Глаз и взгляд: оппозиция видения и наблюдения. Глаз всевидящий: видеонаблюдение и общество контроля.
  • Рука: искусство и познание
    Рука и классическая риторика. Рука в скульптуре: от античности до Джакометти. Рука и религия: Дюрер. Рука и автор: фотография. Рука и театр: кукольный театр, театр рук. Жест в литературе: дейксис. Жест и монтаж.
  • Окно, фотография и познание
    Окно как фотография: источник актуального (достоверного), виртуального, управляемого Окно в теории кино: Вертов, неореализм, Базен Окно и рамка: Базен против Эйзенштейна Окно как прозрачная стена: Эрик Булатов Окно и новые медиа: Манович Виртуальная реальность (ВР): встреча «окна» и «рамки»
  • Лабиринт
    Лабиринт как архитектурный образ в античности Лабиринт как принцип действия: тело и пространство Лабиринт как «сад расходящихся тропок»: множество возможностей Лабиринт как библиотека Лабиринт как книжный магазин Лабиринт как модель путешествия Лабиринт и биография
  • Вещи Мнемозины
    "Человек мера всех вещей" (В. Топоров). Экфрасис. Натюрморт. Вещь в литературе: деталь. Ready-made. Вещь в кинематографе: крупный план. «Макгаффин» А. Хичкока. Вещь в «новом романе»: шозизм. Антирефлексивность вещи в литературе: Сэлинджер. Коллаж и поп-арт. Вещи как субъекты: объектный мир цифрового кино. Инсталляции и дизайн. Коллекционирование и собирательство.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменное домашнее задание по теме 1
  • неблокирующий Письменное домашнее задание по теме 2
  • неблокирующий Письменное домашнее задание по теме 3
  • неблокирующий Письменное домашнее задание по теме 4
  • неблокирующий Письменное домашнее задание по теме 5
  • неблокирующий Письменное домашнее задание по теме 6
    Итоговая оценка за курс выставляется по текущему контролю (формула оценки представлена в программе).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.16 * Письменное домашнее задание по теме 1 + 0.16 * Письменное домашнее задание по теме 2 + 0.16 * Письменное домашнее задание по теме 3 + 0.16 * Письменное домашнее задание по теме 4 + 0.16 * Письменное домашнее задание по теме 5 + 0.2 * Письменное домашнее задание по теме 6
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Культурология, методическое пособие для модульного изучения курса, ГУ-ВШЭ, Нижегород. фил., каф. соц.-гуман. наук, 24 с., Гриднева, Е. А., 2001
  • Культурология, учебник для вузов, 336 с., Гуревич, П. С., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в медиологию, Дебрэ, Р., 2009
  • Делез, Ж. Кафка: за малую литературу [Электронный ресурс] / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 114 с. - ISBN 978-5-94193-833-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018071 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018071
  • Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - 557с. - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100169
  • Культурология : учеб. пособие для вузов, Доброхотов, А. Л., 2010