• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации»

Гендерные исследования и история сексуальности

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Институт медиа
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватель


Суверина Екатерина Викторовна

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Гендерным исследованиям и истории сексуальности» посвящена генеалогии гендерных отношений и их связи с формированием социальных порядков. В ходе курса студенты познакомятся с различными направлениями, изучающими происхождение гендерного неравенства и биополитики, научатся пользоваться феминисткими, антропологическими и квир-оптиками анализа гендерных формул, а также смогут применять данные им методологические инструменты для анализа современных культурных практик, таких как реклама, семейная политика и идеология, гендерный маркетинг и др. На основании пройденного материала студенты подготовят свои творческие проекты, в которых покажут, как, с их точки зрения, можно применять эти методы для анализа или создания новых культурных объектов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными направлениями изучения истории сексуальности.
  • Ознакомление студентов с феминистской, антопологической и квир-оптикой анализа гендера.
  • Установление междисциплинарных связей в рамках курса.
  • Изучение актуальных вопросов, связанных с трансформацией культурного, образовательного и коммуникационного пространства с точки зрения гендерной теории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Отличает разные способы работы с генеалогией сексуальности, а также разные подходы работы в гендерных исследованиях.
  • Анализирует и отличает разные способы использования гендерных схем и стереотипов современными медиа продуктами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Генеалогия сексуальности
    Гендер и присущие ему социально-культурные формы напрямую связанным с сексуальности и доступом к информации о ней. То есть сексуальность напрямую связанна с ограничивающими подавляющими властными практиками, из которых рождаются запреты. Каждая культура формируется на основе запретов или открытий знаний о сексуальности.
  • Что такое гендер?
    В 1949 году Симона де Бовуар в книге «Второй пол» напишет одну из самых цитируемых фраз в гендерных исследования – «Женщиной не рождаются, ей становятся». Так начнется вторая волна гендерных исследований. Таким образом де Бовуар впервые подчеркнет социальный аспект приписанных и, казалось бы, примордиальных, гендерных функций мужчин и женщин. Как вообще появилось понятие гендер, каковы его истоки, и какой вклад в развитие этого понятие внесли феминистские движения XX века.
  • Гендерная политика и социальный контроль
    Как работает категория «гендер» внутри общества, в частности, какие гендерные системы были присущи советскому и постсоветскому времени. Почему разные формы гендерных стратификаций стоит рассматривать в совокупности с окружающим их политическим контекстом.
  • Тело. Идентичность. Гендеры
    Как посредством гендерной стратификации репрезентируется тело? Можно ли говорить о гендере (gender) и поле (sex) как о двух отдельных категориях? Что такое квир-теория, за что она критикует феминистическую оптику и почему гендеров больше, чем два?
  • Формульность: реклама и гендерные стереотипы
    Реклама и маркетинг всегда были связаны с гендерными стереотипами. «Гендерные стереотипы — это упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей». Как и зачем использовать гендерную стереотипию в рекламе, откуда взялся миф о красоте, и как бренды делают социальные установки естественными и недостижимыми.
  • Гендер и диспозитив сексуальности после #metoo.
    Что такое сексизм? Бывает ли обратный сексизм? Как в современном мире медиа говорит о теме насилия и жертвах, его переживших? Изменилась ли гендерная оптика и дискурс после проекта #metoo, и нужна ли гендерная теория современному миру?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Творческое задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Активность + 0.1 * Посещаемость + 0.6 * Творческое задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • КАШИНА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2010). Гендер Для «Чайников» / Под Ред. Ирины Тартаковской И Людмилы Попковой. М.: Фонд Им. Генриха Белля: Просветительско-Издательский Центр «Звенья», 2006. 264 С. Isbn 978-5-7870-0097-9. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CE7BDD4C

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ЛАПИНА ВЕРОНИКА. (2016). 12 Разгневанных Лекций Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. (2015)12 Лекций По Гендерной Социологии: Учебное Пособие, Спб: Издательство Европейского Университета В Санкт-Петербурге. 768 С. Isbn 978-5-94380-196-9. Журнал Исследований Социальной Политики, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16937021
  • Уварова, Т. (1998). 98.04.024. Кон И.С. Сексуальная Культура В России Клубничка На Березке/ Ин-Т Этнологии И Антропологии Ран. - M.: О.Г.И., 1997. - 460 С. - Библиогр. С. 416-459. Социальные и Гуманитарные Науки. Отечественная и Зарубежная Литература. Серия 5: История. Реферативный Журнал, 4.