• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации»

Коммуникативные стратегии построения текста

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина адресована студентам 3 курса. Основная цель – создать у студентов навык стратегии построения текстов, при этом сам текст понимается как система знаков (вербальная, визуальная, аудиальная) и их сочетания (креолизированный текст). Будут выявлены различные подходы к интерпретации текста и принципиальное отличие текста от произведения. Рассмотрена коммуникативную структуру текста и стратегии преодоления барьера восприятия. Особый акцент будет сделан на специфику построения текстов в различных сферах коммуникации – культурной, общественно-политической, рекламной. Проследим также особенности построения текста применительно к социальным сетям (мемы и демотиваторы). Теоретическая часть будет подкрепляться практикой – от анализа уже существующих текстов к созданию новых.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – создать у студентов устойчивое представление о коммуникативных стратегиях построения текста в рамках современной медиасреды. В результате освоения дисциплины студент должен знать различные подходы к пониманию текста и его трактовки, классификацию текстов, а также специфику функционирования текстов в различных медиасредах. Уметь проводить разницу между произведением и текстом, отличать процесс создания и функционирования текста от сторителлинга, выявлять коммуникативную специфику современных текстов. Владеть навыками расшифровки в рамках текста различные литературные, кинематографические, рекламные сообщения, навыками создания текстов различных разновидностей, навыками семиотической деконструкции текста.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает различные подходы к определению текста, разницу между текстом и произведением (Р. Барт), понятие конфликта интерпретаций (П. Рикер). Текст в контексте семиотики. Проблема понимания текста. Герменевтический круг. Понятие авторского кода и его роль в декодировании сообщения.
  • Студент знает понятия дискурса и нарратива. Сходство и отличие дискурса от текста. Различные подходы к пониманию дискурса. Понятие дискурсивного поля. Принципы вычленения дискурсивных полей и работы с ними. Дискурс и управление смыслами.
  • Студент знает интертекстуальность: ее определение, основные черты и модели функционирования. Связь интертекстуальности с постмодернизмом. Литература постмодернизма и ее основные черты. Интертекстуальность и медиа.
  • Студент знает понятие информационного текста, его коммуникативная специфика (Н. Луман, Н. Больц). Принцип функционирования научного (академического текста). Специфика художественного текста (кинотекст, литературный текст).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Текст и коммуникация
    Рассматриваются различные подходы к определению текста и его интерпретации.
  • 2. Текст и дискурс
    Рассматривается сходство и различие между концепциями текста, дискурса и нарратива, а также стратегии работы с ними.
  • 3. Интертекстуальность
    Рассматривается понятие интертекстуальности в рамках постмодернизма, а также необходимый инструментарий для ее построения.
  • 4. Текст и его разновидности
    Рассматриваются различные разновидности текста, их основные коммуникативные признаки и стратегии их моделирвания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Посещаемость занятий
  • неблокирующий Презентация проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Активность на семинарах + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.3 * Презентация проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 352с. - ISBN: 978-5-9765-2050-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74608
  • Кирия И.В., Новикова А.А. - История и теория медиа - Издательский дом Высшей школы экономики - 2017 - 423с. - ISBN: 978-5-7598-1188-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100133
  • Текст и коммуникация (философские размышления) : монография / Л.Т. Рыскельдиева, Ю.М. Коротченко, О.А. Шапиро, О.В. Зарапин. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 179 с. — (Научная книга). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/908035
  • Чернова О.Е. - Текст и дискурс: учебно-методическое пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 120с. - ISBN: 978-5-9765-1663-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115905

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Рекламный дискурс и рекламный текст - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 296с. - ISBN: 978-5-9765-1112-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85903
  • Алефиренко Н.Ф., ГолованеваМ.А., Озерова Е.Г. - Текст и дискурс: учебное пособие для магистратов - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-9765-1040-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/115831
  • Васильев А.Д. - Интертекстуальность: прецедентные феномены: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 342с. - ISBN: 978-5-9765-1591-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119319
  • Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. - СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-11621-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-mediatekst-osobennosti-sozdaniya-i-funkcionirovaniya-445761
  • Дискурс и стиль : теоретические и прикладные аспекты [Электронный ресурс]: коллективная монография / под ред. Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016.-268 с. – ISBN 978-5-9765-1906-0. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048302
  • Мощева С.В. - Экспрессивный потенциал текстов массмедиа. Средства аттракции (на материале рекламного дискурса). Часть 1 - Русайнс - 2019 - 94с. - ISBN: 978-5-4365-3812-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933897
  • под редакцией Г. Я. Солганика, Н. И. Клушиной, Н. В. Смирновой - Дискурс и стиль : теоретические и прикладные аспекты: коллективная монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 268с. - ISBN: 978-5-9765-1906-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/122681