• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации»

Введение в открытые данные

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Кто читает:
Институт медиа
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль

Преподаватель


Уткина Анастасия Геннадьевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Введение в открытые данные» является курсом по выбору на образовательной программе «Медиакоммуникации». Целью освоения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов для квалифицированного использования открытых данных в профессиональной деятельности. Курс включает изучение основ концепции открытых данных, знакомство с источниками открытых данных и методами работы с ними, подготовку учебного проекта, основанного на открытых данных.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование понимания основ концепции открытых данных.
  • Овладение практическими приемами и инструментами работы с открытыми данными: их поиска, верификации, анализа и использования для создания медиапродуктов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует принципы открытости данных.
  • Называет положения Определения открытости (The Open Definition).
  • Называет основные этапы движения различных государств к открытости.
  • Формулирует гипотезу журналистcкого материала, основанного на открытых данных.
  • Называет примеры журналистских проектов, расследований, основанных на открытых данных.
  • Оценивает качество и достоверность данных.
  • Использует основные источники открытых данных.
  • Находит необходимые данные.
  • Использует программные интерфейсы (API) для доступа к данным.
  • На базовом уровне работает с машиночитаемыми форматами данных (csv, json, xml).
  • Создает медиапродукт, основанный на открытых данных.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основы концепции открытых данных
    Истоки формирования концепции открытых данных. Нормативно-правовые основы открытости. The Open Definition.
  • Тема 2. Практики реализации концепции открытых данных в России и в мире
    Государственные открытые данные. Развитие концепций открытости в США, Великобритании, России и других странах. Международные институты. Порталы открытых данных.
  • Тема 3. Практика применения открытых данных в журналистике
    Использование открытых данных в журналистике: возможности и проблемы. Обзор международных и российских проектов. Data Journalism Awards.
  • Тема 4. Типы данных, источники данных и их оценка
    Государственные, коммерческие, научные открытые данные. Особенности различных источников открытых данных. Способы верификации данных.
  • Тема 5. Инструменты работы с машиночитаемыми форматами открытых данных
    Порталы открытых данных с программным интерфейсом (API) и возможности его использования. Обработка данных в форматах csv, json, xml. Преобразование данных.
  • Тема 6. Использование открытых данных для подготовки журналистского материала
    Знакомство с инструментами и библиотеками для анализа и визуализации данных. Практикум по работе с открытыми данными: создание журналистского материала.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.6 * Проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Yannis Charalabidis, Anneke Zuiderwijk, Charalampos Alexopoulos, Marijn Janssen, Thomas Lampoltshammer, & Enrico Ferro. (2018). The World of Open Data : Concepts, Methods, Tools and Experiences. Springer.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chambers, L., Bounegru, L., Gray, J., European Journalism Centre, & Open Knowledge Foundation. (2012). The Data Journalism Handbook. O’Reilly Media.