• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации»

Социология

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс условно состоит из двух разделов. Задача первого раздела – «Социальные явления и социологические теории общества» – дать общее представление о предмете социологии: о специфике социологического знания в отличие от других социальных наук, об основаниях различных социологических подходов, научить студентов осмысливать различные явления социальной жизни, опираясь на научные принципы, дать основы социологического видения проблем, встречающихся в профессиональной деятельности Для решения этих задач используется онлайн-курс А.Б. Гофмана «Общая социология» (https://openedu.ru/course/hse/GSOC/#) в котором системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама дискуссий по ключевым вопросам социальной теории. Задача второго раздела – «Основные методы социологических исследований» - сформировать у студентов базовый уровень компетенций в области проведения эмпирических социологических исследований и работы с социологической информацией. Студенты получат представление о различиях качественной и количественной стратегии исследования, а также овладеют базовыми принципами работы с социологическими методами - анкетным опросом, интервью, наблюдением. Усвоение данного курса позволит студентам приобрести и развить базовые навыки социологических исследований различных явлений и процессов, научиться грамотно применять социологические подходы в решении своих профессиональных задач и оценивать достоверность результатов и обоснованность выводов эмпирических социологических исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью курса «Социология» является формирование у студентов представления о социологии как академической и прикладной дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий, овладении основными методами эмпирической социологии, ознакомлении с применением социологических подходов к исследованию общественных явлений и процессов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные виды социальных групп и их свойства. Умеет типологизировать группы на основании их признаков, предсказывать и объяснять происходящие в них процессы. Может объяснить роль групп различных типов в жизни человека. Владеет навыка-ми работы с социологичес-кой литературой
  • Применяет освоенный теоретический аппарат для описания и анализа конкретных социальных ситуаций и сюжетов, связанных, в частности, с современной ситуацией в России и мире
  • Владеет первичными навыками составления программы социологического исследования: умеет определить цель и задачи исследования, выбирать подходящий метод сбора данных, работать с инструментарием.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология как мультипарадигмальная наука: что и как изучают социологи
    Проблемное поле и предмет социологии. Критерии социологического знания. Научное и вненаучное знание о человеке и обществе. Функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология. Место социологии в системе научно-го знания. Специфика социально-гуманитарного знания. Объяснение и понимание. Основные понятия социологии. Действия, явления, процессы. Социологический факт. Социологическое воображение. Структура социологического знания. Роль социологии в современном обществе.
  • Культура и общество.
    Биологическое, социальное и культурное в человеке. Понимание культуры в социологии. Антропология и исследование культур. Знак, символическое поведение. Компоненты культуры (ценности, верования, формальные и неформальные нормы, материальные носители, язык). Воспроизводство культурных образцов. Обычаи и традиции. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контр-культуры.
  • Социализация и социальный контроль.
    Человек и личность. Теории социализации в социальных науках. Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид: структура Я. Социализация личности: стадии, формы, агенты. Инструменты социализации (семья, группа, школа, средства массовой информации). Соотношение воспитания и социализации. Социальные роли личности. Ролевая напряженность и ролевой конфликт. Особенности социализации в традиционном и современном обществе. Социальные нормы и ценности. «Нормальное» и девиантное (отклоняющееся) поведение. Конформность. Понятие аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон). Механизмы социального контроля. Формальный и неформальный социальный контроль. Социальные санкции. Роль девиации в развитии общества. Концепция стигматизации.
  • Социальные группы и социальные отношения
    Понятие социальных отношений. Группа как носитель социальных отношений. Многообразие социальных групп. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типология социальных групп. Малые, средние, большие группы, локальные - дислокальные, первичные – вторичные, целевые и нецелевые, критерии их выделения. Референтные группы. Роль первичных групп в современном обществе: хоторнский эксперимент, исследования К. Левина. Первичные и сплоченные группы в социологии самоубийств (Дюркгейм) Ролевая структура социальной группы, современные концепции лидерства. Типы взаимодействия внутри группы. Устойчивость социальной группы. Социальные организации как специфический тип социальных групп.
  • Социальная стратификация и мобильность
    Понятие стратификации. Теоретический смысл социальной стратификации (М.Вебер, функционалистский подход, теория конфликта, П.Бурдье). Исторические типы стратификационных систем: рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая системы. Социоэкономический статус (доход, социальный престиж, образование, богатство). Социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная мобильность. «Предписанный» и «достигаемый» статус. Групповая и индивидуальная мобильность. Скорость мобильности. Каналы вертикальной циркуляции.
  • Социологический анализ социальных изменений и культурных трансформаций
    Понятие социальных изменений. Изменения и историческое развитие. Теории социальных изменений, ведущие факторы социальных изменений. Концепция модернизации. Традиционные, модернизированные, постмодернизированные общества. Переход от «традиционного» к «современному» типу общественного устройства. Основные аспекты модернизации: индустриализация и урбанизация, культурное влияние Запада. Неоэволюционистское понимание модернизации. Релятивистский подход к изучению социокультурной динамики. «Катализаторы» и «ингибиторы» мо-дернизации (Э. Де Вре). Цена модернизации. Проблемы переходных обществ. Характер ценностных ориентаций и типы личности в традиционной и модернизированной культуре. Информационное / постмодернизированное общество. Критерии определения и параметры описания информационного общества. Социокультурные трансформации в эпоху постмодерна. Личность в культуре постмодернизированного общества. Ценности в эпоху постмодерна (Р.Инглхарт). Судьба локальных и этнических культур в эпоху глобализации. «Реактивное сопротивление» глобализационным процессам. Глобализация и угроза терроризма. Социальные трансформации на постсоветском пространстве: направления, факторы, социальные последствия. Травма социальных изменений (П. Штомпка).
  • Методология социологического исследования. Качественный и количественный подход.
    Основные принципы проведения эмпирических исследований в социологии. Взаимосвязь между теорией, гипотезой и исследовательским вопросом. Основные элементы социологического исследования. Определение методологии, метода, техники, процедуры, их взаимосвязь. Цели и задачи, объект и предмет исследования. Познавательные возможности методологии количественного и качественного исследований: ограничения и возможности. Принципиальная схема проведения социологического исследования: этапы, процедуры, их взаимосвязь и особенности применения. Объяснительный и описательный дизайны исследования. Основные виды качественных и количественных методов. Использование результатов предшественников. Типология научно-исследовательских центров. Ведущие исследовательские центры РФ: краткая характеристика, особенности работы. Базы российских и международных данных. Официальная статистика. Другие источники социологической информации и способы их использования. «Классическая» программа в количественном исследовании, ее элементы. Логика количественных методов. От теории к гипотезам, от понятий к переменным. Постановка задач, выбор методов. Измерение и операционализация. Примеры различных программ, подходящих для разведывательных и аналитических исследовательских стратегий. Программа в качественном исследовании: важные особенности. Выборка. Единицы анализа. Индивиды, домохозяйства, организации. Понятие выборки и репрезентативности. Основы выборочной процедуры. Типы вероятностных выборок. Типы невероятностных выборок и их применение. Путь от программы до итогового аналитического отчета.
  • Опросные методы. Анкетирование и интервью, их виды.
    Виды опросов. Личное интервью, телефонный опрос, почтовая рассылка, самозаполнение, Интернет-опросы. Ограничения и область применения, критерии выбора метода. Адекватность вида опроса исследовательской задаче. Анкета как исследовательский инструмент. Форма вопроса и содержание. Вопрос и его структурные элементы, классификация вопросов: открытые и закрытые, вопросы-фильтры, контрольные вопросы, множественные вопросы и т.д. Формулирование вопросов. Язык анкеты. Ошибки при формулировке вопросов и вариантов ответов. Вопросы о поведении и установках. Сензитивные вопросы. Батареи вопросов. Табличные вопросы. Общие принципы разработки анкеты. Композиция анкеты. Особенности оформления вопросника. Интервью в социологии, отличие от интервью в журналистике. Качественное интервью. Отличие от «количественного». Основные элементы интервью. Классификация видов интервью: по степени формализованности, по стилю ведения беседы, исследовательским задачам и пр. Этапы подготовки и процедура проведения интервью. Анализ интервью. Специфика классического фокусированного интервью (ФИ). Критерии качества ФИ: полнота, специфичность, глубина. Специфика группового ФИ. Изучение с помощью опроса труднодоступных социальных групп, отдельных ситуаций, нетипичного жизненного опыта, повседневности. От «бумажного» формата – к онлайн-опросам. Виды онлайн-интервью, их специфика.
  • Неопросные методы. Наблюдение, анализ визуальных образов, анализ текстов.
    Социальная этнография: представление об обыденных ситуациях жизни и повседневных практиках с точки зрения «чужака». Преимущества исследователя в такой роли. Исследования Г.Гарфинкеля. Проблематизация повседневности как объекта изучения. Наблюдение как возможность фиксировать происходящие ситуации в момент их появления. Особенности неформализованного наблюдения. Репертуар ролей исследователя (скрытое, открытое, включенное и не включенное наблюдение). Особенности включенного наблюдения. Исследовательский дневник самонаблюдения. Контент-анализ. Постановка целей и задач. Выборка. Определение категорий анализа и единиц счета. Дискурс-анализ. Основные цели применения метода
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Примеры заданий для повторной пересдачи и критерии оценки Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из двух поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. Примеры вопросов: 1. Опишите основные классификации социальных групп, приведите примеры 2. Дайте определение понятия социальной идентичности. Опишите специфику измерения проявлений социальной идентичности. 3. Опишите классические и современные представления о социальной структуре. Как менялась иерархичность общества и представления о ней? 4. Опишите подходы к определению социального статуса и социальной мобильности. Что такое социальная мобильность, каковы ее виды? 5. Приведите примеры социальных институтов и их трансформаций. 6. Что собой представляет «классическая» программа в количественном исследовании? Опишите ее элементы. 7. Какие возможны типологии методов сбора данных в социологии? Приведите примеры различных типологий. 8. Опишите базовые правила составления анкеты. Какие типы вопросов используются в анкетах? Приведите примеры. 9. Социализация первичная и вторичная, ее роль в обществах различного типа. Развернутый ответ на каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ наличие признаков критического мышления и методической рефлексии.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Примеры заданий для повторной пересдачи и критерии оценки Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из двух поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. Примеры вопросов: 1. Какие задачи ставит перед собой социология как научная дисциплина: 2. Укажите черты, характерные для малой социальной группы 3. Укажите примеры формальных позитивных санкций 4. Приведите примеры ресоциализации. 5. Какие элементы, согласно Дж. Миду, составляют структуру личности Развернутый ответ на каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ наличие признаков критического мышления и методической рефлексии.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Активность на семинарских занятиях предполагает следующие виды индивидуальной деятельности студента: • высказывание аргументированных комментариев и суждений по изучаемой теме; • формулирование проблемных вопросов к докладчику (при обсуждении доклада); • выступление с докладом по заданному тексту (при подготовке доклада в формате презентации Power Point необходимо, во-первых, выделить главную авторскую мысль, во-вторых, изложить кратко (5-7 мин.) основное содержание текста, в-третьих, высказать свои комментарии по поводу прочитанного текста, детально и аргументировано ответить на вопросы); • индивидуальное выступление по результатам групповой работы. Уважительной причиной пропуска занятий считается только та, которая подтверждена соответствующим документом, сданным в Учебный офис образовательной программы. В случае уважительной причины пропуска занятия его вес равным образом распределяется между оставшимися занятиями. Пересдача данного элемента контроля не производится.
  • неблокирующий Экзамен
    По дисциплине предусмотрено выставление автоматов (О итоговая=О накопленная) в случае, если сумма оценок по элементам текущего контроля составляет 6 и более баллов. Если сумма оценок по элементам текущего контроля составляет 5 и менее баллов, то студент приглашается на письменный экзамен. В этом случае вес накопленной оценки составляет 0,6, а вес экзамена - 0,4. Письменный экзамен выполняется в конце курса в присутствии преподавателя. Перед началом работы студенту дается задание с вопросами, которые составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях по всему курсу. Ответы излагаются письменно. Использование каких-либо текстов запрещается. Время написания работы – 80 мин. Примеры вопросов: 1. Опишите основные классификации социальных групп, приведите примеры 2. Дайте определение понятия социальной идентичности. Опишите специфику измерения проявлений социальной идентичности. 3. Опишите классические и современные представления о социальной структуре. Как менялась иерархичность общества и представления о ней? 4. Опишите подходы к определению социального статуса и социальной мобильности. Что такое социальная мобильность, каковы ее виды? 5. Приведите примеры социальных институтов и их трансформаций. 6. Что собой представляет «классическая» программа в количественном исследовании? Опишите ее элементы. 7. Какие возможны типологии методов сбора данных в социологии? Приведите примеры различных типологий. 8. Опишите базовые правила составления анкеты. Какие типы вопросов используются в анкетах? Приведите примеры. 9. Социализация первичная и вторичная, ее роль в обществах различного типа. Первая и вторая пересдачи проходят в такой же форме, как письменная экзаменационная работа. Результаты остальных форм контроля не обнуляются на пересдачах, но на второй пересдаче "веса" элементов контроля (т.е. их соотношение в итоговой формуле оценки) могут быть изменены по усмотрению преподавателей.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Примеры заданий для повторной пересдачи и критерии оценки Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из двух поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. Примеры вопросов: 1. Опишите основные классификации наблюдения, приведите примеры 2. Опишите основные роли исследователя при проведении наблюдения. 3. Опишите, каким образом фиксируются данные наблюдения, какие возможны варианты.. 4. Опишите основные элементы схемы Спрэдли. 5. Опишите основные недостатки метода наблюдения. Развернутый ответ на каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ наличие признаков критического мышления и методической рефлексии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Если О итоговая >= 6 баллов, то О итоговая = О накопленная. Если О итоговая <= 5 баллов, то О итоговая = О накопленная*0,6+О экзамен*0,4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 654 с. — (Высшее образование). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/872312
  • Человек в обществе : система социологических понятий в кратком изложении: в помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ и студентам младших курсов, Сорвин, К. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ионин Л. Г. - СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 333с. - ISBN: 978-5-534-07382-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-kultury-434573