• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации»

Карнавальная культура

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Институт медиа
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Актуальность данной дисциплины определяется тем, что одной из самых очевидных особенностей современного мира можно считать появление разнообразных зрелищных мероприятий, ставших предметом освещения глобальными коммуникациями: всевозможные спортивные соревнования, королевские свадьбы, спасательные акции, конкурсы красоты и т.д., и т.п. Аудитория подобных зрелищ насчитывает миллиарды заинтересованных зрителей, которые самым активным образом вовлекаются в сопереживание того, что им показывают на экране, или тратят немалые деньги и время, чтобы стать непосредственным зрителем и даже участником таких мероприятий. Еще одна особенность эпохи заключается в том, что всевозможные игры заполонили социальное и медийное пространство. Применение игры и ее элементов в неигровых контекстах: в интересах бизнеса, для решения каких-либо личных или социальных проблем – приобрело название «геймификация». Индустрия видеоигр в целом демонстрирует феноменальный рост. В связи с играми стоит упомянуть об изобретении человечества, в котором объединяются и зрелищность, и игра, – это карнавал. Во всем мире активно развиваются разнообразные карнавалы, вовлекающие в свой водоворот сотни тысяч людей. Более того, карнавально-маскарадные мотивы отчетливо наблюдаются там, где их раньше не было: в поведении болельщиков, организации политических акций, проведении манифестаций и шествий и др. Трансляция карнавалов, шествий представителей ЛБГТ-сообществ, парадов зомби и прочих массовых игр занимает обязательное место в сетке телевизионного вещания, в программах радиостанций, в новых медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить теоретические, типологические модели карнавала и маскарада как элементов культуры.
  • Познакомиться с особенностями карнавальных практик, используемых людьми, живущими в различные эпохи, с акцентом на особенностях современной карнавально-маскарадной культуры.
  • Получить представление о глобальных изменениях, происходящих в современном обществе, повлекших за собой процессы геймификации как новой фазы развития игр в целом и карнавализации всех сфер жизни, в частности.
  • Осмыслить процесс виртуализации карнавально-маскарадных практик как реакции на продвижение человечества по пути информационно-технологического развития и возможность в этой связи рассмотрения виртуального карнавала как будущего человечества.
  • Уяснить понимание культуры в целом и праздничной, игровой и смеховой культуры как метасистемы, в которую вписаны карнавальные практики.
  • Ознакомиться с существующими типологическими моделями игр и классификацией игр по разным критериям.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает смысл карнавала и маскарада, их основные признаки и типологические характеристики
  • Различает особенности карнавальных культур Древнего мира, Средневековья и Нового времени
  • Знает карнавальные традиции и этапы становления карнавально-маскарадной культуры в России
  • Разбирается во всем разнообразии зрелищных мероприятий, ставших предметом освещения глобальных коммуникаций
  • Понимает происходящие процессы глобализации и медиатизации игр и карнавалов и их причины
  • Имеет представление о геймификации и возможностях использования игр для привлечения аудитории, решения бизнес-задач и социальных проблем
  • Знает и понимает особенности виртуальных карнавальных практик, определяет их на практических примерах
  • Знает место праздничной культуры в системе культуры
  • Понимает суть и особенности игровой культуры
  • Имеет представление о психологической природе игры, ее классификационных признаках и типологических моделях
  • Знает основные теории смеховой культуры, в том числе коммуникативную теорию смеха
  • Определяет на конкретных примерах основные функции смеховой коммуникации
  • Ориентируется в национальной специфике смеховых ситуаций
  • Умеет в реальном игровом пространстве различать виды смеха как послания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Карнавал: теоретические и типологические модели.
  • Карнавальные практики в Древнем мире, в Средневековье и в Новое время.
  • Карнавальные традиции в России.
  • Карнавалы: день сегодняшний.
  • Виртуальный карнавал как будущее человечества?
  • Культура как метасистема карнавала.
  • Праздничная и игровая культура в системе культуры.
  • Игровая культура: сущность и особенности
  • Типологические модели игр.
  • Смеховая культура: основные теории.
  • Коммуникативная теория смеха.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.5 * Письменный экзамен + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Путь масок, Леви-Строс, К., 2000
  • Философия в новом ключе : исследование символики разума, ритуала и искусства, Лангер, С., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бегство от свободы; Человек для самого себя : пер. с англ., Фромм, Э., 2004