Обучение вне аудиторий, семинары без преподавателей, учеба без напряжения: опыт академической мобильности
Студентка четвертого курса Медиакоммуникаций Анна Соколова полгода проучилась в финском университете Ювяскюля по программе академического обмена. Вернувшись и осмыслив полученный опыт, она рассказала о том, как происходит обучение за рубежом с точки зрения студента.
Анна Соколова:
Я училась по обмену в Ювяскюля 5 месяцев, на программе «Languages and Communication», где в течение этого времени изучала 5 предметов, за которые в сумме набрала 30 кредитов.
Во время культурной адаптации я стала свидетелем любопытного явления – подходы и методы обучения в финском университете заметно отличаются от Вышки.
Меньше предметов – больше кредитов . Каждый предмет весит минимум 5 кредитов, благодаря чему количество пар уменьшается, а проработанность программ увеличивается.
Равенство между студентами и преподавателями. Преподавателям не нравится, если к ним обращаются на Вы, называют по имени и фамилии. Они предпочитают общаться со студентами на «ты», по имени. Это выстраивает доверительные отношения и стирает иерархию, но уважение при этом не пропадает.
Корпоративная информационная система Korppi . Каждый преподаватель перед лекцией или после выкладывает презентации, а также загружает обязательные и дополнительные материалы для прочтения к семинару в корпоративную информационную систему. Также в этой системе сдаются экзамены, домашние задания, есть возможность общаться с преподавателем и создавать чаты для групповой работы, что говорит о явном переходе от обучения в аудиториях к самообразованию и онлайн-коммуникации.
Лекции – продолжительность VS частота. Лекции длятся около 1 часа 45 минут, обычно проходят 1 раз в неделю по каждому предмету, как и семинары. Отличаются от лекций в Вышке лишь продолжительностью.
Опоздания и посещаемость. Преподаватели лояльно относятся к опозданиям, посещаемость лекций не учитывается, ведь финская система образования сконцентрирована на самообучении. Семинары посещать надо, активная работа на занятиях засчитывается как посещаемость. Преподаватели не отмечают студентов, которые активно отвечают, а запоминают. Если не получается попасть на занятие, всегда можно договориться о дополнительном задании, например, эссе.
Читай, высказывай своё мнение, обсуждай.
Всё обучение на программе «Languages and Communications» построено на чтении. К каждому семинару задают 2-3 статьи, к которым прилагаются вопросы для подготовки к дискуссиям. А если не читал статьи? Это тоже предусмотрено – перед семинаром студенты формируют группы, в которых обсуждают материалы и записывают ответы на вопросы. Группа выбирает спикера, который презентует получившиеся ответы. В течение обсуждений преподаватель участвует в дискуссиях каждой группы.
«А что думаешь ты?»
В университете Ювяскюля распространено написание рефлексии, тут тебя спрашивают не о том, что сказал автор, а о том, что ты думаешь. В этом случае мы писали эссе, связанные с проблемами, которые затрагиваются в статьях и во время лекций. При употреблении теоретических материалов указывали автора и статью, если таковые имелись.
Подобные задания позволяют развивать критическое мышление, формируют мнение и способствуют встраиванию нового материала в уже существующую систему знаний студентов.
Групповая работа: face-to-face и online.
Работа в группах основана на личных встречах участников команды. В программе некоторых предметов присутствовали семинары без преподавателя. Как они были организованы? К каждой встрече преподаватель выкладывал в систему статьи и видео, вопросы к ним, чтобы во время встречи студенты обсуждали, делились мнением и приводили примеры из личной жизни. Эти пары были забронированы в расписании, но мы могли договариваться о встрече в любое время, главное – один раз в неделю.
На подобных семинарах мы обсуждали видео, статьи и составляли мемо. Другими словами, выбранный в группе человек был секретарем и записывал все идеи и ответы на вопросы. После доработки мемо отправлялось преподавателю. На одном из предметов первым заданием была встреча участников групп и приготовление ужина, на основе которого каждый должен был написать эссе обо всём, что произошло, рассказать о своих эмоциях. В конце курса мы делали проект об этой встрече и смотрели, какие коммуникационные теории можно применить к процессам, произошедшим во время ужина.
Ужин помог нам узнать друг друга лучше и стать друзьями, облегчил совместную работу над мемо и итоговым проектом.
Экзамены
Экзамены, несмотря на свободную и гибкую систему обучения, достаточно сложные. Если студент не выполнял задания и не прорабатывал тексты, написать экзамен не сможет. В основном это открытые вопросы, которые можно разделить на 3 группы по сложности – простые (1-2 предложения), средние (один абзац, примерно 200 слов) и сложные (полноценные эссе, минимум 300 слов). Все экзамены мы писали удаленно.
Если обобщить все наблюдения, то можно сделать вывод – чтобы быть эффективным, человек не должен быть напряжен. Гибкая система обучения и фокус на самостоятельной работе вне аудиторий становятся заметнее и начинают распространяться и в других странах.