• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации»

«Креативность – важное качество клипмейкера, но оно работает лучше, если у вас есть сильная маркетинговая стратегия»: гайд для начинающего режиссера клипов от Алёны Кукушкиной

В начале учебного года студенты программы «Медиакоммуникации» работали над созданием музыкальных видео в рамках проектного семинара. Алёна Кукушкина, преподаватель курса, режиссер рекламы и музыкального видео, рассказала об этапах производства клипа, создании креативной концепции, пути начинающего клипмейкера и самых интересных работах студентов.

Этап 1. Research и поиск артиста  

Research состоит из нескольких этапов: поиск артиста (кто подходит тебе в работе), исследование артиста (бэкграунд и похожие исполнители на мировой и российской сцене), big idea музыканта (о чем его творчество).

Когда вы ищете музыканта или группу, исходите не только из своих музыкальных вкусов, но и из понимания: сотрудничество с каким музыкантом будет наиболее плодотворным. Музыка, которую вы любите слушать, может не подходить для съемок учебного клипа по нескольким причинам. Первая – у больших звезд выстроена маркетинговая стратегия творчества и продвижения, попасть в айдентику большого артиста дорого и сложно. Вторая – некоторые жанры диктуют жесткую стилистику. Например, взявшись за поп-группу, трудно проявить свое творчество, нужно работать в четких рамках из-за жестких коммерческих требований к качеству изображения. То же самое с рэпом: истории затрагивают острые социальные темы, и эту жизнь нужно показывать с глубокой экспертизой. Если ты не являешься частью этого комьюнити и культуры, то подделка будет заметна, и артист ее отвергнет.

У независимых музыкантов и начинающих режиссеров больше свободы, чтобы вместе сделать классный продукт.

Современный клипмейкер в первую очередь – маркетолог. Он трезво оценивает порог входа в проект. Лучше всего для первых проектов подходит инди-музыка. Инди (independent) музыка – экспериментальная и малобюджетная. Поэтому музыканты и их публика готовы к креативным идеям, никто не ждет от клипмейкера дорогого промышленного производства. Важнее смелость мысли, готовность экспериментировать, отсутствие стереотипов и бурлящая молодая энергия.

Этап 2. Исследование артиста

Сначала вы анализируете бэкграунд: какие есть похожие по стилистике артисты на рынке. Понимаете, какая у исполнителя визуальная айдентика. Почему ее любит аудитория артиста.

Следующий шаг: попытайтесь понять, почему именно сейчас вашему артисту нужен клип. «Why now?» – почему о моей теме надо говорить в текущие два-три месяца? Анализируйте контекст, в котором сейчас воспринимается творчество артиста. Этот контекст постоянно меняется. Мы ищем «hot issue», горячую тему, которой дышат большие группы людей. Если вы совместно с артистом можете оригинально высказаться на актуальную тему, это увеличивает ценность клипа и его виральность, помогает клипу сильнее зацепить целевую аудиторию и обратить на себя внимание фестивального сообщества.

«Why now?» может исходить от самих музыкантов. Выход нового альбома или сингла, запуск концертного тура по России – прекрасная причина, почему альбом надо снимать именно сейчас. На творчество влияют события личной жизни артиста, если он открыто говорит об этом публично. Если хорошо понимать артиста, легко находится территория для творческой коллаборации.

Если говорить о том, что вошло в историю на свой момент, клип Blaze – «Territory» настолько совпал с актуальной повесткой, что получил Каннского льва, гран-при на рекламном фестивале. Или Jamie XX – «Gosh» тоже совпал с повышенным интересом социальной, антропологической и культурной сферы к перемене мира.

Подарю читателям актуальный «Why now?»: в этом году юбилей полета Юрия Гагарина в космос, и многие медиа захотят ко Дню космонавтики получить такой контент. Молодые фэшн-бренды уже анонсируют выпуск коллекций, посвященных космосу. У многих музыкантов будут творческие высказывания на эту тему, поэтому точно можно брать эту тему как источник для написания сценария клипа.

Этап 3. Сценарий

Клипмейкер должен владеть сторителлингом, то есть быть сценаристом. Обычно при написании сценария мы работаем по креативным техникам «5 японских почему», «35 идей за час», Copy_Transform_Combine и Mind map. Обратите внимание на большой справочник «История на миллион долларов» Роберта Макки и прикладную книгу «Спасите котика».

У начинающих клипмейкеров часто наступает эйфория: если у нас креатив, можно снимать, что хочешь, и называть это клипом. Клип – это рекламный ролик артиста. Творчество очень важно, но оно придет после выстраивания стратегии. Нужно всегда думать о том, каким образом клип будет продвигать артиста в следующем году? Не рассказываю ли я поперек музыканта свою собственную историю? Профессиональный подход – про синергию и сотрудничество.

С молодыми режиссерами часто возникают споры: им кажется, что нужно выбрать конкретную песню и писать сценарий прямо под нее. Если песня про любовь – снимаем про любовь. Это не так. Возможно, когда артист писал о любви, на самом деле он уезжал из своего любимого города на поезде, а писал о любви к женщине. А ты не понимаешь, что творчество музыканта может быть очень многослойным, с миллионом подтекстов, поэтому пытаешься придумать историю буквально. Любовь можно показать и как войну: половину фильма «Мистер и Миссис Смит» занимает борьба любящих друг друга главных героев, но это любовь. Можно и нужно говорить иносказательно.

Правильный путь – писать не «в песню», а «в артиста». Если попадаешь в артиста и в поле его культурного интереса, в песню точно попадешь. На этом этапе и появляется необходимость быть еще и продюсером с чутьем и знанием музыкальной индустрии.

Этап 4. Визуал

Дело не в яркости цветов – все может быть монохромное или черно-белое. Вопрос в вовлечении зрителя самыми разными способами, и с элементами игры клип становится более заметным.

Перед съемкой клипа нужно посмотреть много референсов и найти актуальный визуальный язык, почувствовать современный пульс и использовать его. Мы живем в эпоху «пяти экранов», когда создание аудиовизуального контента стало, с одной стороны, очень доступным, а с другой стороны, контент стучится к нам со всех сторон. Даже очень чисто и качественно снятому изображению трудно обратить на себя внимание в ленте. Способ съемки может и не требовать большого бюджета, можно снять и лоуфайный клип, но придуман он должен быть так, чтобы запомниться: концептом, способом съемки, компьютерной графикой, вертикальным форматом, кросс-жанровой стилистикой, силой искренности.



Именно по этим шагам студенты курса «Режиссура клипа» создавали свои итоговые работы. Оценка за курс была не в плоскости сложности и дороговизны производства: для съемки и креативности границ нет. Для оценки работ были приглашены эксперты, каждый из них выделил несколько работ.

Я очень рада, что были клипы, снятые на музыкальные проекты самих студентов. Важная цель обучения – открытие возможностей коллабораций. Режиссура вся построена на горизонтальных связях. Примеры таких работ: Леонид Лушин – «Согрешил», Войка – «Бедлам», Dj Löllik – «Thriller», Анастасия – «Любовь остается».

Команда: Валерия Шейн, Полина Скоробогатова, Арина Соловьева, Ильдар Бибаев, Андрей Кудряшов, Елена Русанова.

Попадание в музыку, сторителлинг, стилистика съемки, локация, кастинг, арт-дирекшн, пост-продакшн. Личный респект.

Юлия Голованова
Лейбл менеджер Snegiri, Twenty twenty

 


Команда: Соня Горячева, Арсений Аксёнов, Ульяна Топчиян, Валерия Енилова, Алексей Августовский.

Классный ролик. Очень понятна идея, есть интерес и эффект неожиданности, напряжение, ожидание: что будет дальше? Тут, конечно, классный сеттинг, классная работа художника-постановщика. Очень хорошо работает камера lo-fi. Хотя так делают многие, но здесь точно работает на историю и на стилистику. С камерой, движением, более острым и точным существованием героев можно было бы снять еще точнее, но это очень достойная работа.

Алексей Томилов
Режиссер, CG artist

 


Свежий уникальный стиль иллюстраций. Снято тоже очень изобретательно, особенно начало. Интересные формы персонажей (герой без ног) и техника. Музыка и картинка идеально соединяются. Все строится на изобретательности и художественном языке.

Василий Овчинников
Режиссер рекламы, музыкального и фэшн-видео

 


Команда: Александра Ларионова, Алита Рудницкая, Анастасия Львова, Екатерина Маркович, Яна Пенечко, Александра Вотчал.

Это короткое видеовысказывание, культурный оммаж французской музыкальной новой волне, который очень сильно попал в стилистику группы. Мы взяли видео ребят и вместе со специалистом по компьютерной графике и спецэффектам Павлом Друем предложили вариант актуальной пост-обработки изображения.

 


Команда: Кривцова Варвара, Шиленкова Дарья, Григорян Лилит, Шершнева Елизавета, Чуднова Анастасия, Мансурова Карина.

Студенты снимали для голландской группы De Nachtelijke Escapade и сделали игровую часть в Москве, а с музыкантами работали онлайн. Музыканты по гайдлайнам режиссера и продюсера снимали синхрон так, как было запланировано студентами.

Отметил видео, потому что это одна из немногих историй, которая затрагивает актуальный быт обычных людей. А не все зрители хотят видеть странное. Многие хотят узнать себя. В этом видео ты узнаешь.

Василий Овчинников
Режиссер рекламы, музыкального и фэшн-видео

Видео классное, тут манера правильно поймана. Это лицо на нас смотрит, держит внимание. Его долго помнишь и после просмотра клипа, оно вообще потом с тобой живет. А это редкость и удача - унести с собой из множества контента, который мы видим ежедневно, чье-то чужое лицо! Второстепенные персонажи, парень в костюме, например, он выразительный: у него такое детское и недетское лицо, как будто Уэс Андерсон снимал. Симметричный план в начале тоже про Андерсона. И то, что персонажи и смешные, и дурацкие иногда. То они на полном серьезе в кадре, то такие нелепые, то искренние. И от этого двойное чувство: и напряжение, и расслабление, игра и не игра.

Алексей Томилов
Режиссер, CG artist

Автор: Камилла Цыганкова