• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Бызов Александр Александрович

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса – познакомить студентов с особенностями социологического осмысления общественных явлений и процессов, спецификой и методами проведения количественных и качественных социологических исследований, возможностями практического применения полученных знаний, а также сформировать у учащихся представления о предмете, методах и задачах социологии, ее основных категориях и месте среди других наук о человеке. Результаты освоения данного курса предполагают знание студентами основных социологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человеческого общества, умение анализировать события и факты с позиций социологии. Студенты должны получить навыки работы с учебной и научной социологической литературой. Знакомство с курсом социологии предполагает не только трансляцию некоторых знаний и рекомендаций, но и развитие способности творческого использования полученных знаний в решении профессиональных задач, способности к рефлексии и к самосовершенствованию, в том числе, и в профессиональной сфере. Этот курс читается с использованием онлайн курса. Ссылка на курс: https://openedu.ru/course/hse/GSOC/
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с особенностями социологического осмысления общественных явлений и процессов, спецификой и методами проведения количественных и качественных социологических исследований, возможностями практического применения полученных знаний.
  • Сформировать у учащихся представления о предмете, методах и задачах социологии, ее основных категориях и месте среди других наук о человеке.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные социологические понятия, иметь представление об особенностях социологиче-ских теоретических подходов к изучению общественных явлений и поведения людей
  • Знать методы сбора данных, применяющихся в социологических эмпирических исследованиях, их основные достоинства и недостатки, общие принципы интерпретации данных социологических исследований
  • Уметь применять базовые принципы проведения социологических исследований и интерпрета-ции данных в учебной и профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология как наука
    Проблемное поле и предмет социологии. Критерии социологического знания. Научное и вненаучное знание о человеке и обществе. Функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология. Место социологии в системе научного знания. Специфика социально-гуманитарного знания. Объяснение и понимание. Основные понятия социологии. Действия, явления, процессы. Социологический факт. Социологическое воображение. Структура социологического знания. Роль социологии в современном обществе.
  • Классические социологические теории
    Критерии отнесения теоретиков социологии к классикам и их влияние на современные социологические теории. Социологическая концепция Ф. Тенниса. Два типа общества и два типа воли. Принципы научной социологии, предложенные Ф. Теннисом. Исторический материализм и экономический детерминизм К. Маркса. Социальные последствия марксистской теории. Категория отчуждения. Социологическая теория Э. Дюркгейма. Теоретико-методологическая концепция «социологизма». Теория разделения общественного труда. Социологическое понимание религии. Интерпретативный подход М. Вебера. Идеальные типы и типология социального действия. Теория капитализма
  • Макросоциология: большие теории большого общества
    Макросоциология – изучение общества как единого целого. Общество как социальная система. Теории эволюции обществ. Традиционные и современные общества. Социальные институты и их функции. Структурный функционализм в социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные статусы и социальные роли. Сравнительные исследования обществ. Теории глобального общества.
  • Методы сбора данных в социологии: как получить новое знание о социальном мире?
    Основные принципы проведения эмпирических исследований в социологии. Типология методов сбора данных в социологии. Наблюдение как метод сбора данных в социологии. Анализ документов в социологии. Виды анализа документов. Контент-анализ. Дискурс-анализ. Методы визуальной социологии. Опросный метод в социологии. Формализованное и неформализованное интервью. Базовые правила составления анкеты. Методология онлайн-исследований в социологии. Особенности онлайн-исследований. Виды онлайн-исследований. Экспериментальный метод в социологии. Основные правила организации и проведения полевых экспериментов.
  • Микросоциология: найти общество в малом
    Социальное взаимодействие в ситуации «лицом к лицу». Формирование личности через социальное взаимодействие (Дж. Г. Мид). Разделяемое знание о социальном мире как основа социального взаимодействия (А. Шюц). «Драматургическая социология» - социальное взаимодействие как театр (И. Гоффман). Социальный порядок на микро-уровне и его воспроизводство (Г. Гарфинкель)
  • Критическая социология: почему в обществе все не так, и что с этим делать?
    Социологическая и социально-философская критика современного общества. Социология и идеология. Неомарксизм и критическая теория франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм). Понятие отчуждения. Общество потребления и проблема свободы человека. Постмодернизм в социальной теории. Критика «тотальных» институтов (М. Фуко).
  • Семья и гендер: социальное в личном
    Социология гендера. Различие понятий «пол» и «гендер». Социальная и культурная обусловленность гендера. Гендерное неравенство. Социология и феминизм. Семья как предмет социологического анализа. Роль семьи в процессе социализации. Семейные роли и отношения. Трансформации институтов семьи и брака в современном обществе.
  • Социология образования: какова роль школ и университетов в обществе?
    Специфика социологии образования как исследовательского направления. Неравенство в образовании. Концепции университета. Образовательная политика и оценочные исследования в области образования.
  • Социология моды: дизайн и общество
    Мода как объект социологического анализа. Социальные функции моды. Мода и социальные движения. Модные циклы. Социология и дизайн. Коммуникативные коды и исследования целевой аудитории дизайнерских проектов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оценки под-лежит активность на семинарах и в групповых дискуссиях, ответы на вопросы преподавателя по прочитанным источникам и просмотренным онлайн-лекциям, спонтанные выступления, релевантные обсуждаемой теме, аргументированные мнения. Пересдача проходит путем собеседования по источникам, читаемым на курсе
  • неблокирующий Исследование
    Исследовательский проект выполняется в группах (4-6 человек, отступление от этого количества возможно по согласованию с преподавателем) и представляет собой реализацию небольшого социологического исследования и презентацию его результатов. Тема исследования выбирается исходя из исследовательских интересов студентов и согласуется с преподавателем. Исследование может выполняться при помощи любого из методов или их сочетания – массовый опрос, глубинное интервью, эксперимент. Презентация должна включать в себя следующие элементы, качество которых выступает критерием оценивания: тему исследования, обоснование проблемной ситуации, анализ релевантных литературных источников, описание методологии исследования, представление результатов, выводы. По желанию студентов результаты исследования могут быть частично представлены в формате видеоролика. Преподаватель оценивает качество презентации, включая качество методологии исследования и обоснованность выводов, и формирует оценку, которая выставляется всем членам исследовательской группы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Аудиторная работа + 0.5 * Исследование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Западная социология ХХ века : учеб. пособие / В.В. Афанасьев. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 285 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/661262
  • Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф., д.ф.н. А.Г.Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 654 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-000176-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/391318