• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История и теория дизайна

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
10
Кредиты
Кто читает:
Школа дизайна
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана формировать у студентов базовое представление об эволюции искусства и дизайна, которое будет необходимо при дальнейшем освоении разделов курса «История и теория дизайна». Дисциплина открывает студентам широкий контекст профессии, формирует профессиональное мышление и снабжает материалом для будущей работы. Формат изучения дисциплины: blended с использованием он-лайн курса «История дизайна» https://openedu.ru/course/hse/HISDES/. Лекции он-лайн – на Национальной платформе открытого образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у обучающихся базовых знаний в области истории и теории дизайна.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современное искусство (часть 1)
    В рамках курса студенты изучают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX–XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. В рамках курса анализируются наиболее значимые произведения и совместно обсуждаются важные вопросы, поднятые искусством нашего времени. Первая часть курса охватывает темы, связанные с историей направлений первой половины XX века (фовизм, немецкий экспрессионизм, кубизм, русский авангард, футуризм, дадаизм, новая вещественность и др.). История направлений середины XX века. Кризис модернизма в искусстве. Появление новых визуальных языков. Постмодернизм: основные характеристики, новые визуальные языки. Британский поп-арт. Новая социальная действительность. Появление поп-арта в Великобритании: Ричард Гамильтон, Дэвид Хокни, Питер Блейк. Американский поп-арт. Поп-арт в США: предпосылки формирования. Языки американского поп-арта. Творчество представителей американского поп-арта: Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс. Энди Уорхолл: философия и искусство.
  • Современное искусство (часть 2)
    В рамках курса студенты изучают основные этапы развития современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX–XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. В рамках курса анализируются наиболее значимые произведения и совместно обсуждаются важные вопросы, поднятые искусством нашего времени. Вторая часть курса охватывает темы, связанные с такими направлениями в современном искусстве, как абстрактный экспрессионизм, поп-арт, ташизм, новый реализм, кинетизм, минимализм, концептуализм и другие. Новый реализм. Группа «новые реалисты», основанная в 1960 году критиком Пьером Рестани. «Галерея J»; участники: Мимо Ротелла, Даниэль Споэрри, Кристо (р. 1935), Жан Тенгели (р. 1925), Сезар (р. 1921), Арман (р. 1928). Ив Клейн (1928 – 1962), выставка «Пустота» (1958), галерея Ирис Клер (Париж) – демонстрация нематериальной сущности искусства. «Антропометрические» перформансы Ива Клейна. Минимализм. Истоки минимализма. Экстремальные варианты геометрической абстракции: Барнет Ньюман, Эд Рейнхардт. Статья Эдда Рейнхадта «Двенадцать правил Новой Академии» (1957). Теоретизация. Программная статья Дональда Джадда «Specific Objects» (1965). Представители минимализма: Карл Андре (р. 1935), Ричард Сера (р. 1930), Роберт Моррис (р. 1934), Сол ЛеВитт (р. 1926), Том Смит (р. 1934), Дональд Джадд (р. 1928), Дэн Флэвин (р. 1931), Роберт Смитсон (1938 – 1973). Минимализм как предтеча концептуализма. Концептуализм. Теория концептуализма: Джозеф Кошут «Искусство после философии». Виды и формы концептуального искусства. Деятельность группы «Новые реалисты». «Флюксус»: деятельность, участники. Основные представители: Джозеф Кошут, Йозеф Бойс, Брюс Науман и др.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
    Объем: 3-5 страницы А4, шрифт 12, интерлиньяж 1,5, поля 1,5 Загружать: вот в эту папку гугл.док https://drive.google.com/drive/folders/15Cl1J-po0joNI9DbgNC3EooC_G5Zv7kz?usp=sharing Внутри этой папки нужно обязательно выбрать подпапку, соответственно тому, в каком четвертьпотоке вы были на очных лекциях по истории искусства (среди или четверг) Подписывать работу нужно следующим образом: Фамилия_группа_тема эссе Фамилия пишется строго и обязательно НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Темы (на выбор студента) : 1. Общество модерна и современность 2. Личность, субъект и идентичность 3. Противоречивость феномена Просвещения 4. Интеллигенция: развитие образа интеллектуала в 19-20 вв. 5. Место современного искусства в культурном процессе и его отличия от классического искусства 6. Феномен университета: его история, функции и роль в современной культуре 7. Общество потребления в 20 и 21 вв. 8. Основные тренды в современном культурном процессе в России 9. Массовая культура и ее взаимоотношения с современным искусством 10. Эволюция средств массовой информации и их роль в культуре 11. «Корпоративизация» культуры 12. Постмодернизм как состояние общества и как культурная ситуация. Искусство постмодерна 13. Феномен культурной политики, его возникновение и развитие 14. Понятие «культурной дипломатии» и ее модели 15. Кибернетика и Big data в контексте современной культуры
  • неблокирующий активность на занятиях
  • неблокирующий письменная работа
    Формат письменной работы регламентируется преподавателем и может представлять собой реферат, эссе, визуальное исследование, аналитическую работу. В каждом полугодии предполагается выполнение одной домашней работы.Для экзаменов без прокторинга: Дисциплины по направлению “История и теория дизайна” в Школе дизайна оцениваются по кумулятивной схеме, и на экзамен направляются лишь те студенты, кумулятивная оценка которых оказывается меньше 4 баллов. Экзамен проводится в устной форме — беседа с преподавателем по материалам курса, ответы на вопросы в свободной форме. В Школе дизайна экзамен проводится на нескольких платформах в зависимости от потребностей преподавателя и студентов. Возможные платформы для проведения экзамена по проектным дисциплинам: ZOOM (https://zoom.us/) Skype (https://www.skype.com/ru/) MS Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software) Discord (https://discord.com/) К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Возможность тестирования платформы остаётся на усмотрение студентов и преподавателей и не является обязательным условием для проведения экзамена Компьютер и/или иной гаджет студента должен удовлетворять следующему требованию — наличие работающего микрофона. Возможность демонстрации экрана и работающая камера остаются на усмотрение студента и преподавателя. Отсутствие работающей камеры и невозможность демонстрации экрана не является препятствием к сдаче экзамена. Настоятельно рекомендуется, при подключении к просмотру корректно указывать свои фамилию и имя, а также номер группы. Во время экзамена студентам запрещено перебивать отвечающего и участвовать в комментировании не своего ответа. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент переходит в конец очереди отвечающих. Если студент не сумел переподключиться до конца экзамена, он отправляется на пересдачу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оценка за каждый промежуточный проект влияет на оценку за итоговый проект IV модуля, в соответствии с формулой оценки за IV модуль: 0,2 х (п1+п2+п3+п4+п5), где: п1, п2, п3, п4 — промежуточные просмотры IV модуля; п5 — финальный сессионный просмотр IV модуля; 0,2 — коэффициент.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. - Триалог 2 . Искусство в пространстве эстетического опыта. Книга первая - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2017 - 472с. - ISBN: 978-5-89826-464-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/95632