• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История и теория дизайна

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Школа дизайна
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Студенты продолжают в рамках данного курса углубленное изучение своего профессионального поля и вопросов, связанных с фэшн-индустрией. Также студенты получают возможность прослушать курсы по выбору, раскрывающие для них специфику смежных областей дизайна. Формат изучения дисциплины: blended с использованием он-лайн курса «История дизайна» https://openedu.ru/course/hse/HISDES/. Лекции он-лайн – на Национальной платформе открытого образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование базовых знаний в области истории дизайна XX-го века: основные периоды и стили в истории дизайна, имена выдающихся мастеров каждого направления, ключевые произведения, характеризующие важнейшие вехи в истории дизайна.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • комплексное представление об эволюции искусства фотографии и творчества ключевых авторов
  • знание структуры и сегментации индустрии моды
  • знание главных жанров фотографии в их хронологическом развитии, различных техник съёмки, проявки и печати изображения
  • знание индустрии моды как сложноструктурной системы
  • знание особенностей развития феномена модного потребления в культурологическом контексте
  • понимание основной проблематики в сфере моды
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История фотографии (часть 1)
    В рамках курса студенты узнают о важнейших этапах развития фотографии. Изучаются главные жанры фотографии в их хронологическом развитии, различные техники съемки, проявки и печати изображения, а также анализируются взаимосвязь техники и эстетики в фотографии. Студенты получают комплексное представление об эволюции искусства фотографии и изучают творчество ключевых авторов. В первой части курса изучаются технологии съемки, проявки и печати, рассматриваются основные события в истории фотографии с конца XIX века по 1950-е годы.
  • Индустрия моды (часть 1)
    Целью курса является изучение индустрии моды как сложноструктурной системы. В ходе освоения курса студенты формируют понимание маркетинга и ассортиментной политики как ключевых инструментов построения успешного бизнеса в сфере индустрии моды. Первая часть курса охватывает темы, связанные со структурой и сегментацией индустрии моды.
  • История фотографии (часть 2)
    В рамках курса студенты узнают о важнейших этапах развития фотографии. Изучаются главные жанры фотографии в их хронологическом развитии, различные техники съемки, проявки и печати изображения, а также анализируются взаимосвязь техники и эстетики в фотографии. Студенты получают комплексное представление об эволюции искусства фотографии и изучают творчество ключевых авторов. Во второй части курса изучается фотография как вид современного искусства, вводятся понятия фотографической серии и фотокниги.
  • Индустрия моды (часть 2)
    Целью курса является изучение индустрии моды как сложноструктурной системы. В ходе освоения курса студенты формируют понимание маркетинга и ассортиментной политики как ключевых инструментов построения успешного бизнеса в сфере индустрии моды. Вторая часть курса является введением в маркетинг индустрии моды и формирует понимание основных трендов, целевой аудитории, а также сегментов рынка в российской и мировой индустрии моды.
  • Теория моды (часть 1)
    Вводный теоретический курс направлен на формирование у студентов понимания основной проблематики в сфере моды. Курс освещает вопросы, связанные с понятием моды и модного потребления, особенностями развития этого феномена в культурологическом контексте, а также развитием критической мысли в исследованиях моды.
  • Теория моды (часть 2)
    Вводный теоретический курс направлен на формирование у студентов понимания основной проблематики в сфере моды. Курс освещает вопросы, связанные с понятием моды и модного потребления, особенностями развития этого феномена в культурологическом контексте, а также развитием критической мысли в исследованиях моды.
  • Вариативные дисциплины блока "История и теория дизайна" для 3 курса (модуль 1)
    Варианты: Массовая культура (часть 1), История и онтология комикса (часть 1), История анимации (часть 1), История медиакультуры (часть 1), Академическая музыка XX-XXI вв. (часть 1), История развития технологий и технологическая футурология (часть 1), История русского авангарда (часть 1), История русского авангарда (часть 1), Обмен веществ в искусстве, или плагиат без криминала (часть 1), Специальные и визуальные эффекты: история и технологии (часть 1), Дизайн. Психология визуального восприятия и рекламного воздействия (часть 1), Вариативные дисциплины блока "История и теория дизайна" для 3 курса (модуль 1) История стилей: русский стиль.
  • Вариативные дисциплины блока "История и теория дизайна" для 3 курса (модуль 2)
    Варианты: Массовая культура (часть 2), История и онтология комикса (часть 2), История анимации (часть 2), История медиакультуры (часть 2), Академическая музыка XX-XXI вв. (часть 2), История развития технологий и технологическая футурология (часть 2), История русского авангарда (часть 2), История русского авангарда (часть 2), Обмен веществ в искусстве, или плагиат без криминала (часть 1), Специальные и визуальные эффекты: история и технологии (часть 2), Дизайн. Психология визуального восприятия и рекламного воздействия (часть 2), Вариативные дисциплины блока "История и теория дизайна" для 3 курса (модуль 2), История стилей: Древний Восток/ Китай и Япония.
  • Вариативные дисциплины блока "История и теория дизайна" для 3 курса (модуль 3)
    Варианты: Массовая культура (часть 3), История и онтология комикса (часть 3), История анимации (часть 3), Медиа-арт (часть 1), История рекламы (часть 1), История современной музыки (часть 1), История видеоарта (часть 1), Мода в культуре XX века (часть 1), История видеоигр (часть 1), Экспериментальное кино (часть 1), История стилей: Античность
  • Вариативные дисциплины блока "История и теория дизайна" для 3 курса (модуль 4)
    Варианты: Массовая культура (часть 4), История и онтология комикса (часть 4), История анимации (часть 4), Медиа-арт (часть 2), История рекламы (часть 2), История современной музыки (часть 2), История видеоарта (часть 2), Мода в культуре XX века (часть 2), История видеоигр (часть 2), Экспериментальное кино (часть 2), История стилей: Ренессанс, классицизм и неоклассицизм.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тесты
    Для экзаменов без прокторинга: Дисциплины по направлению “История и теория дизайна” в Школе дизайна оцениваются по кумулятивной схеме, и на экзамен направляются лишь те студенты, кумулятивная оценка которых оказывается меньше 4 баллов. Экзамен проводится в устной форме — беседа с преподавателем по материалам курса, ответы на вопросы в свободной форме. В Школе дизайна экзамен проводится на нескольких платформах в зависимости от потребностей преподавателя и студентов. Возможные платформы для проведения экзамена по проектным дисциплинам: ZOOM (https://zoom.us/) Skype (https://www.skype.com/ru/) MS Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software) Discord (https://discord.com/) К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Возможность тестирования платформы остаётся на усмотрение студентов и преподавателей и не является обязательным условием для проведения экзамена Компьютер и/или иной гаджет студента должен удовлетворять следующему требованию — наличие работающего микрофона. Возможность демонстрации экрана и работающая камера остаются на усмотрение студента и преподавателя. Отсутствие работающей камеры и невозможность демонстрации экрана не является препятствием к сдаче экзамена. Настоятельно рекомендуется, при подключении к просмотру корректно указывать свои фамилию и имя, а также номер группы. Во время экзамена студентам запрещено перебивать отвечающего и участвовать в комментировании не своего ответа. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент переходит в конец очереди отвечающих. Если студент не сумел переподключиться до конца экзамена, он отправляется на пересдачу. Формат письменной работы регламентируется преподавателем и может представлять собой реферат, эссе, визуальное исследование, аналитическую работу. В каждом полугодии предполагается выполнение одной домашней работы. Проведение промежуточных тестов, включающих в себя до 40 вопросов. Тестовые вопросы могут быть закрытого типа (с предложенными вариантами ответов), открытого типа (без предложенных вариантов ответа, где необходимо письменно сформулировать свой ответ) и в формате «угадайки» (набор изображений по тематике предмета, которые необходимо идентифицировать по одному или нескольким указанным параметрам (автор / название работы / год)). В зависимости от количества вопросов и их типа, каждый правильный ответ в тесте оценивается в промежутке от 0,5 баллов до 5 баллов. Потерять баллы за неправильный ответ нельзя. Оценка за тест переводится в 10-балльную шкалу пропорционально. Использование конспектов и/или материалов из сети Интернет во время проведения теста не допускается. В каждом модуле предполагается проведение одного промежуточного теста. В случае пропуска промежуточного теста по уважительной причине и строго по предоставлению медицинской справки, подтверждающей уважительную причину отсутствия, студент имеет право пройти пропущенный тест в другой день, определенный преподавателем.
  • неблокирующий активность на занятиях
  • неблокирующий письменная работа
    Для экзаменов без прокторинга: Дисциплины по направлению “История и теория дизайна” в Школе дизайна оцениваются по кумулятивной схеме, и на экзамен направляются лишь те студенты, кумулятивная оценка которых оказывается меньше 4 баллов. Экзамен проводится в устной форме — беседа с преподавателем по материалам курса, ответы на вопросы в свободной форме. В Школе дизайна экзамен проводится на нескольких платформах в зависимости от потребностей преподавателя и студентов. Возможные платформы для проведения экзамена по проектным дисциплинам: ZOOM (https://zoom.us/) Skype (https://www.skype.com/ru/) MS Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software) Discord (https://discord.com/) К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Возможность тестирования платформы остаётся на усмотрение студентов и преподавателей и не является обязательным условием для проведения экзамена Компьютер и/или иной гаджет студента должен удовлетворять следующему требованию — наличие работающего микрофона. Возможность демонстрации экрана и работающая камера остаются на усмотрение студента и преподавателя. Отсутствие работающей камеры и невозможность демонстрации экрана не является препятствием к сдаче экзамена. Настоятельно рекомендуется, при подключении к просмотру корректно указывать свои фамилию и имя, а также номер группы. Во время экзамена студентам запрещено перебивать отвечающего и участвовать в комментировании не своего ответа. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент переходит в конец очереди отвечающих. Если студент не сумел переподключиться до конца экзамена, он отправляется на пересдачу. Формат письменной работы регламентируется преподавателем и может представлять собой реферат, эссе, визуальное исследование, аналитическую работу. В каждом полугодии предполагается выполнение одной домашней работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    По стандартной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =25% (оценка за первый промежуточный тест) + +25% (оценка за второй промежуточный тест) + +25% (оценка за домашнюю работу) + +25% (оценка за посещаемость). По практико-ориентированной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория искусства дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =75% (оценка за домашнюю работу) + 25% (оценка за посещаемость).
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оценка за каждый промежуточный проект влияет на оценку за итоговый проект IV модуля, в соответствии с формулой оценки за IV модуль: 0,2 х (п1+п2+п3+п4+п5), где: п1, п2, п3, п4 — промежуточные просмотры IV модуля; п5 — финальный сессионный просмотр IV модуля; 0,2 — коэффициент.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеев, А.Г. Проектирование: предметный дизайн : учеб. наглядное пособие для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профили подготовки: «Графический дизайн», «Дизайн костюма»: квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / А.Г. Алексеев. - Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2017. - 95 с. - ISBN 978-5-8154-0405-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041647
  • История и теория дизайна/СмирноваЛ.Э. - Краснояр.: СФУ, 2014. - 224 с.: ISBN 978-5-7638-3096-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/550383
  • Кузвесова Н. Л. - ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА: ОТ ВИКТОРИАНСКОГО СТИЛЯ ДО АР-ДЕКО 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-11946-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-dizayna-ot-viktorianskogo-stilya-do-ar-deko-446480
  • Мобильная фотография : пособие / А.Ю. Газаров. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 221 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057745
  • Монтейро М. - это работа - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 176с. - ISBN: 978-5-91657-578-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62242
  • составитель и научный редактор Н. А. Никишин - Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века - Издательство "Прогресс-Традиция" - 1999 - 216с. - ISBN: 5-89826-037-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77032

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Буковецкая О.А. - Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет - Издательство "ДМК Пресс" - 2006 - 278с. - ISBN: 5-89818-025-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1101
  • Куприн, А.И. Ленин- моментальная фотография [Электронный ресурс] / А.И. Куприн. - М.: Инфра-М, 2014. - 6 с. - Режим доступа http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=512627 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/512627
  • Майстровская М.Т. - Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2018 - 680с. - ISBN: 978-5-89826-508-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102182