• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Theoretical grammar of Mongolian

2021/2022
Учебный год
ENG
Обучение ведется на английском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль

Преподаватель


Грунтов Илья Александрович

Course Syllabus

Abstract

The course “Theoretical grammar of Mongolian language” is intended for 2 year students in their 3rd and 4th semesters. The course focuses on the study of essential facts about contemporary Mongolian language and their interpretation in light of modern linguistic theories. The methodological base of the course is structured with a typological approach in mind: the descriptions of different areas of study of Mongolian linguistics are supported by a constant correlation of those with similar occurrences in other languages. The main purpose of the course is to establish a theoretical base for grammatical and phonetic knowledge acquired by students during their practical lessons of Mongolian, and well as to show how different syntactic, morphological, morphonol…
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Дисциплина «Теоретическая грамматика монгольского языка» является курсом, рассчитанным на студентов второго года обучения, то есть студентов, уже владеющих основами монгольского языка. Она должна помочь студентам соотнести их практические навыки владения языком с общей структурой языка, дать им широкую картину того, как знакомые и пока еще не знакомые им явления монгольского языка укладываются в современные лингвистические теории, как монгольский язык соотносится с другими языками, как родственными, так и далекими. Курс теоретической грамматики откроет студентам стройную систему, стоящую за языковыми фактами, даст им базу для дальнейшего самостоятельного языкового анализа и научит применять лингвистические инструменты и понятия к материалу монгольского языка. Обсуждение открытых вопросов монгольской грамматики будет стимулировать у студентов интерес к научному поиску.
  • Цель освоения дисциплины: получить теоретический базис для глубокого понимания устройства монгольского языка · понять место монгольского языка на типологической карте языков мира · научить студентов применять общелингвистические методы и инструменты для анализа монгольского языка
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Студенты владеют методами лингвистического анализа, понимают их суть и умеют корректно применять.
  • Студенты понимают критерии выделения различных грамматических категорий в монгольском языке
  • Студенты понимают место монгольского языка в общетипологическом контексте. Понимают, какие черты монгольского языка являются типологически универсальными, какие ареальными, а какие оказываются специфическими именно для него.
Course Contents

Course Contents

  • Тема 1. Введение
  • Тема 2. Монгольский язык и его соседи
  • Тема 3. Артикуляция
  • Тема 4. Вокализм и консонантизм
  • Тема 5. Фонологические процессы и фонотактика
  • Тема 6. Просодия в монгольском языке
  • Тема 7. Морфонологические процессы
  • Тема 8. Слово
  • Тема 9. Морфема
  • Тема 10. Части речи
  • Тема 11. Грамматические категории
  • Тема 12. Грамматические категории имени в монгольском языке.
  • Тема 13. Грамматические категории имени в монгольском языке. Продолжение
  • Тема 14. Притяжательность
  • Тема 15. Грамматические категории глагола
  • Тема 16.
  • Тема 17.
  • Тема 18. Залоги и актантная деривация в монгольском языке.
  • Тема 19. Модальность
  • Тема 20 Аспектуальность ·
  • Тема 21.
  • Тема 22.
  • Тема 23. Актуальное членение предложения·
  • Тема 24. Синтаксис
  • Тема 25.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Работы на анализ различных явлений монгольского языка
    Для текущего, промежуточного и итогового оценивания применяется балльно-рейтинговая система контроля. Итоговая оценка складывается из оценки, полученной за ответ на зачете или экзамене, а также на основании общих баллов за выполнение текущих и контрольных заданий по каждому учебному модулю курса. Рейтинговая составляющая этой системы — это начисление бонусов и штрафов: бонусы (в баллах) начисляются за выполнение дополнительных заданий, а штрафы — за нарушение сроков сдачи работ. Суммарное количество баллов позволяет наиболее адекватно определить оценку умений и навыков студента по иностранному языку как учебной дисциплине и его рейтинг в группе среди других студентов курса.
  • non-blocking Устный опрос
  • non-blocking Экзамен
    На экзамене студент должен продемонстрировать свое владение аппаратом теоретической лингвистики в применении к монгольскому материалу. Ответить на теоретический вопрос. В качестве практического задания предлагаются среднемонгольские формы и производные от них словоформы современного халха-монгольского языка – студент должен описать все фонологические процессы, которые привели к появлению современной формы. Студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически при условии выполнения всех письменных домашних заданий, активной работы в аудитории и написания всех письменных контрольных работ не ниже 9 баллов.
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2021/2022 4th module
    0.25 * Работы на анализ различных явлений монгольского языка + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Устный опрос
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Jan-Olof Svantesson, Anna Tsendina, Anastasia Karlsson, & Vivan Franzen. (2005). The Phonology of Mongolian. OUP Oxford.
  • Juha Janhunen. (2003). The Mongolic Languages. Routledge.
  • Избранные труды. Т.1: Лексическая семантика : синонимические средства языка, Апресян, Ю. Д., 1995
  • Общая морфология : введение в проблематику: учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2010
  • Общая фонетика : учебник для вузов, Кодзасов, С. В., 2001

Recommended Additional Bibliography

  • Igor de Rachewiltz, & Volker Rybatzki. (2010). Introduction to Altaic Philology : Turkic, Mongolian, Manchu. Brill.
  • Igor de Rachewiltz. (2013). The Secret History of the Mongols, VOLUME 3 (Supplement) : A Mongolian Epic Chronicle of the Thirteenth Century. Brill.