• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»

История России: источники, факты, интерпретации

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель


Федюкин Игорь Игоревич

Программа дисциплины

Аннотация

Курс построен вокруг основных дискуссионных моментов российской истории, которые и сегодня порождают не только сугубо научные, но и острые политические споры – начиная от роли викингов-норманнов в основании Древнерусского государства и оценки фигуры Ивана Грозного до дебатов об экономике сталинизма и причинах распада СССР. Работа в рамках курса будет строиться вокруг обсуждения ключевых текстов (литературных, публицистических, научных), а также других источников (в частности, архитектуры, живописи, кино), в которых предлагаются разные, часто взаимоисключающие интерпретации этих событий. Особое внимание будет уделено навыкам работы с источниками – умению различать научные, публицистические и пропагандистские тексты (в том числе в интернете), понимать их жанровые особенности; знать принятые в исторической науке приемы аргументации и уметь распознавать отступления от них.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История России: Источники, факты, интерпретации» являются ознакомление с текущим состоянием научного знания по ключевым дискуссионным вопросам российской истории; овладение навыками анализа научной литературы по истории и исторических источников в их историческом, политическом и интеллектуальном контексте.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знаком с ключевыми дискуссионными вопросами российской истории XIX—XXI вв., историей их изучения и текущим состоянием историографии по ним; знаком с основными типами исторических источников по российской истории XIX—XXI вв. и теоретическими проблемами, связанными с их использованием; с приемы и методы доказывания в исторической науке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • От Древней Руси к Российской империи
    Ремесло историка. «Откуда есть пошла… »: Дебаты об основании Русского государства. Русь и Степь. Иван Грозный: источники и интерпретации. Петр I: «Отец Отечества» и Россия, которую он создал. Пропущенный поворот к демократии? «Констуционализм» в России на пороге Нового времени. Сила и слабость Российской империи. Изобретение русской общины: Причины и последствия.
  • Новое и новейшее время
    Империя, нация, национализм. «Россия, которую мы потеряли»? Экономический рост и благосостояние населения накануне войны. Революция и Гражданская война в России: Новые подходы и интерпретации. От Гражданской войны к сталинизму. Экономика сталинизма. Кто такой «советский человек»? От «оттепели» к «застою»: почему советский режим оказался в тупике? Перестройка и постсоветское общество.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Промежуточная контрольная работа
  • неблокирующий Итоговая контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа + 0.3 * Итоговая контрольная работа + 0.3 * Промежуточная контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Личман Б. В. - ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА ХIХ ВЕКА 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-10595-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-s-drevneyshih-vremen-do-konca-hih-veka-430893
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hanson, P. (2014). The Rise and Fall of the The Soviet Economy : An Economic History of the USSR 1945 - 1991. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=846892