• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»

История искусства

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

История искусства относится к гуманитарному циклу как одна из общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение базируется на знании основ мировой истории, иностранных языков, общей географии, истории мировой культуры, истории литературы. Основные положения и навыки, полученные в результате освоения истории искусства могут быть использованы в дальнейшем при изучении истории правовых и политических учений, философии, специальных исторических и других гуманитарных курсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • История искусства относится к гуманитарному циклу как одна из общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение базируется на знании основ мировой истории, иностранных языков, общей географии, истории мировой культуры, истории литературы. Основные положения и навыки, полученные в результате освоения истории искусства могут быть использованы в дальнейшем при изучении истории правовых и политических учений, философии, специальных исторических и других гуманитарных курсов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает профессиональную терминологию истории и теории изобразительного искусства
  • Знает хронологические и географические рамки направлений и стилей развития искусства от древности до наших дней
  • Знает основы традиционной риторической и филологической терминологии и основные тексты европейского классического канона
  • Имеет представление о различных концепциях периодизации истории словесности и традиционно определяемых чертах т.н. «больших стилей»
  • Умеет грамотно анализировать произведения литературы и изобразительного искусства –графики, живописи, архитектуры и скульптуры
  • Умеет искать заслуживающую доверия информацию о них в печатных и электронных источниках на русском и иностранных языках
  • Владеет первичными навыками применения искусствоведческих подходов в исторических исследованиях
  • Владеет навыками обработки и публичной демонстрации репродукций произведений искусства на электронных носителях
  • Владеет навыками сочетания изобразительных рядов с текстом при написании научных работ
  • Владеет навыками проведения экскурсий, разработки историко-культурных тематических маршрутов
  • Владеет навыками анализа художественного произведения, критического чтения и реферирования искусствоведческих и филологических текстов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
    Предмет истории искусства. Возможные классификации и принятое в настоящем курсе изложение истории искусства по техникам, от простых к сложным: графика, скульптура, живопись и архитектура. Зыбкие границы техник, стремление любого искусства выйти за поставленные ему рамки. Язык науки об искусстве, терминология. Что такое искусствознание и его связь с другими гуманитарными науками. Что такое стиль? Что такое иконография? Где искусство? In situ, музей, выставка. Условия нашего контакта с произведениями. Археологические памятники и их судьбы. История и феномен музея. Тематическая выстав-ка, ее историческое и научное значение, особенности ее восприятия и оценки. Природа орнамента. Стремление к украшению как естественная тяга человека к прекрас-ному. Орнамент в разных цивилизациях, отношение к нему, значение в истории культуры и в истории отдельных техник искусства.
  • Раздел II КЛАССИКА И КЛАССИЦИЗМЫ
    Незавершенное и незавершимое. Многие произведения искусства не закончены, либо оставались таковыми на протяжении десятилетий. Как к этому относиться? Что может рас-сказать незаконченный памятник, если он не доведен до совершенства? Казусы великих по-строек, творчество Микеланджело, Леонардо и Сезанна. Что такое шедевр? Проблема расхожих понятий в истории культуры, в частности, термина «шедевр». История слова и стоящих за ним представлений в Европе. Статус великого про-изведения в разных традициях и сегодня. Разбор «Герники» Пикассо в историческом кон-тексте. Классика, классики и классицизмы. Представления о каноне и классике как основания любой культуры. Казус Европы и ее наследия, возведенного в ранг непреложного, история становления классического канона. Важность Эллады V века. Роль конкретных мастеров, мыслителей, меценатов. Как наличие заранее заданной Нормы влияет на свободное развитие искусств?
  • Раздел IV Языки архитектуры
    Латынь архитектуры. Наследие Египта и Греции в системе классических ордеров, ее ме-таморфозы. Здание как пластическая, воспринимаемая снаружи форма. Возникновение про-странственной формы в эпоху эллинизма, ее развитие в Риме, Византии (Св.София) и на средневековом Западе (готический собор). Достижения итальянского Ренессанса. Город как произведение искусства. Вопрос о масштабе: можно ли назвать произведением искусства целый город? Или это лишь комплекс? Этические и политические аспекты этой проблемы. Города древности с их сакральными характеристиками. Храм, дворец, усыпаль-ница в древнем Пекине. Город Нового времени, понимаемый эстетически и выстраиваемый как драгоценность. Париж, Рим, Санкт-Петербург.
  • Раздел III Образ человека в искусстве
    История тела. Конкретный пример воплощения «классического» языка в изобразительном искусстве: человеческое тело. «Канон Поликлета», Парфенон, Пергамский алтарь. В чем мировоззренческая и историческая суть классического изображения обнаженного тела? Лицо, маска, портрет. Лицо – зеркало души, самое важное в человеке, то, что выражает его природу в отличие от других живых существ. Представления о лице в разных цивилиза-циях. Лицо и его «двойник» – маска. Не всякое изображение лица – портрет, не всякая «маска» – маска. Африка, Египет, Греция, Рим: бытование индивидуального портрета в ре-лигиозном обществе. Связь новоевропейского портрета с древностью.
  • Раздел V Искусство, религия, картина мира
    Искусство, вера и культ. Соотношение художественной деятельности, веры и религии: диалектика взаимовлияния и взаимного подчинения. Границы свободы мастера, заказчика и зрителя. Христианская икона, ее идея и воплощение. Западноевропейский алтарный образ (ретабль) как квинтэссенция храма. Против искусства: аниконизм, иконоборчество и вандализм. Аниконизм – отказ от образности по религиозным принципам: иудаизм, ислам и христианство. Сила и слабости изображений. Если религиозные изображения формируют сознание, практику веры, полити-ку, то они же нередко становятся жертвами собственной значимости и славы. Примеры уни-чтожения и порчи памятников от Египта до 2000-х годов. Искусство – философия – картина мира. Связь изобразительного искусства с научными и философскими поисками человека. Философствующие художники и философы, пишущие об искусстве. Представления о космосе, пространстве, человеке, времени, бытующие в кон-кретной цивилизации, их отражение в конкретном памятнике.
  • Раздел VI ЛАБИРИНТЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
    Фотография. Судьба искусства в эпоху его технической воспроизводимости и репродук-ции. История фотографии и ее восприятия в XIX-XX вв., ее выразительные средства. Зна-менитые фотографы. Жанры фотографии. Кинематограф и некоторые особенности киноанализа. Младший брат фотографии. Движущееся изображение и становление киноанализа как особого рода знания. Рождение художественного языка кинематографа, немое кино. Появление звука и его значение для формирования фильмического пространства. Лабиринты ХХ века. Изобразительное искусство в эпоху Авангарда. Череда школ и дви-жений. Глобализация художественных процессов. Великие катаклизмы и радикальное изме-нение функций и поэтики искусства. Реакция на репродукцию, переоценка всех классических ценностей. Новые, пограничные формы художественной деятельности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные тесты
    Еженедельно, в начале каждого второго занятия, в том числе переводы с английского в классе
  • неблокирующий Две письменные творческие домашние работы
  • неблокирующий Активное участие на занятиях
  • неблокирующий Устные выступления на занятиях
  • неблокирующий Заключительный коллоквиум
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Активное участие на занятиях + 0.15 * Две письменные творческие домашние работы + 0.4 * Заключительный коллоквиум + 0.15 * Письменные тесты + 0.2 * Устные выступления на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Барокко и рококо, Базен, Ж., 2001
  • История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001
  • Основные понятия истории искусств : проблема эволюции стиля в новом искусстве, Вельфлин, Г., 2013