• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»

История экономических учений

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:  Экономическая история  Микроэкономика  Макроэкономика  Философия Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:  владеть базовыми понятиями микро- и макроэкономики;  иметь представление об основных этапах развития экономики и типах экономических систем;  иметь представление об основах философии науки;  иметь навыки грамотного и логичного построения устной и письменной речи. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке курсовых работ и ВКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • расширение профессионального и общего интеллектуального кругозора студентов, формирование культуры критического мышления, способности к обобщению и анализу профессиональной информации
  • формирование у студентов представлений о факторах и условиях развития экономических знаний, закономерностях эволюции и смены основных школ в экономической науке, общественной роли экономической теории
  • овладение знаниями о структуре и современном состоянии экономико-теоретического знания, философских, идеологических и этических предпосылках экономических теорий, возможностях междисциплинарного взаимодействия в области социальных и гуманитарных исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать историю экономической мысли, тенденции развития экономической науки, взаимосвязи со смежными областями знания
  • знать современные экономические теории, их философские, идейные и этические предпосылки, экономико-политические выводы и рекомендации
  • уметь распознавать особенности научных школ и отдельных теорий
  • уметь распознавать взаимосвязи между экономическими теориями и социально-экономическими процессами
  • уметь критически оценивать социально-экономические идеи и факты общественной жизни, использовать исторические аналогии в аргументации
  • уметь использовать научную литературу и др. источники при подготовке реферата, выступлениях на семинарах
  • уметь отбирать и структурировать материал по заданной теме, подбирать и интерпретировать источники, обосновывать выводы
  • владеть навыками ведения научных дискуссий;
  • владеть навыками подготовки письменной работы в соответствии с установленными стандартами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предыстория экономической науки
    Экономическая мысль в контексте истории хозяйства, общества и науки. Структура курса. Предмет истории экономической мысли. Трансформация понятия «политическая экономия» в XIX в. Эволюция предметной области экономической науки в конце XIX и XX вв. Происхождение термина «экономия»: «Ойкономия» Ксенофонта; Аристотель о соотношении «экономии» и «хрематистики»; богатство: средство или цель? Античные представления о рациональном хозяйствовании; хозяйственное благо и основания его оценки; христианское вероучение о «справедливой цены», деньгах, и ссудном проценте. Меркантилистская экономическая мысль. От теологии и этики к рациональному обоснованию экономической политики; первые денежные теории: Н. Орем, Ж. Боден. Формирование национальных государств и спрос на новые экономические идеи: ранний и поздний меркантилизм, камералистика; доктрина торгового баланса (Т. Ман); богатство нации и внутренний спрос (Д. Дефо); роль государства. Судьба меркантилистских идей.
  • Тема 2. Классическая политическая экономия
    Эпоха Просвещения и формирование экономической науки. Идея «невидимой руки» как политическая и экономическая доктрина. Развитие капитализма. и споры о роли государства. Трудовая теория собственности Дж. Локка и парадоксы Б. Мандевиля. Альтернативные проекты научного экономического знания: У. Петти, Дж. Ло, Р. Кантильон. «Очерк о природе торговли» Р. Кантильона – первое систематическое изложение проблем политической экономии (теория «трех рент», классовое деление общества). Ф. Кенэ и теоретическая система физиократов: земля как источник приращения богатства, теория капитала, понятия «чистого дохода» и «чистого продукта», «Экономическая таблица» как начало теории воспроизводства. А. Смит: философ и экономист. “Богатство народов” как литературное произведение. Определение политической экономии; критика «меркантильной системы» и экономико-политические установки. Экономическая теория А. Смита. Факторы роста богатства; разделение труда и границы рынка; бережливость. Теория стоимости. Труд как источник и «действительная мера» богатства. Потребительная и меновая стоимость; «труд затраченный» и «труд располагаемый»; меновая стоимость и «естественная цена». Действительная и номинальная цена товаров; проблема стоимостного измерения вещественного богатства; производительный и непроизводительный труд. Виды доходов. Факторы, определяющие уровень заработной платы. Относительные уровни заработной платы. Доход с капитала: соотношение прибыли и процента; разграничение валового и чистого дохода общества: возмещение капитала и стоимость продукта («догма Смита»). Интересы общественных классов и их связь с динамикой общественного богатства. Теория капитала: запасы и виды капитала, деньги как запас, ссудный и действительный капитал. Парадокс денежных теорий в классической школе. Д. Ло и Д. Юм о роли денег. «Закон Сэя» и споры о природе кризисов перепроизводства (Т. Мальтус и С. де Сисмонди). Денежная теория Смита. Доктрина «реальных векселей» и ее критика Г. Торнтоном; узкая и широкая трактовка денег. Прямой и косвенный механизмы влияния денежной массы. Спор «денежной» и «банковской» школ о механизмах регулирования денежного обращения. Развитие классической политической экономии после Смита. Каноническая версия классической политэкономии: Д.Рикардо и Д.С.Милль; Рикардо о стоимости, ренте и тенденции развития капитализма; «эффект Рикардо».
  • Тема 3. Экономическая теория Карла Маркса
    Исторические и интеллектуальные предпосылки марксизма. Жизнь и творчество Карла Маркса. Экономические исследования Маркса. Политическая экономия Маркса как критическая теория, концепция отчуждения труда. Марксизм после Маркса: влияние в рабочем движении и обществоведении, марксизм в России, марксистские школы в современной экономической мысли. Современные споры о марксизме. Теория исторического материализма и отношение к классической политической экономии; понятия производительных сил и производственных отношений. Принципы диалектики, восхождение от абстрактного к конкретному. Структура и логика “Капитала”. Теория стоимости и денег. Два фактора товара и принцип двойственности, стоимость и форма стоимости. Товар как общественное отношение в вещной оболочке; личные и вещные отношения; закон стоимости и «товарный фетишизм». Теория прибавочной стоимости и капитала. Всеобщая формула капитала и ее противоречия; товар рабочая сила, стоимость рабочей силы и заработная плата, прибавочный труд и прибавочная стоимость; постоянный и переменный капитал, норма прибавочной стоимости. Производство абсолютной и относительной прибавочной стоимости; эволюция форм организации производства: простая кооперация, мануфактура и машинное производство; понятие эксплуатации труда. Кругооборот и оборот капитала; основной и оборотный капитал, капитальные запасы и капитальные затраты. Капитал и превращенные формы прибавочной стоимости; различия в строении капиталов и средняя норма прибыли, стоимость и цена производства. Теория воспроизводства и законы развития капитализма. «Проблема реализации» и схемы воспроизводства общественного продукта, критика «догмы Смита». Проблема рынков сбыта в споре о судьбах капитализма в России конца XIX в. и в полемике по теории империализма в советской литературе 1920-30-х гг. Основы марксистской теории кризисов и циклов. Накопление капитала, технический прогресс и динамика органического строения капитала; закон тенденции средней нормы прибыли к понижению. Резервная армия труда, ее роль в процессе воспроизводства. Механизм возникновения кризисов, материальная основа цикличности. Воспроизводство производственных отношений и тенденции капиталистического накопления. Концентрация и централизация капиталов; разделение капитала-собственности от капитала-функции. Второй сценарий эволюции капитализма: вытеснение непосредственного труда из производства и превращение науки в непосредственную производительную силу.
  • Тема 4. «Спор о методе», маржинализм и историческая школа
    Историческая школа и институционализм. Два канона в истории экономической науки. Фридрих Лист и «Национальная система политической экономии». «Старая» и «новая» исторические школы. «Спор о методах». Критика статического подхода классической школы и модели «экономического человека». Историко-этический подход «новой» исторической школы. Обоснование социал-реформизма. Распространение идей исторической школы и ее влияние на экономическую науку. Американский институционализм. Т. Веблен: критика маржинализма, институты и инстинкты, экономический эволюционизм, демонстративное потребление , противопоставление индустрии и бизнеса. Дж. Коммонс: правовая версия институционализма, понятие сделки (трансакции). Маржиналистская революция. Революции в экономической науке. Изменения в предмете и изменения в методе. Публикация книг Джевонса, Менгера и Вальраса как референтная точка маржиналистской революции. Предшественники маржинализма, Г.Г. Госсен и его законы. Как протекала маржиналистская революция во времени: революция или оптический обман? Теория ценности как участок прорыва. Замена теории издержек на теорию предельной полезности. Подход маржиналистов в сравнении с подходом классиков. Основные направления («школы») маржинализма: австрийская, лозаннская и англо-американская. Австрийская школа и ее эволюция. Культурно - исторические условия формирования. Основные представители: К.Менгер, О.Бем-Баверк, Ф.Визер. Методологические особенности школы. Учение о благах, ценности и обмене Менгера. Теория альтернативных издержек и вменения Визера. Теория капитала и процента Бем-Баверка. Экономическая теория благосостояния. Общественное благо как философская и нравственная проблема. Функции благосостояния и их смысл. Утилитаристский подход и теория благосостояния А. Пигу. Проблема межличностных соизмерений полезности. Последовательный индивидуализм и концепция оптимума Парето. Споры о принципах и формах вмешательства государства. Рыночный социализм как теоретическая проблема в рамках ТОЭР (А.Лернер, О.Ланге). Альтернатива Р. Коуза. Различные гипотезы о причинах маржиналистской революции. Маржиналистская революция и формирование профессионального сообщества экономистов. Теории предпринимательства. Отсутствие места для предпринимательской прибыли в маржиналистской теории распределения доходов. Два подхода к проблеме предпринимательства. Предпринимательство как самостоятельный фактор производства и прибыль как факторный доход. Предпринимательская прибыль как остаточный доход за выполнение предпринимательской функции. Отождествление предпринимателя и капиталиста в английской классической политической экономии. Предпринимательская функция как несение бремени риска неопределенных доходов, как координация факторов производства; разграничение понятий риска и предпринимательства у Ф. Найта и его теория фирмы. Теория предпринимательства и эволюции капитализма Шумпетера: кругооборот и новые комбинации; «созидательное разрушение» как нормальное функционирование капиталистической экономики.
  • Тема 5. Особенности развития русской экономической мысли
    Важнейшие течения экономической мысли на русской почве. Русская экономическая мысль рубежа XIX-XX вв. Выбор пути развития страны как главная экономическая тема. Теория рынков и кризисов: вклад М.И.Туган-Барановского. Туган-Барановский о схемах воспроизводства, взаимосвязи структуры продукта с накоплением капитала и техническим прогрессом, причинах и симптомах циклического развития; понятие свободного ссудного капитала. Конъюнктурная теория денег. Маржиналистские теории и математическая школа. Попытки синтеза трудовой теории ценности и теории предельной полезности. Модель трудового крестьянского хозяйства А.В. Чаянова. Развитие математической школы в советский период: (Л.В. Канторович, В.С. Немчинов и др.) Начало советского периода: становление новых институциональных форм производства экономического знания, связь науки и политики. Исследования Конъюнктурного института (Н.Д. Кондратьев, Е.Е. Слуцкий). Экономические дискуссии 1920-х гг. о соотношении плана и рынка, «генетическом» и «телеологическом» направлениях в планировании. Теоретическое наследие Н.Д. Кондратьева: статистический подход к теории равновесия, гипотеза больших циклов конъюнктуры и ее дальнейшее развитие в мировой науке. Политическая экономия советского периода. Судьба науки в контексте политической борьбы.
  • Тема 6. Д.М. Кейнс и кейнсианство
    Дж.М.Кейнс и его время. Этические установки, экономические и политические представления Кейнса. Макроэкономическое равновесие сквозь призму цен и количеств (от «Трактата о деньгах» к «Общей теории»). Временной аспект и проблема влияния денег на экономику (И.Фишер, К.Викселль). Деньги и неопределенность (понятия ex-ante и ex-post). Новый взгляд на рынки труда, денег, капитала и их взаимодействие. Практические выводы из теории Кейнса. Социальная философия, лежащая в основе теории Кейнса. Теория Кейнса глазами его современников: сторонники, интерпретаторы, критики (Р. Кан, Дж.Хикс, Ф.Хайек). Кейнсианство и проблема интерпретации теории Кейнса. Модели Хикса, Самуэльсона-Хансена. Неоклассический синтез: методологические, теоретические и идеологические основания и причины его разрушения. Неортодоксальное кейнсианство: А.Леойнхуфвуд, Р.Клауэр. Неокейнсианство «вальрасианского толка»: Р.Бэрро, Г.Гроссман. Посткейнсианство. Теория финансовой хрупкости Х.Мински.
  • Тема 7. Мейнстрим экономической науки ХХ в. и его эволюция
    Альфред Маршалл – завершитель маржиналистской системы и реформатор экономической науки. Преемственность и новаторство. Синтез рикардианской и маржиналистской теорий ценности. Установка на практичность экономической теории. Метод частичного равновесия. Эволюция и равновесие у Маршалла. Принцип непрерывности. Отношение к применению математики в экономической теории Особенности терминологии и предмета «экономикс». Теория полезности и спроса. Теория издержек и предложения Исследование рынков и отраслей: законы убывающей и возрастающей доходности. Эластичность и эффект отдачи от масштаба. Влияние фактора времени и типы равновесия. Понятие репрезентативной фирмы. Потребительский излишек и государственное вмешательство. Альтернативы кейнсианству: монетаризм, новая классика и новый монетаризм. Революция рациональных ожиданий и ее значение. Методологические вопросы в связи с процессом формализации экономической теории, роль и место моделей в современной экономической науке. Разнообразие современной экономической науки. Мейнстрим и гетеродоксия. Почему мейнстрим остается по преимуществу неокласическим? Виды гетеродоксальных экономических теорий: классическая традиция в ХХ в.: неорикардианство и неомарксизм; эволюция австрийской школы в XX в.; неоавстрийская школа и неолиберализм; Ф. Хайек о роли знания в экономике; трансформация институционализма. Гомогенизация и гетерогенизация мейнстрима. Структура современной экономической науки по подходам и по отраслям.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-эссе
    6 работ до 10 мин. в рамках семинаров (по 50 - 100 слов)
  • неблокирующий Реферат
    Объем реферата должен составлять примерно 7-10 страниц (до 4 тыс. слов) печатного текста (шрифт Times New Roman, размер 12, интервал 1,5). Включение в эссе или реферат материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Задания могут включать как тестовые вопросы разного вида (включая вопросы на хронологию событий), так и открытые вопросы, рассчитанные на ответы в виде небольших эссе (до 200-300 слов). Оценивается правильность, четкость и полнота ответов на вопросы.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен по всему курсу. Основные вопросы, включаемые в экзаменационные билеты, объявляются студентам за 3 недели до экзамена. После получения билета студенты получают 30 мин. для подготовки.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем.
  • неблокирующий Мини-эссе
    6 работ до 10 мин. в рамках семинаров (по 50 - 100 слов)
  • неблокирующий Реферат
    Объем реферата должен составлять примерно 7-10 страниц (до 4 тыс. слов) печатного текста (шрифт Times New Roman, размер 12, интервал 1,5). Включение в эссе или реферат материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Задания могут включать как тестовые вопросы разного вида (включая вопросы на хронологию событий), так и открытые вопросы, рассчитанные на ответы в виде небольших эссе (до 200-300 слов). Оценивается правильность, четкость и полнота ответов на вопросы.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен по всему курсу. Основные вопросы, включаемые в экзаменационные билеты, объявляются студентам за 3 недели до экзамена. После получения билета студенты получают 30 мин. для подготовки.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.18 * Контрольная работа + 0.12 * Мини-эссе + 0.18 * Работа на семинарских занятиях + 0.12 * Реферат + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кейнс Д. М. - THE GENERAL THEORY OF EMPLOYMENT, INTEREST & MONEY. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЗАНЯТОСТИ, ПРОЦЕНТА И ДЕНЕГ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 342с. - ISBN: 978-5-534-06072-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/the-general-theory-of-employment-interest-money-obschaya-teoriya-zanyatosti-procenta-i-deneg-441704
  • Человеческое поведение: экономический подход : избранные труды по экономической теории, Беккер, Г. С., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Родрик, Д. (2015). Economics Rules: The Rights and Wrongs of the Dismal Science (an excerpt) ; Экономика решает: сила и слабость «мрачной науки» (перевод с англ. Е. Головляницыной). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C111A9