• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»

Введение в психологию

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина дает общее представление о предмете психологии, об истории ее становления как науки, об основных областях исследований в психологии. Рассматриваются гипотезы о происхождении психики и ее культурно-историческое развитие. Даются определения ключевых понятий и характеризуются основные подходы к анализу индивидуально-психологических особенностей и личности человека, его потребностно-мотивационных, эмоционально-волевых и познавательных процессов. Характеризуются особенности социального поведения индивида (в общении и в группе). С использованием аудиторных демонстраций изучаются основные закономерности функционирования человеческой психики и сознания.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов представления о предмете психологии, ее методах и месте в системе наук, об эволюции психики и развитии сознания, а также базовых сведений о феноменах и закономерностях, изучаемых в психологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет виды внимания и объясняет различия между ними
  • Дает определение психологии и назвает ее отрасли.
  • Дает определение эмоции, называет основания для классификации видов эмоций, приводит примеры
  • Дает определения основных познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение) и приводит примеры соответствующих феноменов.
  • Дает определения основных психических состояний (тревога, фрустрация, стресс), формулирует условия их возникновения
  • Знает основные процессы групповой динамики и может их объяснить
  • Знает психологические характеристики группы; приводит различные основания для классификации групп.
  • Называет и характеризует основные методы психологического исследования
  • Называет основные классы феноменов восприятия, дает их определения и приводит примеры
  • Называет различные основания для выделения видов мышления и приводит примеры соответствующих феноменов
  • Называет разные подходы к выделению базовых потребностей человека, приводит примеры аргументов
  • Обозначает основания для выделения видов памяти и приводит конкретные примеры феноменов, относящихся к разным видам памяти
  • Объясняет базовые закономерности межличностного общения и массовой коммуникации
  • Приводит примеры когнитивных искажений, стоящих за ограниченной рациональностью человека
  • Приводит примеры трактовки личности в широком и узком смысле слова
  • Применяет основные положения культурно-исторической психологии к анализу психики человека и привести примеры социокультурной обусловленности психики
  • Различает и определяет понятия индивида, личности, индивидуальности
  • Различает научные психологические факты и представления из области житейской психологии
  • Раскрывает общую картину развития предмета психологии с момента её возникновения как науки
  • Распознает механизмы социального познания в ситуациях межличностного и межгруппового возаимодействия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в общую психологию
  • Становление предмета психологии
  • Происхождение и эволюция психики
  • Мотивация и эмоции
  • Личность и индивидуальные различия
  • Познавательные процессы человека
  • Социальное поведение человека. Личность в общении и в группе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточный тест 1
  • неблокирующий Итоговый тест
  • неблокирующий Коллоквиум по монографии
  • неблокирующий Промежуточный тест 2
  • неблокирующий Присутствие на семинарских занятиях
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Сообщения по дополнительной литературе на семинарских занятиях
  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.06 * Коллоквиум по монографии + 0.15 * Самостоятельная работа + 0.04 * Промежуточный тест 1 + 0.04 * Промежуточный тест 2 + 0.125 * Присутствие на семинарских занятиях + 0.185 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.4 * Итоговый тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
  • Общая психология. Т.2, Кн.1: Субъект деятельности, , 2002
  • Общая психология. Т.2, Кн.2: Субъект деятельности, , 2004
  • Общая психология. Т.3, Кн.1: Субъект познания, , 2005
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., 2005
  • Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007
  • Психология мотивации и эмоций : учеб. пособие для вузов, , 2002
  • Психология мотивации и эмоций, , 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-534-06807-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-2-437723
  • Величковский, Б. Б. Рабочая память человека. Структура и механизмы / Б. Б. Величковский. — Москва : Когито-центр, 2015. — 247 с. — ISBN 978-5-89353-467-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109362 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Дружинин В. Н. - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-534-09236-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/eksperimentalnaya-psihologiya-427494
  • Иванников В. А. - ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 234с. - ISBN: 978-5-534-00116-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-psihologiyu-433703
  • Нуркова В. В., Березанская Н. Б. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 524с. - ISBN: 978-5-534-06919-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-442187
  • Психология индивидуальных различий : хрестоматия, , 2008
  • Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2014
  • Социальная психология : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Гулевич, О. А., 2015
  • Спиридонов В. Ф. - ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-534-08295-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-myshleniya-reshenie-zadach-i-problem-424760
  • Что такое психология. Т.1: ., Годфруа, Ж., 1999