• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ»

Введение в нейронауки

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Кто читает:
Отдел сопровождения учебного процесса в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс является кратким обзором современного состояния нейронаук (neuroscience), прежде всего, с точки зрения нейрофизиологии и нейробиологии поведения. Курс включает в себя базовую информацию о строении и функциях нервной системы как человека, так и основных экспериментальных животных, используемых в качестве моделей для изучения принципов работы мозга. Особое внимание в ходе курса уделяется тем областям наук о нервной системе, которые наиболее интенсивно развиваются в последние годы: молекулярной и эволюционной нейрофизиологии, нейровизуализации, молекулярной нейрофармакологии, моделированию нейронных сетей, нейроиммуноэндокринологии и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у обучающихся представление о том, как современная наука получает сведения о механизмах работы мозга
  • Сформировать базовое понимание основ психических процессов
  • Сформировать представление о взаимосвязи между психическими процессами и состоянием нервной системы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые принципы обработки и проведения информации нервными клетками на электрическом и химическом уровнях
  • Знает о взаимодействии мозга и сенсорных систем, двигательных систем
  • Знаком с организацией и работой синапса
  • Знаком с организацией спинного мозга, основными периферическими нервами
  • Имеет представление о медиаторах нервной системы как вещества, отвечающие за передачу информацию в синапсах
  • Имеет представление о регуляции витальных процессов в организме человека
  • Имеет представление об общих сведениях о строении нервной системы
  • Понимает механизмы формирования привыкания и зависимости
  • Понимает роль головного мозга в управлении высшими психическими функциями
  • Представляет взаимное расположение и роль различных структур головного мозга
  • Различает важнейшие группы психотропных препаратов – молекул, имитирующих действие медиаторов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общий обзор строения нервной системы на уровне макроструктур.
  • Обзор молекулярного и клеточного уровней организации нервных клеток и нервной ткани.
  • Электрические свойства нервных клеток.
  • Строение и функционирование синапсов.
  • Ацетилхолин (Ацх), его роль в центральной и периферической нервной системе.
  • Норадреналин (НА) и стресс.
  • Глутамат и ГАМК – главный возбуждающий и главный тормозный медиаторы нервной системы.
  • Дофамин и серотонин: важнейшие медиаторы психоэмоциональной сферы.
  • Основные группы медиаторов-пептидов.
  • Аденозин и кофеин. Глицин. Анандамид и каннабиноиды.
  • Мозг и гомеостаз (поддержание постоянства внутренней среды организма): значение для общего уровня здоровья и долголетия.
  • Мозг и биологические потребности.
  • Мозг и процессы обучения.
  • Речевые центры головного мозга, их формирование у ребенка; речевое обобщение.
  • Принципы работы сенсорных систем.
  • Мозг и управление движениями.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
    Максимум - 8 баллов
  • неблокирующий Доклад
    Два доклада по 9 баллов, максимум 18
  • неблокирующий Финальная контрольная работа
    Максимум - 26 баллов
  • неблокирующий Письменное тестирование
    результаты письменного тестирования по 3-хбалльной системе: 1 балл - удовл., 2 балла – хорошо, 3 балла - отлично, максимум 48 баллов за все тесты совокупно (без возможности пересдачи)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.26 * Финальная контрольная работа + 0.08 * Посещаемость + 0.18 * Доклад + 0.48 * Письменное тестирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Регуляторные системы организма человека : учеб. пособие для вузов, Дубынин, В. А., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Сергеев, И. Ю.  Физиология человека и животных в 3 т. Т. 1 нервная система: анатомия, физиология, нейрофармакология : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 393 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8578-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433616 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Сергеев, И. Ю.  Физиология человека и животных в 3 т. Т. 2 кровь, иммунитет, гормоны, репродукция, кровообращение : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8760-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433631 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Сергеев, И. Ю.  Физиология человека и животных в 3 т. Т. 3 мышцы, дыхание, выделение, пищеварение, питание : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин, А. А. Каменский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 211 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9077-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433696 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Фонсова, Н. А.  Анатомия центральной нервной системы : учебник для академического бакалавриата / Н. А. Фонсова, И. Ю. Сергеев, В. А. Дубынин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 338 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3504-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433561 (дата обращения: 28.08.2023).